Решение б/н Решение и предписание по жалобе жалобу ООО «Саа» на действия... от 29 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-54/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.01.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии:

от ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» - <...> (по доверенности
от 14.01.2019), <...> (по доверенности от 14.01.2018).

в отсутствие представителей: ООО «Саа», ООО «РТС-тендер» (извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 14.01.2019 № ИГ/687/19),

рассмотрев жалобу ООО «Саа» (далее также - Заявитель) на действия заказчика — ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для нужд ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» (реестровый № 31807360086) (далее — Аукцион) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов при проведении Аукциона выразилось в установлении срока подачи запросов о даче разъяснений положений Аукционной документации, отличного от Типового положения и норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение
о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы
в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях
на жалобу и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.12.2018 Заказчиком на Официальном сайте опубликовано извещение о проведении Аукциона. Датой окончания подачи заявок определено 09.01.2019.

Согласно пункту 2.2.1 Аукционной документации любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений Аукционной документации. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменной форме разъяснения положений Аукционной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания срока подачи заявок на участие
в Аукционе.

В соответствии с пунктом 29.1. Типового положения о закупке, утвержденного приказом Главного контрольного управления г. Москвы от 19.10.2018 г. № 103, любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений аукционной документации. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменной форме разъяснения положений Аукционной документации. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частью 3, статьи 3.2 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке
и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Заказчик установил сроки на подачу запросов о даче разъяснений положений Аукционной документации отличные от требований Закона о закупках и Типового положения.

В обоснование правомерности собственных действий Заказчик указывает, что изменение сроков разъяснения Аукционной документации сделано в виду того, что количество рабочих дней находящихся в пределах дат подачи заявок, является недостаточным для своевременного направления запроса на разъяснение.

Комиссия отмечает, что Заказчик, устанавливая в документации срок окончания подачи запросов разъяснений 04.01.2019 (в выходной день), фактически сократил реальный срок на их подачу для лиц, изъявивших такое желание, поскольку дни в период с 30.12.2018 по 08.01.2019 являлись выходными. В связи
с этим Заказчику в целях соблюдения прав и законных интересов лиц, подавших запросы в период нерабочих дней, надлежало разместить соответствующие ответы до 30.12.2018, поскольку 09.01.2019 в 09:00 завершался срок на подачу заявок на участие в Аукционе. Таким образом это является невозможным, исходя их сроков установленных Заказчиком, а потому все запросы, на которые реально мог ответить Заказчик должны были поступить до 30.12.2018.

Комиссия также учитывает, что при осуществлении разъяснения положений Аукционной документации в соответствии с частью 3, статьи 3.2 Закона
о закупках Заказчик также нарушил бы логику данной конкурентной процедуры.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, если один из дней срока подачи запроса на разъяснение Аукционной документации приходится на выходной день, то исчисление последующих дней начинается с первого рабочего дня.

Учитывая то, что дата окончания подачи заявок 09.01.2019, то последний день на разъяснение документации приходился бы на 26.12.2018.

Таким образом лица желающие направить запрос на разъяснения Аукционной документации имели бы всего два дня на осуществление данного запроса,
что является недостаточным, учитывая объём документации, анализ которой требуется осуществить потенциальному участнику.

Кроме того, в случае подачи запроса на разъяснение Аукционной документации, потенциальному участнику не хватило бы времени для формирования заявки для участия в Аукционе. Данное обстоятельство не могло бы свидетельствовать о соблюдении Заказчиком прав и законных интересов потенциальных участников Аукциона.

Срок на подачу заявок, установленный Заказчиком, не может выпадать на нерабочие дни, поскольку в такие дни отсутствует возможность совершения как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих подаче заявки и сопутствующих ей, в том числе, разъяснение положений Аукционной документации, а значит такой публичный срок не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе.

Заказчик при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку, и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку из предоставленных дней десять являлись нерабочими для всех возможных участников правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в Аукционе.

Также Управление отмечает, что запрос о даче разъяснений положений документации является способом получения потенциальными участниками закупки информации о положениях, которые ему, возможно, не ясны. В связи с чем, сроки, предусмотренные пункте 2.2.1 Аукционной документации, являются обеспечительными и направлены на предоставление лицу, подавшему соответствующий запрос, сформировать заявку на участие в закупке с учетом разъяснений, полученных от Заказчика.

Потенциальные участники закупки в рассматриваемых правоотношениях должны располагать повышенными гарантиями реализации своих прав и не должны претерпевать негативные последствия в результате действий Заказчика.

В связи с чем, Комиссия Управления полагает, что Заказчик, действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех участников торгов должен способствовать обеспечению прав и законных интересов потенциальных участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии
в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившегося
в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, п. 8.12 Аукционной документации ввиду непродления срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «Саа» (ИНН: 0912004919; ОГРН: 1170917002156) на действия ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» (ИНН: 7736669273;
      ОГРН: 5137746236799) при проведении Аукциона обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3,
      п. 8.12 Аукционной документации.

    3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-54/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.01.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 06.11.2018 по делу № 1-00-54/77-19,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для нужд
ГБУ «Жилищник района Ломоносовский» (реестровый № 31807360086) устранить допущенное нарушение, а именно:

  1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурентной процедуры.

  2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие
    в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.

  3. Заказчику внести изменения в документацию в соответствии с решением Комиссии Управления от 15.01.2019 по делу № 1-00-54/77-19, а именно продлить срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с документацией
    и Положением о закупках, а также установить срок на разъяснение Аукционной документации в соответствие с Положением о закупках и Законом о закупках.

  4. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях
    в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

  5. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе новой дате рассмотрения заявок на участие
    в Аукционе и подведения итогов.

  6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.02.2019.

  7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 22.02.2019 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны