Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-564/77-18 о нарушении ... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-564/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

29.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

при участии:

от заявителя: ООО УК «Свитхом» - <...> (доверенность от 02.03.2018
№ С-15
,

от организатора торгов: Управы Даниловского района города Москвы - <...> (доверенность от 19.02.2018 ДА-16-67/8),

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО УК «Свитхом» на действия организатора торгов - Управы Даниловского района города Москвы при проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Москва,ул. Серпуховский вал, д .21 корп 1-4, стр. 5,9 (реестровый № 110118/2853015/01) (далее - Конкурс),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

ООО УК «Свитхом» (далее - Заявитель) обратилось в адрес Московского УФАС России с жалобой на действия Управы Даниловского района города Москвы (далее - Организатор торгов) при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка проведения Конкурса.

Представитель Организатора торгов против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее - Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса).

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) 11.01.2018 размещено извещение о проведении Конкурса.

Датой окончания подачи заявок определено 28.02.2018, датой подведения итогов Конкурса - 20.03.2018.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 20.03.2018 № 3 следует, что победителем Конкурса признан участник ООО «УК Новая Система», а Заявитель является участником конкурса, сделавшим предыдущее предложение наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.

Согласно доводам жалобы Заявитель первым сделал предложение по стоимости дополнительных работ и услуг, что было Организатором торгов проигнорировано, далее другим участником было подано такое же предложение, и в результате победителем был признан другой участник.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно подпункту 4(1) пункта 41 Правил проведения конкурса конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Изучив конкурсную документацию, Комиссия установила, что организатором торгов утвержден перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта Конкурса, который не отвечает целям и задачам проведения конкурса.

Так, необходимо отметить, что по своей правовой природе перечень дополнительных работ и услуг является перечнем, закрепляющим проведение определенных работ или оказания услуг, не необходимых в силу закона и улучшающих бытовые условия в многоквартирном жилом доме, то есть делающих такое проживание более комфортным по сравнению с нормативными показателями (более безопасным и т.д.).

При этом из положений Правил проведения конкурса усматривается, что предложение по стоимости выполнения дополнительных работ является единственным критерием для определения победителя конкурса.

Таким образом, от верного и обоснованного установления организатором торгов перечня дополнительных работ (услуг) зависит выбор управляющей организации многоквартирного жилого дома.

Из совокупного толкования положений подпункта 4(1) пункта 41 и пункта 76 Правил проведения конкурса следует, что при формировании перечня дополнительных работ организатор торгов обязан руководствоваться Постановлением № 491, иными нормативными правовыми актами, состоянием многоквартирного дома.

Из положений Постановления № 491 усматривается, что им установлены требования к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в частности устанавливаются общие критерии состояния имущества многоквартирного жилого дома, и, в отличие от постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (по обязательным работам), определяющие не конкретные виды работ, а фактическую цель выполнения работ (оказания услуг).

В связи с этим перечень дополнительных работ (услуг) должен быть установлен организатором торгов в целях достижения результатов, определенных законодателем в отношении состояния общего имущества многоквартирного жилого дома.

При этом участники конкурса должны в рамках торгов предлагать стоимость выполнения таких работ (оказания услуг), что обуславливает обязанность организатора торгов по формированию данного перечня таким образом, чтобы каждый претендент на основании собственных возможностей сделал качественное предложение, приводящее к увеличению стоимости выполнения таких работ.

В свою очередь, с учетом формы конкурентной процедуры (конкурс), организатором торгов должна быть обеспечена реальная состязательность процедуры для её участников, исключающая возможность выявления победителя на основе первенства очередности подачи заявки либо представления равных предложений со стороны одновременно нескольких участников.

Вместе с тем следует признать, что в настоящем случае Организатором торгов данные требования соблюдены не были.

Согласно пункту 7.1.3 Конкурсной документации участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов предлагается суммированная стоимость по всем объектам, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в части III Конкурсной документации. (Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса).

Как следует из части III Конкурсной документации, Организатор торгов сформировал перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме следующим образом:

п/п

Наименование работ и услуг

Периодичность выполнения работ и оказания услуг

объем выполнения работ и оказания услуг

Требование к качеству и гарантийным обязательствам

Годовая плата (рублей), в том числе НДС

Стоимость на 1 кв. метр общей площади (рублей в месяц), в том числе НДС

1.

Работы по техническому обслуживанию инженерного оборудования многоквартирного дома:

1.1

Установка системы видеомониторинга сохранности общего имущества в МОП (включая установку камер в каждом лифте, лифтовом холе и лестничной площадке)

1 раз

1 шт.

гарантийный срок на указанные работы и услуги не менее 36 месяцев

1 592 615,39

0,91

1.2

Установка системы обеспечения сохранности общего имущества в МКД и контроля доступа в местах общего пользования и лифтах

1 раз

1 шт.

гарантийный срок на указанные работы и услуги не менее 36 месяцев

1 190 086,22

0,68

...

 

Всего:

 

 

33 829 951,04

19,33

 

Предусмотренная в п. 1.9 перечня дополнительных работ «Влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта» фактически не относится к дополнительным работам, каким-либо образом дополняющим обязательные работы, включенные в условия конкурсной документации (условия содержания общего имущества МКД). Такие работы фактически включены в работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 23 Конкурсной документации), являясь частью следующих работ:

- Сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных маршей, пандусов (периодичность — влажная 5 раз в неделю; сухая 5 раз в неделю);

- Влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц и пр. (периодичность — 2 раза в год).

Представляется очевидным, что сухая и влажная уборка внутридомовых помещений общего пользования включает в себя также протирку пыли с отдельных элементов этих помещений. При таких обстоятельствах включение подобных работ в состав дополнительных работ в контексте положений Правил проведения конкурса с периодичностью 2 раза в год никоим образом не создает перспективу дополнительных затрат для участников процедуры — претендентов на исполнение таких работ по заключении договора на управление МКД. Что, в свою очередь, лишает такие работы (такую позицию документации) как основу конкурентного предложения всякого смысла, поскольку любой участник может предложить выполнение таких работ с любой периодичностью без каких-либо сложностей.

В свою очередь, прочие работы и услуги (раздел 2 перечня дополнительных работ) также не несут какой-либо существенной нагрузки для участников конкурса, с учетом размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений, определенных конкурсной документацией.

Кроме того, Организатором торгов не определено каких-либо условий, позволяющих осуществлять контроль за исполнением требований договора, в том числе, соблюдением условий о выполнении дополнительных работ и оказания услуг, не предусмотрена ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение управляющей организацией договорных обязательств.

Данные обстоятельства с учетом незначительной стоимости таких работ/услуг приводят к возможности исполнения рассматриваемого перечня абсолютно любым лицом.

Такой перечень является легкодостижимым и создает ситуацию, когда любая организация в состоянии подать предложение с максимальной стоимостью выполнения названных работ/услуг, и в таких условиях первый участник, сделавший предложение по стоимости дополнительных работ, имеет преимущественную возможность огласить максимальную стоимость таких работ, исключив, тем самым, возможность подачи конкурентоспособных предложений иными участниками конкурсов.

Организатор торгов, установив простой перечень дополнительных работ, выполнение которых фактически является необязательным ввиду отсутствия контроля за их исполнением, тем самым, предусмотрел механизм определения победителя конкурса, устраняющий, по сути, какие-либо условия для реальной конкуренции, сводя конкурентную процедуру к выявлению победителя на основе первенства поданной заявки.

Такой правовой подход нашел свое отражение в актах судов Московского региона, в частности по делам №№ А40-61333/2016, А40-25483/2016.

Из Конкурсной документации следует, что Организатором торгов установлено следующее требование к качеству выполнения дополнительных работ:

«Гарантийный срок на указанные работы и услуги не менее 36 месяцев».

Таким образом, из материалов дела не следует, что указанный перечень работ составлен Организатором торгов в зависимости от состояния многоквартирного жилого дома и с учетом нормативных правовых актов в области эксплуатации жилищ, санитарного благополучия населения, и, как следствие, у участника конкурса отсутствует возможность формирования своего предложения в отношении качества выполнения таких работ, поскольку, в числе прочего, предполагается безальтернативное соблюдение требований к качеству, установленных в Конкурсной документации.

Учитывая приведенные обстоятельства, следует признать, что установленный Организатором торгов перечень дополнительных работ не отвечает критериям для такого перечня, установленным Правилами проведения конкурса.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия решила признала жалобу обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу заявителя на действия организатора торгов при проведении Конкурса обоснованной.

    2. Признать в действиях организатора торгов нарушения требований подпункта 4(1) пункта 41 Правил проведения конкурса.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.

 

 

 

Председатель Комиссии: <...>а

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-564/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

29.03.2018 г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.03.2018 по делу № 1-00-564/77-18,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Управе Даниловского района города Москвы (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Москва,ул. Серпуховский вал, д. 21 корп 1-4, стр. 5,9 (реестровый № 110118/2853015/01) (далее - Конкурс):

    1. Организатору торгов отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 20.03.2018 № 3.

    2. Организатору торгов внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 29.03.2018 по делу № 1-00-564/77-18.

    3. Организатору торгов вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    4. Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Организатору торгов назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.

    6. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.torgi.gov.ru.

    7. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 31.05.2018.

Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.06.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 


 

Председатель Комиссии: <...>а

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны