Решение б/н Решение по жалобе ООО «Эмпирей» на действия заказчика - ОАО ... от 5 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Эмпирей»

680009, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, д. 19, оф. 10

 

  1. ОАО «БЭТ»

129090, Москва, ул. Каланчевская, д. 35

 

  1. ЭТЗП ОАО «РЖД»

107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-575/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.04.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Эмпирей» на действия заказчика - ОАО «БЭТ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку оборудования, запасных частей, узлов и материалов для оборудования в адрес Хабаровского завода железобетонных шпал - филиала ОАО «БЭТ» в 2015 году (реестровый № 31502060716, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Эмпирей» (далее - Заявитель) на действия заказчика -ОАО «БЭТ» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку оборудования, запасных частей, узлов и материалов для оборудования в адрес Хабаровского завода железобетонных шпал - филиала ОАО «БЭТ» в 2015 году (реестровый № 31502060716, лот № 1) (далее - Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в отсутствии в Конкурсной документации методики и порядка оценки заявок, веса критериев в баллах.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

14.12.2012 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «БЭТ» (далее — Положение о закупках).

24.02.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 24.02.2015 дата окончания подачи заявок — 18.03.2015, дата окончания рассмотрения заявок — 30.03.2015, дата подведения итогов — 31.03.2015.

Согласно протоколу заседания экспертной группы от 30.03.2015 № 15/15/2? в соответствии с методикой оценки конкурсных заявок экспертной группой проведены анализ и оценка конкурсных заявок ООО «Эмпирей», ООО «СТРОЙРЕЗЕРВ» и ООО «СМУ №7» по лоту № 1 Конкурса. При подсчете общего количества баллов установлено, что организация ООО «Эмпирей» набрала 86,99 баллов, ООО «СТРОЙРЕЗЕРВ» - 87,5 баллов и ООО «СМУ №7» - 88,79 баллов. По результатам оценки и сопоставления конкурсных заявок участников, представленных по лоту № 1, заявки участников распределяются в соответствии с уменьшением степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора в следующем порядке:

  1. ООО «СМУ №7» - 88,79 баллов;

  2. ООО «СТРОЙРЕЗЕРВ» - 87,5 баллов;

  3. ООО «Эмпирей» - 86,99 баллов.

В соответствии с вышеизложенным, Заказчиком было принято решение признать победителем Конкурса по лоту № 1 ООО «СМУ №7» в соответствии с конкурсной заявкой и финансово-коммерческим предложением.

Согласно пункту 2.7 Конкурсной документации, победитель открытого конкурса определяется по итогам оценки заявок, соответствующих требованиям настоящей конкурсной документации.

При сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:

  • цена договора;

  • квалификация участника;

  • опыт участника;

  • сроки поставки товара;

  • наличие системы менеджмента качества;

  • гарантийный срок на товар.

Оценка заявок осуществляется на основании финансово-коммерческого предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, предоставляемых претендентом дополнительно при наличии:

  • положительных отзывов, рекомендаций, благодарностей контрагентов, с которыми у претендента имелись или имеются договорные отношения по предмету конкурса. Отзывы, рекомендации, благодарности должны быть предоставлены на официальном бланке, за подписью уполномоченного и заверены печатью и подписью уполномоченного лица претендента.

Оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов, соответствующего условиям, изложенным в конкурсной заявке.

Заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов.

Изучив Конкурсную документацию, а также информацию с Официального сайта, Комиссия установила, что заявки оцениваются членами Конкурсной комиссии субъективно и фактически методика оценки заявок участников Конкурса отсутствует в составе Конкурсной документации, в результате чего, у участников Конкурса отсутствует возможность проверки присвоения им итоговых баллов.

Согласно пояснениям Заказчика, итоговый подсчет баллов осуществлялся в соответствии с методикой и критериями оценки заявок на участие в Конкурсе, которая не была опубликована в составе Конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Конкурсная документация не содержат информации о порядке присвоения баллов по критериям оценки, следовательно определение правомерности начисления вышеуказанных баллов не представляется возможным.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, отсутствие порядка оценки заявок в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретных критериев оценок заявок, их значимости в баллах позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации методики и порядка оценки заявок, веса критериев в баллах обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Одновременно, Комиссия отмечает, что Заказчиком на заседании Комиссии представлены договоры, заключенные по итогам Конкурса, в том числе по лоту № 1 — договор от 13.04.2015 № 3.

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

    1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны