Решение б/н Решение по жалобе АНО СТО «Профессионал» на действия заказчи... от 18 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АНО СТО «Профессионал»

692906, Приморский край, г. Находка, ул. Береговая, д. 40В

 

ФГУП «УВО Минтранса России»

119071, Москва, проезд 2-й Донской, д. 8

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-582/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

06.04.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

при участии:

от заказчика - ФГУП «УВО Минтранса России»:

в отсутствие:

АНО СТО «Профессионал» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.04.2016 № ИШ/12948),

рассмотрев жалобу АНО СТО «Профессионал» на действия заказчика ФГУП «УВО Минтранса России» при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению подготовки к сдаче периодических проверок на пригодность к действиям в условиях связанных с применением оружия и специальных средств подразделений Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (реестровый № 31603371543), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба АНО СТО «Профессионал» (далее - Заявитель) на действия заказчика ФГУП «УВО Минтранса России» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по проведению подготовки к сдаче периодических проверок на пригодность к действиям в условиях связанных с применением оружия и специальных средств подразделений Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (реестровый № 31603371543) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном допуске к участию в Закупке ЧУ ДПО «СТО «Кедр».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «УВО Минтранса России» (далее — Положение о закупках).

29.02.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 29.02.2016 дата окончания подачи заявок — 14.03.2016, дата рассмотрения заявок — 14.03.2016.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 14.03.2016 № б/н в связи с тем, что заявка ЧУ ДПО «СТО «Кедр» отвечает требованиям, установленным в документации и поступила ранее заявки АНО СТО «Профессионал», принято решение о признании победителем Закупки по Лотам № 1, 2, 3, 6, 8 ЧУ ДПО «СТО «Кедр».

Согласно доводам Заявителя, ЧУ ДПО «СТО «Кедр» не соответствует требованиям документации о Закупке, ввиду того, что общество не обладает ресурсами, позволяющими осуществлять образовательную деятельность на территории Приморского края и г. Находке

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

В соответствии с инструкцией о подготовке заявок на участие в запросе котировок (далее - Инструкция) Котировочная заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг, предлагаемых участником закупки в котировочной заявке, требованиям котировочной документации.

К претендентам размещения заказа установлено обязательное требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (наличие лицензий, сертификатов, допусков от СРО и т. д.).

В соответствии с документацией о Закупке в составе заявки необходим представить:

- копию лицензии на образовательскую деятельность по обучению частных охранников и работников юридического лица с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Согласно пункту 1 Технического задания Закупочной документации предмет Закупки - проведение подготовке к ежегодной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств в 2016 году работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (далее - Филиала) в количестве 1429 человек.

В соответствии с пунктом 2 Технического задания Закупочной документации место проведения периодических проверок работников Филиала - базовый город нахождения структурного подразделения:

- Лот № 1 Оказание услуги по проведению периодических проверок (первичных, плановых) работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств в г. Владивосток, п. Зарубино, п. Посьет в количестве 242 человек проводится в г. Владивостоке на территории Исполнителя.

Начальная (максимальная) цена Лота составляет 363 000 (триста шестьдесят три тысяч) рублей 00 копеек по 1500 рублей за 1 работника.

Лот № 2 Оказание услуг по проведению периодических проверок (первичных, плановых) работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств в г. Находка, п.г.т. Врангель в количестве 223 человека. проводится в г. Находка на территории Исполнителя.

Начальная (максимальная) цена Лота составляет 334 500 (триста тридцать четыре тысяч пятьсот) рублей 00 копеек по 1500 рублей за 1 работника.

Лот № 3 Оказание услуг по проведению периодических проверок (первичных, плановых) работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств в г.Хабаровск, п.Охотск, п.Аян, п.Херпучи, с.Чумикан, с.Богородское в количестве 98 человек проводится в г. Хабаровске, п. Охотск, п. Аян, п. Херпучи, с. Чумикан, с. Богородское на территории Исполнителя.

Лот № 6 Оказание услуг по проведению периодических проверок (первичных, плановых) работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств в г. Ванино в количестве 122 человек проводится в г. Ванино, Де-Кастри на территории Исполнителя.

Начальная (максимальная) цена Лота составляет 244 000 (двести сорок две тысячи) рублей 00 копеек по 2000 рублей за 1 работника.

Лот № 8 Оказание услуг по проведению периодических проверок (первичных, плановых) работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств в п.Бурея, п.Архара, г.Свободный, г.Зея, г.Тында, п.Экимчан в количестве 91 человек проводится в г. Благовещенске на территории Исполнителя.

Начальная (максимальная) цена Лота составляет 318 500 (триста четыре тысячи) рублей 00 копеек по 3500 рублей за 1 работника.

Заказчик отклоняет котировочные заявки в случае несоответствия котировочной заявки требованиям, указанным в котировочной документации (в том числе при отсутствии описания поставляемого товара, подробных характеристик, указания страны – производителя товара).

Проведя документальный анализ заявки ЧУ ДПО «СТО «Кедр», Комиссия установила, что участником в составе заявки на участие в Закупке предоставлена Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29.07.2015 № 1919. Согласно Приложению № к лицензии 1 ЧУ ДПО «СТО «Кедр» вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых, дополнительному профессиональному образованию. Адреса осуществления образовательной деятельности: 680052, г. Хабаровск, ул. Горького, д.61 А, оф. 33, Б. Аэрадром, ДОС-10 А, ул. Шкотова, 14. Согласно Приложению № 2 к лицензии ЧУ ДПО «СТО «Кедр» вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых, дополнительному профессиональному образованию по адресу: 681006, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Хорпинское шоссе, 50, ул. Аллея Труда, д.1.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно части 4 Закона об образовании лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее — Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, является в том числе наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Представленные в составе заявки ЧУ ДПО «СТО «Кедр» документы, подтверждают возможность оказания организацией образовательных услуг по следующим адресам: 680052, г. Хабаровск, ул. Горького, д.61 А, оф. 33, Б. Аэрадром, ДОС-10 А, ул. Шкотова, 14; 681006, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Хорпинское шоссе, 50, ул. Аллея Труда, д.1.

Вместе с тем, ЧУ ДПО «СТО «Кедр» не представлены документы, подтверждающие право организации на осуществление образовательных услуг на территории г. Владивостока, г. Находка, г. Ванино, г. Благовещенска, в связи с чем, Комиссия презюмирует отсутствие соответствующих разрешительных документов у ЧУ ДПО «СТО «Кедр».

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о несоответствии ЧУ ДПО «СТО «Кедр» требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом Закупки, а именно образовательных услуг.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о неправомерном допуске ЧУ ДПО «СТО «Кедр» к участию в Закупке.

Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В связи с чем, действия Заказчика, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Одновременно, в рамках заседания Комиссии Заказчиком представлен договор от 22.03.2016 № ПР-109/2016, заключенный по итогам Закупки с ЧУ ДПО «СТО «Кедр».

Вместе с тем, итоговый протокол, а именно рассмотрения и оценки заявок от 14.03.2016 № б/н, опубликован в ЕИС 15.03.2016. Таким образом, договор по итогам Закупки заключен на седьмой день, после опубликования итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 5.7.12 Положения о закупках договор может быть заключен не ранее чем через два и не позднее чем через десять рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки котировочных заявок.

Таким образом, договор по итогам запроса котировок должен быть заключен не позднее чем через десять рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки котировочных заявок.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, норма пункта 5.7.12 Положения о закупках, позволяющая заключать договор по итогам закупочной процедуры не ранее чем через два и не позднее чем через десять рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки котировочных заявок, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны