Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «А групп» (далее - Заяви... от 29 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
-
ООО «А групп»
129164, Москва, бул. Ракетный, д. 16
-
ПАО «МОЭК»
119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10
-
ООО «ГазНефтеторг.ру»
119334, Москва, ул. Вавилова, д. 5, к. 3, оф. 218
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-636/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.03.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
ООО «А групп»
ПАО «МОЭК»
рассмотрев жалобу ООО «А групп» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО «МОЭК» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку труб стальных бесшовных для нужд ПАО «МОЭК» (реестровый № 31704649495) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в утверждении Закупочной документации с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «МОЭК» (далее - Положение о закупках).
10.01.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 10.01.2017 дата окончания подачи заявок - 18.01.2017, дата рассмотрения заявок - 17.03.2017, дата и время подведения итогов - 17.03.2017.
Из протокола заседания комиссии по подведению итогов конкурентных процедур ПАО «МЭК» от 21.02.2017 № б/н следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.9.13 Закупочной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
-
По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлены требования о наличии в составе заявки на участие в Закупке следующих документов:
-оригинала выписки из штатного расписания;
-копии всех листов трудовой книжки на каждого привлекаемого специалиста;
-отсканированные оргиналы документов, подтверждающих наличие у специалистов участника соответствующей квалификации, профессиональных знаний и опыта работы;
-копии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Таким образом, заказчики вправе самостоятельно в положение о закупке и закупочной документации установить перечень требований к участнику закупки.
Пунктом 3.7 Закупочной документации утвержден перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Закупочной документации, среди которых:
-оригинал выписки из штатного расписания организации Участника, которая должна быть скреплена основной печатью (при наличии печати) и заверена подписью руководителя организации;
-копии всех листов трудовой книжки на каждого привлекаемого специалиста, в том числе и вкладышей к ней в случае наличия таковых. Копия прилагаемой трудовой книжки должна быть скреплена основной печатью (при наличии печати) и заверена подписью руководителя организации, а также подписью начальника Отдела кадров организации Участника или аналогично указанной должности;
-отсканированные оригиналы документов, подтверждающих наличие у специалистов Участника соответствующей квалификации, профессиональных знаний и опыта работы (в соответствии с п. 4.20 информационной карты Документации);
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в составе Закупочной документации не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссии, Заявитель не представил доказательств обратного.
Также, в ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что в составе заявки Заявителя представлены расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по установленной форме РСВ-1 ПФР в неполном объеме.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.9.13 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участника Закупки, приведенных организатором, комиссия вправе отклонить заявку в случае отсутствия документов, определенных Закупочной документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или о закупаемых товара, в том числе отсутствия заполненных форм 1-15 Закупочной документации.
Учитывая изложенное, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Закупке.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.
Вместе с тем, Заказчик не обосновал необходимость установления требования о необходимости предоставления копии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в составе заявки на участие в Закупке. При этом, установление указанного требования может привести к необоснованному ограничению количества участников на участие в Закупке.
-
-
По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающих выполнение участником обязательств по договору поставки в установленные сроки.
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.21 Информационной карты Закупочной документации участник Закупки должен иметь в наличии документы, подтверждающие возможность надлежащего выполнения участником обязательств по договору поставки в установленные сроки (письма от заводов-производителей и/или письма от иных организаций с приложением документального подтверждения наличия у таких организаций требуемого количества товара или возможности отгрузки в указанные сроки и объеме) с обязательстным указанием порядковых номеров номенклатурного перечня спецификации заказчика/организатора, номера данного запроса предложений.
В случае наличия предмета закупки на складе участника процедуры - письмо от участника процедуры, подтверждающее данный факт с указанием ассортимента и количества предмета закупки, а также с предоставлением копий сертификатов изготовителей на предмет закупки, имеющийся в наличии.
В случае отсутствия данного подтверждения, комиссия вправе отклонить такое предложение из-за несоответствия предложения на участнике в процедуре закупки требованиям закупочной документации.
Между тем, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование подпункта 5 пункта 4.21 Информационной карты Закупочной документации о необходимости включения в состав заявки документов, выданных непосредственно изготовителем продукции, подтверждающих наличие у завода-производителя или иных организаций требуемого количества товара или возможности отгрузки в указанны сроки и объеме, ставит участников Закупки в зависимость от лиц, изготавливающих и поставляющих соответствующий товар, накладывая на потенциальных участников обязанность по раскрытию перед изготовителем или дилером существенных условий предполагаемого договора.
Включение в состав документации о Закупке ранее названного требования накладывает на потенциальных участников Закупки дополнительные ничем необоснованные ограничения. Кроме того, наличие в составе заявки письма, подтверждающего готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с требования Закупочной документации, а именно изготовить товар с конкретными характеристиками и в конкретных объемах, не может гарантировать Заказчику поставку товара по предполагаемому договору и не имеет под собой правовых последствий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
При этом Комиссия сообщает, что устанавливая указанное требование, Заказчик ограничивает возможность участия в Закупке тем лицам, которые реализуют товар на законных основаниях, но не являются изготовителями или официальными дилерами, поскольку ставит их в зависимость от от третьих лиц.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
В связи с чем, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в подпункте 5 пункта 4.21 Информационной карты Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении документов, выданных непосредственного изготовителем продукции, подтверждающих наличие у завода-производителя или иных организаций требуемого количества товара или возможности отгрузки в указанны сроки и объеме.
-
-
По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлено требование о необходимости подписания руководителем или уполномоченным лицом участника Закупки всех документов, входящих в состав заявки на участие в Закупке, при наличии электронной цифровой подписи.
-
В соответствии с пунктом 3.2.3 Закупочной документации каждый документ, входящий в состав заявки, должен быть подписан руководителем или уполномоченным лицом участника и скреплен печатью участника Закупки (при наличии печати).
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об ЭЦП) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Из части 3 статьи 6 Закона об ЭЦП следует, что если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Таким образом, предоставление документов в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи равнозначен документу, в бумажном виде, подписанному собственноручно.
Согласно извещению о проведении Закупки, данная закупка проводится в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1.2 Закупочной документации заявка на участие в Закупке - это комплект документов, содержащий предложение участника Закупки о заключении договора и иные сведения, предусмотренные Закупочной документацией, направленный организатору по форме и в порядке, установленными Закупочной документацией.
Учитывая изложенное, требование о необходимости подписания руководителем или уполномоченным лицом участника Закупки всех документов, входящих в состав заявки на участие в Закупке неправомерно, так как заявка на участие в Закупке заверяется электронной цифровой подписью.
Вместе с тем, несоблюдение указанного требование не является основанием для отклонения заявки от участия в Закупке.
При этом, согласно протоколу по подведению итогов конкурентных процедур ПАО «МЭК» от 21.02.2017 № б/н 6 заявок, поданных на участие в Закупке, из 7 отклонены от участия в Закупке, в связи с чем Закупка признана несостоявшейся.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя обоснованным.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части доводов относительно установлено требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающих выполнение участником обязательств по договору поставки в установленные сроки, а также неправомерного установления требования о необходимости подписания руководителем или уполномоченным лицом участника Закупки всех документов, входящих в состав заявки на участие в Закупке. В остальной части жалобу признать необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-636/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.03.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 13.03.2017 по делу № 1-00-636/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «МОЭК» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку труб стальных бесшовных для нужд ПАО «МОЭК» (реестровый № 31704649495) (далее - Закупка), а именно:
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
-
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
-
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 13.03.2017 по делу № 1-00-636/77-17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупки таким образом, чтобы он составлял не менее пяти рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 13.03.2017 по делу № 1-00-636/77-17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 15.05.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 18.05.2017 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.