Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «БУМ» на действия заказч... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-688/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.04.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «БУМ» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ГБУ «Мосгоргеотрест» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания для Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра» (реестровый № 31806282109, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении в Закупочной документации неправомерных требований к участникам Конкурса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии
по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права
и законные интересы участника закупки в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок (вх. № 17536-ЭП/18 от 16.04.2018) и отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

18.01.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

23.03.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса
с начальной (максимальной) ценой договора 9 542 731, 81 руб.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок — 13.04.2018. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса — 16.04.2018.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

    1. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось
      в установлении Конкурсной документации требования о наличии справки МВД России об отсутствии судимости и административных правонарушений у всех сотрудников участника Конкурса. Как полагает заявитель, данное требование установлено Заказчиком неправомерно в силу того, что данная справка не имеет отношения к участнику закупки, а выдается физическому лицу – работнику участника закупки, справка получается каждым физическим лицом в отдельности и срок получения этого документа составляет 30 календарных дней (извещение
      о проведении закупки размещено в ЕИС 23.03.2018, срок окончания подачи заявок – 13.04.2018, следовательно, даже при делании предоставления данных документов в составе заявки, сотрудники участника закупки физически не смогут получить данные справки).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационной открытости закупки, равноправием, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений
в сфере размещения заказов, удовлетворения потребностей заказчика в работах, товарах, услугах.

Согласно пунктам 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке,
в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 14.2. Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе:

  • квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

  • требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Согласно подпункту 1.6.5. пункта 1.6 Конкурсной документации
по усмотрению Заказчика в части III настоящей документации устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, в частности:

1) Квалификационные требования (включая требования к опыту работы),
а именно:

- требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов
(к примеру, количество ранее выполненных договоров аналогичных по объему поставки Товаров, по видам оказываемых услуг и т.п.), в том числе
за определенный промежуток времени;

- требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника процедуры закупки (привлекаемого субподрядчика/соисполнителя). При этом в документации процедуры закупки должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой «либо аналог» либо «или эквивалент») или должны быть изложены основные требования к такой системе;

- иные требования к участникам закупок, а также товарам, услугам (в том числе наличие лицензий, допусков, аккредитации, сертификатов, а также правна осуществление определенного вида деятельности: дилерских соглашений и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.10.1.2 Конкурсной документации в случае несоответствия участника процедуры закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника,
а требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в конкурсной документации, требованиям, установленным к ним
в соответствии с пунктом 1.6 Конкурсной документации, участник закупки при рассмотрении заявок на участие в конкурсе не допускается конкурсной комиссией
к участию в конкурсе.

Так в пункте 8.7 Информационной карты установлено следующее дополнительно требование к участникам Конкурса:

- наличие на всех сотрудников (непосредственных исполнителей работ) справок МВД РФ об отсутствии судимости и административных правонарушений (предоставляются победителем конкурса до даты подписания договора) (далее – справка МФД РФ).

Документы и сведения, подтверждающие соответствие участников таким требованиям, предоставляются участниками в соответствии с указаниями подпункта7 пункта 3.4.1 части II Конкурсной документации (Требования
к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе).

Согласно пункту 11 Формы 2 Конкурсной документации участник конкурса, подавая заявку на участие в Конкурсе, обязан продекларировать следующее:
«в случае не предоставления нами до даты подписания договора заключаемому
с нами, как с победителями настоящего конкурса, оригиналов справок МВД РФ
об отсутствии судимости и административных правонарушений и медицинских книжек на всех сотрудников (непосредственных исполнителей), мы считаемся уклонившимися от подписания договора».

Согласно п 5.4.10 проекта договора поставщик обязан не менее, чем через 5 (пять) календарных дней с даты подписания Договора, представить директору Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра» необходимые документы
на своих сотрудников, непосредственно осуществляющих доставку Товара,
а именно:

- справки МВД РФ об отсутствии судимости и административных правонарушений;

- медицинские книжки.

Сотрудники Поставщика без указанных справок и медицинских книжек
на территорию Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра» не допускаются.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что указанное дополнительное требование о предоставлении Справки МВД РФ установлено в Конкурсной документации на основании письма Управления МВД России по Красногорскому району от 04.04.2016 № 62/2571, в соответствии с которым в целях обеспечения безопасности общественного порядка, при подготовке и проведении оздоровительных летних и зимних сезонов, администрация Базы отдыха
и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра» (далее База отдыха «Искра») обязана хранить и при проведении проверки незамедлительно предъявлять сотрудникам МВД ксерокопии паспортов и действующие Справки МВД: на всех постоянных
и временных сотрудников Базы отдыха «Искра»; на всех сотрудников подрядных
и субподрядных организаций допущенных на территорию Базы отдыха «Искра».

В соответствии с пунктом 3 приложения к части III Конкурсной документации «Квалификация участника Конкурса» установлен следующий критерий оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки по данному критерию:

«д) требование к наличию трудовых ресурсов (в качестве подтверждения предоставляются копии документов об образовании, аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов и т.п., копии трудовых и медицинских книжек, заявлений, поданных в МВД РФ или справок МВД) – 35 баллов.

35 баллов присваивается заявке при подтверждении в штате (либо на основе договоров гражданско-правового характера) участника закупки:

- 3 (трех) и более водителей-экспедиторов, зарегистрированных в г. Москве или Московской области, официально трудоустроенных в компании Участника закупки, имеющих личные медицинские книжки;

-3 (трех) и более грузчиков, зарегистрированных в г. Москве или Московской области, официально трудоустроенных в компании Участника закупки, имеющих личные медицинские книжки;

- наличие копий заявлений, поданных в МВД РФ для получения на всех сотрудников, указанных в Заявке участника закупки, как непосредственных исполнителей работ, справок об отсутствии судимости и административных правонарушений или гарантийного письма о предоставлении к дате заключения договора на всех сотрудников, указанных в Заявке участника закупки, как непосредственных исполнителей работ, справок МВД РФ об отсутствии судимости и административных правонарушений.

При отсутствии подтверждений (предоставляются копии документов
об образовании, аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов и т.п., копии трудовых и медицинских книжек, заявлений, поданных в МВД РФ или Справок МВД) на всех требующихся специалистов, заявке присваивается 0 (ноль) баллов.».

В то же время Конкурсной документацией, а именно пунктом 8.7 Информационной карты, не предусмотрена возможность предоставления копий заявлений, поданных в МВД России на получение Справок МВД РФ,
а установлено требование о наличии таких справок.

Довод представителей Заказчика о необходимости системного толкования пункта 8.7 Информационной карты и пункта 3 приложения к части III Конкурсной документации «Квалификация участника Конкурса» отклоняется Комиссией на основании того, что документация о закупке не должна содержать внутренних противоречий и вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в Конкурсе по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктом 24.2. Положения о закупках установлено, что оценка
и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется в соответствии
с критериями и в порядке, установленном Положением о закупках
и документацией о закупке.

Таким образом, оценка по данному критерию установлена в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках и пункта 24.2. Положения о закупках.

В связи с вышеизложенным Комиссия приняла решение о признании указанного довода жалобы обоснованным.

    1. Заявитель в своей жалобе указывает на установление Заказчиком
      в Конкурсной документации дополнительных требований к участникам Конкурса, не установленных в Положении о закупках, а также установление неправомерных требований о предоставлении документов, подтверждающих соответствие таким требованиям.

Подпунктом Б пункта 8.7 Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам Конкурса.

В соответствии с пунктом 14.2. Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе:

  • квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

  • требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

С учетом наличия в положении возможности установления Заказчиком дополнительных требований к квалификации, а также наличию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, довод о том, что Заказчиком установлены неправомерные дополнительные требования, не предусмотренные Положением
о закупках Заказчика, не нашел своего подтверждения.

Относительно установленного в подпункте Б пункта 8.7. Информационной карты Конкурсной документации требования к документальному подтверждению предоставляемой участником Конкурса информации в произвольной форме Заказчик пояснил, что участник Конкурса при составлении заявки мог воспользоваться предлагаемой формой № 4 приложения № 2 к заявке на участие
в Конкурсе или приложить имеющиеся в распоряжении участника документы
в произвольной форме.

Данное требование не противоречит Закону о закупках и Положению
о закупках.

В связи с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.

    1. Согласно доводу жалобы заявителя Заказчиком установлен порядок оценки Конкурсных заявок, не соответствующий Положению о закупках, а также установлены критерии оценки, предусматривающие предоставление образцов поставляемого товара и фотографий или изображений поставляемого товара.

В соответствии со статьей 13 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в Конкурсе являются:

  • цена договора;

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

  • качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

  • квалификация участников Конкурса, в том числе:

  • наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работа, связанные
    с предметом договора;

  • деловая репутация;

  • обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

В приложении к части III Конкурсной документации установлено, что оценка предложений участников Конкурса проводится на основании их рейтингов, получаемых в зависимости от Конкурсных предложений по соответствующим критериям оценки в порядке, аналогичном порядку оценки и сопоставления заявок, установленных Постановлением Правительства России № 722
от 10.09.2009 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика» (далее — Порядок № 722).

Заявитель не согласен с установлением в Конкурсной документации порядка оценки аналогичного Порядку № 722, так как указанный Порядок № 722
не установлен Положением о закупках.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что Положение о закупках
не обязывает использовать конкретный порядок оценки заявок на участие
в Конкурсе, а указанные в статье 13 Положения о закупках критерии оценки заявок являются типовыми. Таким образом Заказчик сам устанавливает
в Конкурсной документации какой именно порядок будет использован при оценке заявок на участие в Конкурсе.

В то же время пунктами 1, 2 и 3 Приложения к части III Конкурсной документации указаны критерии оценки Конкурсных заявок, предусмотренные статьей 13 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 2 приложения к части III Конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «качественные, функциональные
и экологические характеристики товаров, работ, услуг» установлен следующий критерий оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки по данному критерию:

Содержание и предмет оценки: оцениваются предложения участников
о качестве технического предложения участника, включающего описание участником процедуры закупки поставляемых товаров, работ, услуг, их объемов
и качественных характеристик:

1) Наличие предложения участника о сроках поставки товара по заявке Заказчика – 40 баллов, отсутствие данной информации - 0 (ноль) баллов;

2) Наличие предложения участника о сроках замены Товара в случае обнаружения некачественного/просроченного Товара – 30 баллов, отсутствие данной информации - 0 (ноль) баллов;

3) Наличие предложения участника о сроках поставках недостающего Товара – 30 баллов, отсутствие данной информации - 0 (ноль) баллов.

В случае предоставления образцов поставляемого товара, соответствующего требованиям части VI конкурсной документации, качество технического предложения оценивается по образцам и сертификатам соответствия.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.4.1. Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе может содержать в том числе образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.

При этом проведение Конкурса осуществляется в электронном виде
и представление образцов поставляемого товара в составе заявки на участие
в Конкурсе в принципе не представляется возможным, что свидетельствует
о неисполнимости данного пункта, а следственно неисполнимости данного права.

Таким образом, оценка по образцам установлена в нарушение требований
к составу заявки.

Исходя из вышеизложенного, Заказчиком нарушен пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках

В соответствии с пунктом 3 приложения к части III Конкурсной документации «Квалификация участника Конкурса» установлен следующий критерий оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки по данному критерию:

«в) предложение о наличии описания предлагаемого товара, позволяющего однозначно идентифицировать предлагаемый к поставке товар – 10 баллов.

Заявке присваивается 10 (десять) баллов при представлении участником закупки исчерпывающей информации о товаре, позволяющей однозначно идентифицировать предлагаемый к поставке товар, включающей в себя: полное наименование товара, описание поставляемого товара, фотографии или иные изображения товара, товарный знак, место происхождения товара, наименование производителя и срок хранения товара, наименование места происхождения товара и иная значимая информация о товаре по каждой позиции.

При отсутствии в заявке участника фотографий или иных изображений товара по каждой позиции, заявке присваивается 5 баллов.

При отсутствии в заявке участника указания на товарный знак, наименования места происхождения товара или наименования производителя по каждой позиции, заявке присваивается 0 баллов. При отсутствии в заявке участника информации о товаре, заявке присваивается – 0 баллов.».

В подпункте Б пункта 8.7 Информационной карты Конкурсной документации установлено дополнительное требование к описанию предлагаемого товара, позволяющего однозначно идентифицировать предлагаемый к поставке товар,
в том числе предоставление фотографий или иных изображений товара.

Комиссия ставит под сомнение целесообразность установления требования
о предоставлении фотографий или иных изображений поставляемого товара
в составе заявки, поскольку такое требование не предусмотрено действующим законодательством, а также не позволяет однозначно определить подлинность и/или срок годности поставляемого товара и как следствие его соответствие требованиям Конкурсной документации и потребностям Заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона
о закупках и решила признать жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.

4) По мнению заявителя, документация содержит требования
о предоставлении копий действующих сертификатов соответствия на все категории товаров и ветеринарных свидетельства на продукцию животного происхождения в составе заявки, что противоречит проекту договора и критериям оценки.

В соответствии с подпунктом Б пункта 8.7. Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличию действующих сертификатов соответствия на поставляемый товар в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации
от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации
о соответствии» (далее — Постановление № 982) — для товаров, определенных указанным Постановлением (в качестве подтверждения, предоставляются копии всех действующих документов на все категории поставляемых товаров,
в соответствии с требованиями Постановления № 982 и ветеринарных документов);

Пунктом 6.4. проекта договора Конкурсной документации предусмотрено, что Заказчик принимает товар по количеству, комплектности и качеству товара при условии, что вместе с товаром передана вся необходимая документация.

Согласно части 2статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) обязанности продавца по передаче товара следующие:

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что на этапе определения поставщика он просит предоставить (в качестве дополнительных требований) сертификаты на поставляемые товары, согласно Постановлению № 982 и более никакой информации не требует.

Также, исходя из сути части 2 статьи 456 ГК РФ Заказчик также не нарушает права поставщика определяя порядок приемки товара.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что пункт 6.4. проекта договора Конкурсной документации не противоречит требованиям Конкурсной документации.

Иного подтверждения вышеуказанным доводам Заявителем на заседании Комиссии не представлено.

Исходя из изложенного, Комиссией принято решение о признании рассматриваемого довода жалобы необоснованным.

    1. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации в нарушение Положения о закупках установлено неправомерное требование об обязанности участника являться не офшорной организацией и должен соответствовать статусу субъекта малого предпринимательства.

В соответствии с подпунктами 4, 4.1 и 4.2 пункта 8.7 Информационной карты Конкурсной документации к участникам Конкурса предъявляются следующие требования:

4. Соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок, а именно:

4.1. участник закупки должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации или территории иностранного государства, за исключением государства или территории из 42 офшорных зон, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

    1. участник закупки должен соответствовать статусу субъекта малого предпринимательства (статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее - Закон о развитии МСП).

Аналогичные требования установлены пунктом 1.6.4.1 Конкурсной документации.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заказчик в соответствии
с Конкурсной документацией не требует от участника закупки каких-либо документов для осуществления лицензируемых видов деятельности, так как предметом закупки является поставка товара.

В соответствии с действующим законодательством и установленными Правительством России, ограничениям к поставщикам работ, товаров, услуг, Заказчик устанавливает требование ко всем участникам закупок о предоставлении информации об их регистрации на территории Российской Федерации или территории иностранного государства, за исключением государства или территорий из 42 офшорных зон, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

В случае несоответствия участника закупки указанному требованию, заявка такого участника не допускается к участию в торгах на основании пункта 1.10.1.2 Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1.10.1.2 Конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник закупки не допускается Конкурсной комиссией к участию в случае несоответствия участника процедуры закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника, а требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в конкурсной документации, требованиям, установленным к ним в соответствии с пунктом 1.6 Конкурсной документации

Также в соответствии с Законом о развитии МСП, а также в соответствии
Законом о закупках Заказчик обязан проводить определенное количество закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМА).
В случае, когда установлено требование о проведение закупки среди СМП, участники закупки обязаны предоставить информацию о принадлежности к СМП.

Участник может предоставить информацию о принадлежности к СМП
в декларативном порядке в соответствии с формой 2 «Заявки на участие
в Конкурсе» части VI Конкурсной документации.

В случае непредставления участником Конкурса указанной информации, заявка участника на основании пункта 1.10.1.2. Конкурсной документации.

Указанные требования не противоречат действующему законодательству.

Таким образом, по причине совокупности обстоятельств, Комиссией принято решение о признании довода необоснованным.

    1. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации установлены ограничивающие конкуренцию требования о наличии у участника Конкурса
      в собственности/аренде транспортных средств с охлаждающей установкой
      и склада/базы товара с современным холодильным, морозильным и другим складским оборудованием на расстоянии не более 50 км от местонахождения
      б/о «Искра», наличие трех водителей-экспедиторов, зарегистрированных в г. Москве или Московской области.

В подпункте Б пункта 8.7 Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участнику закупки, в том числе:

Требование к наличию соответственных материально-технических ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов, а именно:

- наличие склада/базы товара на расстоянии не более 50 км от места поставки (в качестве подтверждения, предоставляются копии свидетельства
о собственности/договора аренды с указанием адреса складского помещения, иные подтверждающие документы о нахождении указанного помещения
в собственности/аренде);

- оснащение склада/базы товара современным холодильным, морозильным
и другим складским оборудованием, достаточным для обеспечения соответствующих условий хранения продуктов питания в течение всего срока годности (в качестве подтверждения, предоставляются фотографии склада, сертификаты на установленное оборудование).

Требование к наличию трудовых ресурсов, а именно:

- не менее 3 (трех) водителей-экспедиторов, зарегистрированных в г. Москве или Московской области, официально трудоустроенных в компании Участника закупки, имеющих личные медицинские книжки (с приложением подтверждающих документов: выписок из штатного расписания, копий трудовых и медицинских книжек).

  • не менее 3 (трех) грузчиков, зарегистрированных в г. Москве или Московской области, официально трудоустроенных в компании Участника закупки, имеющих личные медицинские книжки (с приложением подтверждающих документов: выписок из штатного расписания, копий трудовых
    и медицинских книжек).

Относительно оснащения базы/склада современным холодильным оборудованием Заказчик пояснил, что предоставляемая по данному критерию информация позволяет определить степень квалификации участников закупки.

Согласно письменным возражениям Заказчика наличие трех водителей-экспертов обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойной поставки продуктов питания в период проведения оздоровительных летних и зимних сезонов на б/о «Искра».

Также указанное требование установлено в соответствии частью 3.4. Сан ПиН 2.3.2.1324-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» о товарном соседстве, согласно которым поставка некоторых продуктов невозможна на одном транспортном средстве.

В то же время, Комиссия отмечает, что указанные требования являются дополнительными, служат для определения в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребностей заказчика в работах, товарах, услугах. Не предоставление указанных требований участником Конкурса, согласно позиции Заказчика, не является основанием для отклонения заявки участника.

Таким образом, Комиссией не усматривается нарушений в действиях Заказчика в части установления вышеуказанных требований в качестве критериев оценки заявки, в тоже время Комиссия отмечает общее противоречивые требования документации в части того является ли не представление данных документов основанием для отклонения заявки.

В частности, как уже указано ранее в настоящем решении согласно подпункту 1.6.5. пункта 1.6 Конкурсной документации по усмотрению Заказчика в части III настоящей документации устанавливаются дополнительные требования
к участникам закупки, в частности квалификационные требования (включая требования к опыту работы) и требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В пункте 8.7 Информационной карты усмотрение Заказчика в части возможности установления дополнительных требований реализовано.

Согласно пункту 1.10.1.2 Конкурсной документации в случае несоответствия участника процедуры закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника, а требования
к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены
в конкурсной документации, требованиям, установленным к ним в соответствии
с пунктом 1.6 Конкурсной документации, участник закупки при рассмотрении заявок на участие в конкурсе не допускается конкурсной комиссией к участию
в конкурсе.

В тоже время, документы, представляемые участниками закупки, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям, установленным в пункте 8.7 Информационной карты, служат для оценки и сопоставления заявок по критериям и в порядке, утвержденном пунктом 3 приложения к части III Конкурсной документации «Квалификация участника Конкурса», согласно которому непредставление каких-либо из указанных документов оценивается комиссией заказчика в 0 баллов по соответствующему подкритерию.

Комиссия также обращает внимание на 2 последних абзаца пункта 8.7 Информационной карты, содержащих взаимоисключающие положения:

«Документально указанные требования подтверждаются участником закупки в произвольной форме (перечня, справки и т.п.) с представлением подтверждающих документов. Непредоставление указанных документов расценивается конкурсной комиссией как несоответствие заявки требованиям конкурсной документации в части условия, установленного пунктом 1.10.1.4. части II настоящей конкурсной документации: несоответствие заявки на участие
в конкурсе требованиям конкурсной документации и может являться основанием для отказа в допуске участника закупки.

Не предоставление участником закупки дополнительных требований
не является основанием для отказа участника в допуске.».

Таким образом, данные пункты документации являются противоречивыми
(в части возможности отклонения заявки в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям) и вводят
в заблуждение потенциальных участников Конкурса, в связи с чем указанный довод жалобы признан обоснованным в данной части.

В действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках (принцип информационной открытости закупки).

    1. В своей жалобе Заявитель указывает на наличие в тексте технической ошибки в пункте 6.5.5.5. Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 6.5.5.5. Конкурсной документации установлены требования к обеспечению исполнения договора, предоставляемому в виде безотзывной банковской гарантии, а именно: в банковской гарантии должен быть указан срок её действия (дата, месяц, год). Банковская гарантия не может быть выдана на срок менее указанного в пункте 6.4.4. Конкурсной документации.

Однако, пункт 6.4.4. Конкурсной документации гласит, что при расторжении договора в одностороннем порядке по вине поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик обязан предъявить требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договором, а также обратиться к поставщику (подрядчику, исполнителю) с требованием о возмещении понесенных убытков при их наличии.

Данное требование пункта 6.4.4. Конкурсной документации не относится
к сроку, на который может быть выдана банковская гарантия.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в Конкурсной документации была допущена техническая ошибка в пункте 6.5.5.5 в части указания ссылки
на пункт 6.4.4. Конкурсной документации.

Пункт 6.5.5.5. Конкурсной документации должен был отсылать к пункту 6.5.4. Конкурсной документации, который гласит, что срок обеспечения договора должен превышать срок исполнения основного обязательства по договору
не менее чем тридцать календарных дней.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с вышеизложенным, Комиссией принято решении о признании довода жалобы обоснованным.

    1. Из текста жалобы следует, что в Конкурсной документации неправомерно установлены требования к гаранту (банку) предоставляющему банковскую гарантию.

Комиссия отмечает, что Закон о закупках не регламентирует требований
к Гаранту (банку), предоставляющему банковскую гарантию. Указанное право остается на усмотрение Заказчика.

В соответствии с пунктом 16.2 Положения о закупках обеспечение исполнения договора может быть оформлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной кредитной организацией, или внесения денежных средств на указанный счет.

Согласно пункту 6.5.5.10. Конкурсной документации банковская гарантия, предъявляемая в качестве обеспечения исполнения договора должна быть выдана Гарантом (банком), включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 6.5.5.11. Конкурсной документации установлены требования
к гаранту (банку), предоставляющему банковскую гарантию, а именно:

  • Наличие действующей лицензии на осуществление банковских операций;

  • Наличие структурного подразделения/ представительства, принимающего требования по выдаваемым банковским гарантиям на территории города Москвы;

  • Наличие объема чистых активов на момент выдачи гарантии не менее 30 000 000 тысяч рублей (по данным Рейтингового Агентства «RusRating»);

  • Размер уставного капитала Гаранта (банка) должен составлять на момент выдачи гарантии не менее 3 000 000 тысяч рублей;

  • Наличие рейтинга кредитоспособности РА Эксперт не ниже «А».

Комиссия отмечает, что указанные требования не затрагивают права
и законные интересы Заявителя.

Заявителем доказательств обратного при рассмотрении довода жалобы
не представлено.

Таким образом, Комиссия решила признать рассматриваемый довод жалобы Заявителя необоснованным.

Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части установления неправомерных критериев в порядке оценки, в части установления права предоставления образцов поставляемого товара, в части установления в Конкурсной документации требования
    о предоставлении фотографий или иных изображений поставляемого товара
    в составе заявки, части наличия противоречий в Конкурсной документации,
    в остальной части необоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пунктов 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 24.2 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
    об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-688/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.04.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.42.2018 по делу №1-00-688/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБУ «Мосгоргеотрест» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания для Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра» (реестровый № 31806282109, далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 16.42.2018 по делу №1-00-688/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 16.42.2018
      по делу №1-00-688/77-18.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 08.06.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15.06.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны