Решение б/н Решение по жалобе ИП Присяжненко В.Н. на действия заказчика... от 9 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ИП Присяжненко В.Н.

    123592, Москва, Строгинский бульвар, д. 4, корп. 2, кв. 413

     

  2. ГАУК «МОСГОРТУР»

    121099, Москва, Смоленский 2-й пер., д. 1, корп. 4

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-694/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

12 мая 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ИП Присяжненко В.Н. (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГАУК «МОСГОРТУР» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей льготных категорий в сопровождении законного представителя в рамках проведения летней оздоровительной кампании 2015 года (реестровый № 31502187898, лот № 7) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном допуске к участию в Конкурсе ООО «Идеал-Тур».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика утверждено председателем Наблюдательного совета Заказчика (на основании протокола от «10» июня 2014 года № 5/1) (далее — Положение о закупке).

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 29.03.2015 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 20.04.2015. Подведение итогов — 21.04.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 22.04.2015 № 31502187898/3 победителем по лоту № 7 признано ООО «Идеал-Тур» (32,45 баллов), Заявителю присвоено второе место (25,75 баллов).

В соответствии с пояснениями Заявителя официальным сайтом Санатория «МВО-СУХУМ» является страница в сети интернет http://mvo-sukhum.ru/, на котором не указаны контактные данные должностных лиц, режим дня, правила внутреннего распорядка, положение или Устав оздоровительной организации, ежедневно меняющееся меню, что не соответствует требованию пункта 6 Технического задания Конкурсной документации. Исходя из вышеназванных причин, Заявитель считает необоснованным допуск заявки ООО «Идеал-Тур» к участию в Конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 21 Положения о закупке по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается Комиссией к участию в конкурсе в случае:

1) непредставления обязательных документов (за исключением пп. «г» п. 1 части 3 статьи 19 настоящего Положения) либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, а также о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) в случае их наличия в заявке участника, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) были установлены в конкурсной документации;

2) несоответствия участника закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника, а требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в конкурсной документации, требованиям, установленным к ним в соответствии со статьей 10 настоящего Положения.

3) непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;

В соответствии с частью 6 статьи 21 Положения о закупке отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям не допускается.

Согласно пункту 5.2.1 Конкурсной документации конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, и соответствие участников закупки требованиям, установленным в пункте 1.6. конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 7 информационной карты Конкурсной документации к документам, входящим в состав заявки на участие в Конкурсе, относится, в том числе информационное письмо о соответствии оздоровительного учреждения требованиям к инфраструктуре, прописанным в приложении 1 к проекту договора «Техническое задание».

Согласно Техническому заданию Конкурсной документации (по лоту № 7) одним из требований к оздоровительной организации является наличие собственного сайта оздоровительной организации, на котором в обязательном порядке размещается полная информация об организации (адрес, схема проезда, контактные данные должностных лиц, режим дня, правила внутреннего распорядка, положение или Устав оздоровительной организации, ежедневно меняющееся меню).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

На заседании Комиссия установила, что в составе заявки ООО «Идеал-Тур» по лоту № 7 в качестве оздоровительной организации указано ООО «МВО-Сухум» (http://mvo-sukhum.ru), а также представлено информационное письмо от 17.04.2015 № 04/09, подтверждающее соответствие оздоровительного учреждения требованиям к инфраструктуре, прописанным в Техническом задании Конкурсной документации. При этом на интернет-странице санатория ООО «МВО-Сухум» не указаны режим дня, правила внутреннего распорядка, положение или Устав оздоровительной организации, что не соответствует требованиям Технического задания Конкурсной документации.

Таким образом, Заказчик неправомерно допустил к участию в Конкурсе ООО «Идеал-Тур». В действиях Заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 21 Положения о закупке.

При этом в составе заявки Заявителя по лоту № 7 в качестве оздоровительной организации указано ООО Санаторно-Оздоровительный комплекс круглосуточного действия «Эвкалиптовая роща» (http://evkaliptovaya.cbron.ru), на котором также отсутствует обязательная информация согласно Техническому заданию Конкурсной документации. Вместе с тем Заявитель также допущен к участию в Конкурсе.

Согласно пояснениям Заказчика в целях соблюдения единого подхода к рассмотрению заявок на участие в Конкурсе отсутствие некоторой информации на сайтах организаций отдыха, предложенных участниками, единая комиссия сочла не существенным, легко устраняемым отклонением, не влияющим на качество детского отдыха.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением № 1 к информационной карте Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

  1. Цена Договора — 50%

  2. Качественные характеристики оказываемых услуг — 50%.

Порядок оценки заявок по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг»:

Значимость критерия - 50 %;

Коэффициент значимости критерия - 0,5.

Для оценки заявок по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг», каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в настоящей конкурсной документации, составляет 100 баллов.

Оценка заявок по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг» осуществляется следующим образом:

  1. наличие предложений по месту и инфраструктуре оздоровительного учреждения в соответствии с техническим заданием (с приложением фотографии комнат, перечня оборудования, мебели, площадок). Наилучшим предложением считается наиболее детализированное и качественно проработанное предложение по месту и инфраструктуре оздоровительного учреждения) — 60 баллов (макс);

  2. наличие предложений по привлечению специалистов в области проведения подобных мероприятий с подтверждением их квалификации (расписать резюме специалистов). Оцениваются опыт работы и квалификация данных сотрудников. Наилучшим предложением считается наибольший опыт и квалификация сотрудников — 15 баллов (макс);

  3. наличие предложений по экскурсионной программе. Наилучшим предложением считается наиболее детализированное и качественно проработанное предложение экскурсионной программы) - 15 баллов (макс);

  4. наличие дополнительных предложений участника сверх технического задания. Наилучшим предложением считается наиболее проработанные и детализированные предложения сверх технического задания. - 10 баллов (макс).

На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг», значимость которого составляет 50%, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг», установленному в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критерию «Качественные характеристики оказываемых услуг» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, на заседание Комиссии представлен договор, заключенный по результатам Конкурса, от 05.05.2015 № 898-07.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 5 статьи 21 Положения о закупке.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику не выдавать, так как по результатам Конкурса заключен договор.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны