Решение б/н Решение по жалобе ООО «Энергомеханика» на действия заказчика... от 2 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Энергомеханика»
ул. Фрунзе, д. 3, корп. 1, кв. 27,
г. Мытищи, обл. Московская, 141006 -
ПАО «МОЭСК»
пр-д 2-ой Павелецкий, д. 3, стр. 2, Москва, 115114
-
АО «Центр развития экономики»
ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-7/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.01.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в присутствии представителей ООО «Энергомеханика», ПАО «МОЭСК,
в отсутствие АО «Центр развития экономики» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.01.2018 № ИШ/84/18),
рассмотрев жалобу ООО «Энергомеханика» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ПАО «МОЭСК (далее - Заказчик)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку «гасителей вибрации» для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31705572932) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в необоснованном отклонении заявки ООО «Энергомеханика».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
28.09.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Датой окончания подачи заявок определено 03.11.2017, датой рассмотрения заявок, подведения итогов Конкурса - 24.11.2017.
Из протокола рассмотрения заявок от 01.12.2017 № М/4228 следует, что заявка ООО «Энергомеханика» отклонена от участия в связи с несоответствием требованиям Конкурсной документации по отборочным критериям «Правильность оформления и подачи конкурсных заявок», «Соответствие технических предложений Участников открытого конкурса».
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2.4.1.1(2) Конкурсной документации участник Конкурса должен подготовить конкурсную заявку, включающую, в том числе, техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Конкурсной документации (раздел 4, форма 2), копии документов, подтверждающих наличие у участника конкурса правомочий от производителей предлагаемого им оборудования на предложение в рамках настоящего конкурса этого оборудования по форме, установленной в Конкурсной документации (раздел 4, форма 10), если участник не является производителем предлагаемого оборудования. Если участник является официальным дилером производителя оборудования, то данная форма не заполняется, а прилагается копия дилерского свидетельства (договора, соглашения). Если Участником конкурса выступает сам производитель оборудования, то данная форма заполняется от его имени.
Кроме того, установлена форма представления требуемых сведений — форма 10 «Свидетельство - подтверждение производителя».
В соответствии с пунктом 3.4 Технической части Конкурсной документации участник Конкурса в составе заявки должен представить, в том числе: заверенные доверенности (дилерские свидетельства) заводов-изготовителей.
Таким образом, участник Закупки в составе заявки должен представить, кроме прочего, указанные документы от производителя поставляемого товара.
Согласно пояснениям Заказчика, основанием для отклонения заявки Заявителя послужило непредставление после дозапроса (22.11.2017) свидетельства-подтверждения от производителя, заверенного печатью, с датой и регистрационным номером, а также в связи с непредставление после дозапроса оригинала соглашения о неустойке в нарушение требований Конкурсной документации.
Вопреки доводам Заказчика, Комиссия не может согласиться с выводами относительно правомерности отклонения заявки Заявителя, поскольку Конкурсной документацией не установлено требование об обязательном указании в свидетельстве - подтверждении производителя даты и регистрационного номера свидетельства. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3.2 Конкурсной документации установлено требование о представлении в составе заявки оригинала соглашения о неустойке, которое было соблюдено Заявителем на этапе подачи заявки, что не оспаривается Заказчиком. При этом в Конкурсной документации не установлено требование о представлении оригинала указанного документа после дозапроса Заказчика, учитывая что дозапрос направляется Заказчиком посредством функционала ЭТП. Кроме того, в дозапросе, направленном в адрес Заявителя посредством ЭТП 22.11.2017, Заказчиком указано: «Документы должны быть размещены в электронном виде на ЭТП», что было исполнено Заявителем. Заявителем был представлен электронный образ документа.
Кроме того, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование о представлении в составе заявки свидетельств производителя ставят участников Конкурса в зависимость от лиц, изготавливающих соответствующий товар.
Включение в состав Конкурсной документации названного требования накладывает на потенциальных участников Конкурса дополнительные ничем не обоснованные ограничения, в том числе ставит в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
При этом из круга лиц потенциальных участников Конкурса необоснованно исключаются лица, реализующие указанный в Конкурсной документации товар на законных основаниях.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
В отсутствие обязанности производителя продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных свидетельств, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с указанным требованием всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя, что ограничивает возможность участия в Конкурсе.
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления данного требования именно на этапе подачи заявок.
Доказательств обратного Заказчиком на заседании Комиссии не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 2.9.2.5 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсные заявки, которые, в том числе, не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации одному либо нескольким отборочным критериям;
Соответственно, Заказчик не имел достаточных правовых оснований для отклонения заявки по причине несоответствия представленных после дозапроса документов требованиям, не установленным Конкурсной документацией.
К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств правомерности отклонения заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 2.9.2.5 Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
При этом, согласно представленным сведениям, по итогам Конкурса заключен договор от 09.01.2018.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 2.9.2.5 Конкурсной документации.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку по итогам Конкурса заключен договор.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.