Решение б/н Решение по жалобе ООО «МастерСтрой» на действия заказчика - ... от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «МастерСтрой»

249030, Калужская обл., г. Обнинск, ул. Менделеева, д. 14, оф. 10

 

  1. КП «УГС»

125375, Москва, ул. Тверская, д. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-757/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.05.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «МастерСтрой» (далее - Заявитель) на действия заказчика - КП «УГС» (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта под «ключ» (завершение работ): пристройка к школе № 46 по адресу: г. Москва, район Обручевский, мкр. 42а, корп. 14, ул. Обручева, д. 28А (реестровый № 31603459996) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг КП «УГС» (далее - Положение о закупках).

23.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 23.03.2016 дата окончания подачи заявок - 13.04.2016, дата рассмотрения заявок - 13.04.2016, дата подведения итогов Конкурса - 13.04.2016.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 15.04.2016 № 31603459996-2 следует, что Заявителю было отказано в допуске к участию в Конкурсе в соответствии с пунктом 14.4 статьи 14 Положения о закупках на основании несоответствия пункта 7.9, 7.10 раздела 7 Информационная карта Конкурсной документации, а именно: в составе заявки не представлен план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее - Положение о СМП), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:

а. участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б. участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в. в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктами 5, 5(1) Положения о СМП установлено, что годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 10 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки. При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения о СМП.

Исходя из вышеизложенного, в целях удовлетворения требований, установленных в пункте 5 Положения о СМП, заказчиками проводятся закупки (торги), предусмотренные положением о закупках, среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с необходимостью заключения договоров в размере 18 процентов от совокупной годовой стоимости объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Согласно пункту 4.2 Конкурсной документации в случае, если Заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, участник такой закупки представляет в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 7.9 Информационной карты Конкурсной документации привлечение субподрядчиков допускается по согласованию с Заказчиком.

Участник должен обеспечить привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме не менее 10 (десяти) % от предложенной участником закупки цены договора.

Подпунктом 7.10.1.9 пункта 7.10 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе, среди которых требование о предоставлении плана привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Формой 8, приведенной в разделе 8 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки».

Подпунктом 7.10.1.10 пункта 7.10 Информационной карты Конкурсной документации участники Конкурса, в том числе должны представить в составе заявки на участие в Конкурсе декларацию о соответствии требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Формой 9, приведенной в разделе 8 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки»), в случае, если участник и/или субподрядчик, соисполнитель, привлекаемый к исполнению договора, является субъектом малого или среднего предпринимательства (предоставляется отдельно в отношении участника и каждого субподрядчика (соисполнителя), являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия установила, что в пункте 7.9 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком регламентированы противоречивые условия, а именно: имеется указание на допустимость привлечения субподрядчиков по согласованию с Заказчиком наряду с требованием о необходимости привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что нарушает принцип информационной открытости закупки, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 15.04.2016 № 31603459996-2 следует, что Заявителю было отказано в допуске к участию в Конкурсе в соответствии с пунктом 14.4 статьи 14 Положения о закупках на основании несоответствия пункта 7.9, 7.10 раздела 7 Информационная карта Конкурсной документации, а именно: в составе заявки не представлен план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 14.4. статьи 4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае:

  • непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

  • несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;

  • непредставления документов или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;

  • несоответствия заявки требованиям закупочной документации, в том числе наличия в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, либо предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке;

  • наличия в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных;

  • осуществления закупки лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае если предельная отпускная цена на лекарственные препараты, предлагаемые таким участником, не зарегистрированы.

В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявителем представлена Форма 8 «План привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства», в которой имеется указание на то, что Заявитель не планирует привлекать субподрядчиков для выполнения и оказания услуг.

Вместе с тем, Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе также был представлен документ по Форме 9 «Декларация о соответствии участника (субподрядчика, соисполнителя) закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства», в котором Заявитель подтверждает то, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом, Комиссия отмечает, что проведение заказчиками закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства обуславливается наличием такого требования к заказчикам, установленного Положением о СМП.

Как было указано выше, на заказчиков возложена обязанность по проведению закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом, совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Согласно пояснения Заказчика, им был выбран способ закупки, установленный подпунктом «в» пункта 4 Положения о СМП, а именно: в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, так как целью проведения Конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства, помимо удовлетворения потребностей Заказчика, является исполнение требований, установленных Положением о СМП, основная задача Заказчика - заключение договора по итогам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства или с лицом, указанным в части 5 статьи 3 Закона о закупках, который обязуется привлечь в качестве субподрядчика (соисполнителя) организацию, являющуюся субъектом малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, отклонение заявки Заявителя от участия в Конкурсе неправомерно в связи с тем, что Заявитель, представляя в составе заявки на участие в Конкурсе документ «Форма 8», в котором указывает на то, что субподрядчики (соисполнители) для выполнения работ (оказания услуг) привлекаться не будут, также указал на то, что сам относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (документ по Форме 9) и будет самостоятельно выполнять работы (оказывать услуги) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчиком был представлен договор от 25.04.2016 № Обр28а/УК/БНК/16/69, заключенный по итогам Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 14.4. статьи 4 Положения о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Конкурса.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны