Решение б/н Решение по жалобе ООО «ПРОМОУШН ТРЕЙД» на действия ГАУК г. М... от 16 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-758/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25.04.2018                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

при участии:

от ООО «ПРОМОУШН ТРЕЙД» - <...> (по доверенности от 24.04.2018 №3),

от ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» - <...> (по доверенности от 24.04.2018 № 04/29-18), <...> (по доверенности от 19.09.2017 № 36‑09/17),

рассмотрев жалобу ООО «ПРОМОУШН ТРЕЙД» (далее также - Заявитель) на действия ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по организации и проведению культурно-массовых мероприятий на территории ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» в 2018-2019 г. (реестровый № 31806260429) (далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках в редакции, действовавшей на дату опубликования извещения, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт; ЕИС).

Заказчиком 20.03.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки и Документация.

В соответствии протоколом рассмотрения заявок № 31806260429-02 (далее — Протокол) Заявителю было отказано в допуске к участию в Закупке по причине несоответствия представленного в составе заявки на участие в Закупке договора о коллективном участии, который не соответствует требованиям подпункта «г» и подпункта «д» пунктов 1.6.3.2 и 3.3.3 Документации: в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного Участника по обязательствам, связанным с участие в Закупке, и ответственность за своевременное и полное исполнение договора, пропорциональная объёмам и стоимости работ.

Соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с лидером, однако, по желанию Заказчика или по его инициативе, данная схема может быть изменена; если договором предусмотрена поэтапная оплата оказания услуг (выполнение работ), то цена договора, предложенная участником Закупки, уменьшается пропорционально расчету начальной (максимальной) цены договора по каждому этапу оказания услуг (выполнения работ).

Предложение о качестве работ (услуг) не совпадает с технической частью Документации, в связи с чем Закупочная комиссия не может достоверно определить соответствие предлагаемых к оказанию услуг требованиям технического задания и не соответствует пункту 3.5.1 Документации, предложение о качестве работ (услуг) не совпадает с технической частью Документации, в связи с чем Закупочная комиссия не может достоверно определить соответствие предлагаемых к оказанию услуг требованиям технического задания.

В составе заявки предоставлена недостоверная информация в части документов, подтверждающих соответствие члена коллективной заявки установленным требованиям, указанным пунктом 3.3 Документации, согласно заключению независимой экспертной организации от 11.04.2018, подтвердившей недостоверность представленных документов в составе заявки Заявителя.

Комиссия, изучив все материалы, представленные на заседание, признает жалобу частично обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Документации Заказчик в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок передает победителю Закупки проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем в проект договора, прилагаемый к Документации. В ней, а также в проекте договора предусмотрена поэтапная оплата.

В соответствии с пунктом 3.3.3 Документации если договором предусмотрена поэтапная оплата оказания услуг (выполнение работ), то цена договора, предложенная участником Закупки, уменьшается пропорционально расчету начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД) по каждому этапу оказания услуг (выполнения работ). Заявителем в составе заявки приложено соглашение коллективного участника, в котором распределены объемы, стоимости и сроки оказания услуг между членами коллективного участника, уменьшенная не пропорционально расчету НМЦД, что является несоответствием Документации.

Заявитель сообщает, что было подготовлено и направлено предложение о качестве работ (услуг), условия которого полностью совпадают с технической частью Документации. В составе заявки Заявителем приложен файл 00_Техническое_ предложение, в котором исключены существенные условия исполнения ТЗ, такие как:

· Исполнитель несет полную ответственность перед третьими лицами и Заказчиком за соблюдение авторских и смежных прав при оказании услуг.

· Размер вознаграждения исполнителя за передачу (отчуждение) исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности от исполнителя Заказчику включен в цену договора и является окончательным. Исполнитель не претендует на получение от Заказчика какого-либо дополнительного вознаграждения и (или) встречного имущества и (или) прав и (или) на исполнение Заказчиком каких-либо встречных обязательств за передаваемые исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

· Исполнитель имеет право использовать объекты интеллектуально собственности, созданные в соответствии с настоящим Техническим заданием, в целях рекламы своих услуг только на основании и в пределах, предусмотренных письменным соглашением с Заказчиком, заключенным в рамках соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.

· Исполнитель обязан осуществить все необходимые согласования с соответствующими органами исполнительной власти и контролирующими органами в случае, если такое согласование требуется для оказания услуг в соответствии с настоящим Техническим заданием.

· Разрабатываемые в соответствии с настоящим Техническим заданием Материалы должны состоять из составных частей, логически взаимосвязанных между собой, и иметь простую для восприятия, непротиворечивую структуру.

· Все страницы Материалов (представляемых на бумажном носителе), должны иметь сквозную нумерацию, за исключением титульного листа.

· Материалы (представляемые на бумажном носителе) должны предваряться титульным листом и содержанием, с точным указанием наименований (заголовков и подзаголовков) его составных частей и порядковых номеров страниц, на которых они располагаются.

· Из полиграфических, информационных и иных материалов публичного использования, созданных Исполнителем в рамках оказания услуг по настоящему Техническому заданию, Исполнителем должна быть исключена любого рода текстовая, графическая или видеоинформация, пропагандирующая культ насилия и жестокости, разжигающая национальную, классовую, социальную, религиозную нетерпимость, информация эротического, порнографического и/или непристойного характера, а также сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сведения, пропагандирующие какие-либо преимущества использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, другие запрещенные законодательством Российской Федерации сведения, и, кроме того, по указанию Заказчика - информация, противоречащая нормам морали и нравственности, включая нецензурные, грубые и/или бранные выражения.

Заявитель также указывает на нарушение пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 18.2 Положения о закупке о требовании к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке. В соответствии с пунктом 3.3 Документации указаны требования к содержанию и составу заявки.

Пунктом 3.3 Документации указаны требования к содержанию и составу заявки; пунктом 3.1 Документации указаны формы Заявки на участие в конкурсе; пунктом 3.5 Документации указаны требования к описанию участниками Закупки поставляемого товара‚ который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств).

В составе коллективной заявки (Партнером №3 ООО «ОРАНЖевое НАСТРОЕНИЕ») приложены сведения о деловой репутации. Заказчиком был заключен договор на проведение технико-криминалистического исследования документов «Благодарности_до2017_ОНастроение» № 11, 19, 29, 32, 42, 41, на основание исследования выдано заключение специалиста, которое подтвердило признаки монтажа, а также компоновку различных элементов (реквизитов) данных документов.

В свою очередь, Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели ее проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта предоставить услуги на тех условиях, которые такой участник считает наиболее приемлемыми для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия Документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.

Принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.

Доводы о незначительности предложения Заявителем цены, уменьшенной не пропорционально расчету НМЦД Комиссией не принимаются, поскольку соответствующих оговорок Документация не содержит, её положения не оспорены, а любое несоответствие заявки в рассматриваемом случае является самостоятельным основанием для ее отклонения.

В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для отклонения заявки Заявителя, в связи с чем Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

Вместе с тем, Комиссией отмечается, что жалоба обоснована по доводам подателя жалобы относительно соответствия соглашения коллективного участника от 10.04.2018 № 1 (далее — Соглашение), представленного в составе заявки, требованиям Документации.

Комиссия отмечает, что в Соглашении включен пункт 2.1 и 3.2, в которых указано, что партнеры участвуют в процедуре на стороне лидера, от имени которого осуществляются все платежи, а также пункт 4.3, в котором предусмотрена субсидиарная ответственность партнеров в части исполнения своих обязательств. Кроме того, согласно пункту 4.4 Соглашения партнеры несут солидарную ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение обязательств по договору, заключенного по результатам Закупки.

Для целей исключения какой-либо субъективной оценки при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику следует максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг. Наличие же в таких требованиях возможных разночтений, либо отсутствие в Документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям Документации.

Установление в Документации требований к функциональным, качественным и техническим характеристикам товара, работы или услуги связано с необходимостью принятия Заказчиком решения о соответствии или несоответствии предлагаемого товара, работы или услуги его потребностям, а также в целях информирования последнего о том, какие именно услуги ему будут оказаны

Однако наличие такой возможности не должно становиться способом произвольного отклонения поданных заявок на основании исключительно субъективного правоусмотрения Заказчика.

Кроме того, в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников Закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям Документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность Заказчика в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам Закупки возможность в случае несогласия с таким решением Заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Указанного правового подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам № А40-43124/14, № А40-43121/14.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, действия Заказчика в настоящем случае указанным требованиям закона не соответствовали.

Так, согласно Протоколу, Заявителем представлена в составе заявки недостоверная информация в части документов, подтверждающих соответствие члена коллективной заявки установленным требованиям, указанным пунктом 3.3 Документации, согласно заключению независимой экспертной организации от 11.04.2018, подтвердившей недостоверность представленных документов в составе заявки Заявителя.

Вместе с тем, использованная Заказчиком формулировка не позволяет с достоверностью определить причины отклонения поданной Заявителем заявки, поскольку не содержит указания на то, какие именно документы или хотя бы в какой их части признаны Заказчиком недостоверными, несмотря на наличие в Законе о закупках требования относительно необходимости указания положений заявки, не соответствующих требованиям Документации.

В случае гипотетического отсутствия в Документации соответствующих требований с Заказчика не будет снята обязанность по указанию в Протоколе детальных и конкретных причин отклонения той или иной заявки в целях соблюдения принципов информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках), равноправия и справедливости по отношению к участникам закупочных процедур (пункт 2 части 1 статьи 3 указанного закона).

Указанная формулировка препятствует получению точных и достоверных сведений о причинах отклонения заявки Заявителя, поскольку не позволяет определить недостоверный документ.

Следует признать, что действия Заказчика в указанной части не только нарушают принцип информационной открытости закупки, но и не соответствуют основополагающим принципам гражданского законодательства Российской Федерации, а именно принципу недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), а также принципу недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного, учитывая отсутствие в Протоколе точных, детальных и недвусмысленных причин отклонения заявки Заявителя, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Однако в подобном случае данное основание не повлияло на ход процедуры, так как у Заказчика имелись другие безусловные основания для отклонения заявки Заявителя.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПРОМОУШН ТРЕЙД» (ИНН:7705831656, ОГРН:1087746283624) на действия ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» (ИНН:7702403412, ОГРН: 1167746646044) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 23.04.2018 № НО/19116/18.

4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с наличием другого безусловного основания для отклонения заявки Заявителя.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны