Решение б/н Решение по жалобе ООО «Офисная техника» на действия заказчик... от 5 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-78/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

25.01.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Офисная техника» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Россельхозбанк» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд АО «Россельхозбанк» и его региональных филиалов (реестровый № 31705844420) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. В неправомерном выборе способа закупки в форме конкурса.

    2. В утверждении в Конкурсной документации требований к участникам, которые создают необоснованные ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком 06.12.2017 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса.

Начальная (максимальная) цена договора — 190 914 950,70 руб.

В соответствии с выпиской из протокола от 28.11.2017 № 121-З победителем Конкурса признано ООО «ПОБЕДА».

    1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно выбран способ закупки в форме открытого конкурса в электронной форме по сравнению с приоритетным — открытым аукционом в электронной форме.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения о закупка закупка продукции путем проведения открытого конкурса осуществляется Заказчиком при одновременном выполнении следующих условий:

  • отбор продукции для целей удовлетворения потребностей Заказчика в силу специфики закупаемой продукции должен быть произведен не только по ценовому, но и иным критериям оценки заявок участников процедуры закупки, позволяющих оценить их предложения с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей Заказчика;

  • отсутствуют основания для проведения иного способа закупки в соответствии с требованиями Положения о закупках.

Согласно письменным возражениям Заказчика, в качестве обоснования использования указанного способа закупки, Заказчик исходил из сложности проводимой закупки, ввиду существенного объема поставляемой продукции и широкой географии поставок.

Согласно пункту 3 Информационной карты Конкурсной документации, установлено минимальное количество поставляемого товара: 832 599 пачек.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации условия планируемого к заключению договора подразумевают централизованную поставку офисной бумаги для нужд Заказчика и его 70 региональных филиалов, в связи с чем Конкурсной документацией предусмотрена поставка товара по 312 адресам на всей территории Российской Федерации.

Названные и иные условия, отраженные в Конкурсной документации, в том числе являющиеся критериями оценки заявок участников Конкурса, свидетельствуют о сложности проводимой закупки, не позволяющей оценивать заявки исключительно по ценовому критерию.

В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о закупках открытый аукцион в электронной форме проводится при одновременном выполнении следующих условий:

  • предметом закупки является поставка продукции, для которой существует функционирующий рынок (то есть существует спрос и предложение требующейся Заказчику продукции, при этом цены на продукцию складываются свободно в соответствии со спросом и предложением);

  • достаточным (единственны) критерием для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) является цена продукции.

Учитывая тот факт, что цена продукции не является единственным и достаточным критерием для отбора поставщика, Заказчиком правомерно избран способ закупки в форме открытого конкурса. Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.

    1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Конкурсная документация содержит условия, которые создают необоснованные ограничения конкуренции.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 16 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к участникам Конкурса:

  • наличие опыта исполнения договоров за 2015, 2016, 2017 гг. сопоставимого с предметом Конкурса характера и объема (поставка офисной бумаги) на общую сумму не менее суммы удвоенной передельной цены договора, включая НДС;

  • наличие интегрированной многопользовательской системы онлайн заказов, соответствующей требованиям, указанным в Техническом задании Конкурсной документации.

Согласно пункту 5 Технического задания Конкурсной документации интернет-ресурс должен обеспечивать возможность одновременного доступа к нему не менее чем 250 пользователям и возможность одновременной работы в нем не менее чем 250 пользователей.

Пунктом 26 Информационной карты конкурсной документации установлены, в том числе следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

Критерий «Квалификация участника конкурса».

Значимость критерия - 40 %.

Расчет рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника конкурса» производится согласно пункту 3.9.8 Конкурсной документации.

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника конкурса» в Конкурсной документации установлены следующие подкритерии:

Подкритерий «Опыт участника конкурса».

Значимость подкритерия – 25 %.

Оценка заявок по подкритерию «Опыт участника конкурса» производится в соответствии с пунктом 3.9.8.7 Конкурсной документации.

Предельная цена договора – 190 914 950,70 рублей (Сто девяносто миллионов девятьсот четырнадцать тысяч девятьсот пятьдесят рублей 70 копеек), включая НДС 18%.

Период, за который оценивается сумма цен договоров сопоставимого с предметом Конкурса характера (пункт 3.9.8.7.1 раздела Конкурсной документации) участника Конкурса – за 2015, 2016, 2017 годы.

Предельное значение суммы цен договоров сопоставимого с предметом Конкурса характера (пункт 3.9.8.7.1 Конкурсной документации) за установленный период – 477 287 376,75 рублей (Четыреста семьдесят семь миллионов двести восемьдесят семь тысяч триста семьдесят шесть рублей 75 копеек), в том числе НДС.

Подкритерий «Опыт участника конкурса с организациями с широкой филиальной сетью (более 300 точек поставки)».

Значимость подкритерия – 25 %.

Оценка заявок по подкритерию «Опыт участника конкурса с организациями с широкой филиальной сетью (более 300 точек поставки)» производится в соответствии с пунктом 3.9.8.9 Конкурсной документации.

Предельная цена договора – 190 914 950,70 рублей (Сто девяносто миллионов девятьсот четырнадцать тысяч девятьсот пятьдесят рублей 70 копеек), включая НДС 18%.

Период, за который оценивается сумма цен договоров сопоставимого с предметом Конкурса характера (пункт 3.9.8.9.1 Конкурсной документации) участника Конкурса – за 2015, 2016, 2017 годы.

Предельное значение суммы цен договоров сопоставимого с предметом Конкурса характера (пункт 3.9.8.9.1 раздела I «Общая часть» конкурсной документации) за установленный период – 381 829 901,40 рубль (Триста восемьдесят один миллион восемьсот двадцать девять тысяч девятьсот один рубль 40 копеек), в том числе НДС.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Комиссия отмечает, что установление Заказчиком требования о наличии у участника Конкурса опыта исполнения договоров за 2015, 2016, 2017 гг. сопоставимого с предметом Конкурса характера и объема (поставка офисной бумаги) на общую сумму не менее суммы удвоенной передельной цены договора ни чем не обоснованно.

Заказчиком не представлено сведений и материалов, свидетельствующих об обоснованности установления данного требования.

Комиссия отмечает, что любое отступление от вышеназванных требований действующего законодательства должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.

Оценивая требования документации, Комиссия исходит из того, что явно чрезмерным является требование о наличии опыта исполнения договоров за 2015, 2016, 2017 гг. сопоставимого с предметом Конкурса характера и объема на общую сумму не менее удвоенной предельной цены договора.

Совокупность столь высоких и объективно не подтвержденных требований Конкурсной документации, в том числе критериев оценки заявок позволяет сделать вывод о несоблюдении Заказчиком требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке.

Вышеуказанные положения Конкурсной документации в совокупности создают условия, влекущие необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупок.

Заявитель в своей жалобе указывает, что под соответствие всем вышеуказанным требованиям и критериям Конкурсной документации соответствует единственная организация — ООО «ПОБЕДА».

Заказчиком на заседании Комиссии не представлены сведения и материалы, объективно свидетельствующие о том, что под требования Конкурсной документации в вышеуказанных частях соответствуют иные участники данного рынка.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом от 28.11.2017 № 121-З три заявки из четырёх поданных отклонены Заказчиком от участия в Конкурсе по основаниям, в том числе несоответствия данных участников вышеуказанным спорным требованиям Конкурсной документации. Указанное подтверждает вывод Комиссии о том, что совокупность вышеизложенных требований Конкурсной документации приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Одновременно, на заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте размещен договор № РСХБ-18/28-2018 от 12.01.2018, заключенный по итогам Конкурса между Заказчиком и ООО «ПОБЕДА».

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части установления в Конкурсной документации требований к участникам, которые создают необоснованные ограничения конкуренции. В остальной части жалоба Заявителя признана необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать в связи с заключением договора.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны