Решение б/н Решение по жалобе ОАО СК «Альянс» на действия заказчика - РГ... от 5 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ОАО СК «Альянс»

115184, Москва, Озерковская наб., д. 30

 

  1. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

119991, Москва, Ленинский пр-кт., д. 65, корп. 1

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-783/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

20.05.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ОАО СК «Альянс» на действия заказчика - РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на предоставление услуги добровольного медицинского страхования сотрудников (реестровый № 31502304741),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ОАО СК «Альянс» (далее - Заявитель) на действия заказчика - РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (далее — Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на предоставление услуги добровольного медицинского страхования сотрудников (реестровый № 31502304741) (далее - Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

  1. в отсутствии в Конкурсной документации сведения о сроках и порядке оплаты услуг,

  2. в отсутствии в Конкурсной документации порядка и методики оценки и сопоставления заявок участников по критерию «Качество товара (работ, услуг)»,

  3. в Конкурсной документации надлежащим образом не установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам оказываемых услуг,

  4. в установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении услуги в виде «Страхования на время пребывания за рубежом», при это не установив в Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам такой услуги, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям Заказчика,

  5. в отсутствии в Конкурсной документации сведений об условиях и/или порядке удержания обеспечения исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (далее — Положение о закупках).

27.04.2015 Заказчиком на Официальном сайте опубликовано извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 27.04.2015 дата окончания подачи заявок — 18.05.2015, дата окончания рассмотрения заявок — 25.05.2015, дата подведения итогов — 01.06.2015.

Начальная (максимальная) цена договора — 10 800 000,00 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе от 18.05.2015 № 1 (далее — Протокол вскрытия) на участие в Конкурсе было подано три заявки: САО «ВСК», ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛ», ЗАО «Страховая компания «ДАР».

  1. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации отсутствуют сведения о сроках и порядке оплаты услуг. Заявитель пояснил, что отсутствие данных сведений лишает ОАО СК «Альянс» возможности подачи заявки на участие в конкурсе, поскольку указанная информация должна быть известна, и изучена участником Конкурса до момента подачи заявки.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив свои возражения.

Комиссия, ознакомившись с материалами дела, рассмотрев все обстоятельства дела, установила следующее.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно подпункту 6 пункта 5.2.1 Положения о закупках в документации о закупке указываются, в том числе сроки и порядок оплаты услуг.

Комиссия установила, в пункте 2.4 Проекта договора Конкурсной документации сдержится информация о форме, сроке и порядке оплаты товара, работы, услуги, а именно:

(1) Страховые взносы уплачиваются Страхователем единовременно в полном объеме в срок не позднее (указывается дата начала периода оплаты)*.

Взносы уплачиваются безналичным платежом, НДС не облагаются.

(2) Страховые взносы уплачиваются Страхователем двумя платежами. Первый страховой взнос уплачивается Страхователем в сумме ___________________ в срок не позднее - (указывается дата начала периода оплаты)*. Второй страховой взнос в сумме _______________________ уплачивается Страхователем в срок не позднее – (указывается дата за 7 календарных дней до даты начала периода оплаты)* на основании дополнительного соглашения, заключенного Сторонами.

Взносы уплачиваются безналичным платежом, НДС не облагаются.

(3) Страховые взносы уплачиваются Страхователем ежеквартально. Первый страховой взнос уплачивается Страхователем в сумме ___________________ в срок не позднее - (указывается дата начала периода оплаты).* Второй страховой взнос в сумме -_____________________ уплачивается Страхователем не позднее - (указывается дата за 7 календарных дней до даты начала периода оплаты).* Третий страховой взнос в сумме -_______________ уплачивается Страхователем не позднее - (указывается дата за 7 календарных дней до даты начала периода оплаты.)* Четвертый страховой взнос в сумме -________________ уплачивается Страхователем не позднее - (указывается дата за 7 календарных дней до даты начала периода оплаты.)* Второй, третий и четвертый платежи страховых взносов уплачиваются Страхователем на основании соглашений, заключенных Сторонами к Договору.

Взносы уплачиваются безналичным платежом, НДС не облагаются.

Страховой взнос считается уплаченным в день зачисления его на расчетный счет Страховщика или в день внесения его в кассу Страховщика.

Представитель Заказчика пояснил, что в пункте 2.5 Проекта договора Конкурсной документации указаны три вида сроков и порядков оплаты услуг. Данное обстоятельство выражено тем, что для отдельных страховых компаний (потенциальных участников Конкурса) приемлемы те или иные условия, сроки, порядки оплаты услуг, поэтому Заказчиком в Проект договора Аукционной документации были внесены несколько порядков и сроков оплаты услуг для того, что бы в дальнейшем заключить договор с победителем Аукциона на условиях которые бы отвечали, в том числе условиям, предложенным в заявке победителя.

Таким образом, Комиссия отмечает, что довод жалобы Заявителя необоснован, так как Заказчиком требования пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпункта 6 пункта 5.2.1 Положения о закупках соблюдены.

2) Заявитель полагает, что в Конкурсной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)».

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив свои возражения.

Комиссия, ознакомившись с представленными документами, установила следующее.

Согласно пункту 5.4.2 Конкурсной документации, оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в Информационной карте Конкурсной документации.

Пунктом 19 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

- цена договора – 30%;

  • качество товара (работ, услуг) – 70%.

Оценка заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)»:

Для получения рейтинга заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)» каждой заявке по данному критерию комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию. Дробное значение округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Оценивается с учетом соответствия предложенных участником размещения заказа показателей в сравнении с показателями, заданными в Техническом задании путем экспертной оценки: описание предстоящих работ (услуг), демонстрирующего понимание поставленной задачи, в том числе: цель работ (услуг), описание объекта проведения работ (выполнения услуг), практическая значимость работ (услуг), применяемые методы, планируемый результат, область применения, степень детализации предложений по выполнению работ (услуг) согласно предложений по выполнению работ (услуг).

Комиссия установила, что установленные Заказчиком условия оценки заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)» не позволяют объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, каким образом Заказчик определяет выгодность того или иного предложения по неценовому критерию оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. При наличии каких именно, например, предложений по практической значимости работ, оказания услуг или степени детализации предложений по выполнению работ (услуг) присваивается максимальный и минимальный бал по указанному критерию.

Конкурсной документацией не предусмотрена методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов (сведений) по критерию «Качество товара (работ, услуг)», следовательно одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)», утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Также следует отметить, что действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого Заказчика в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов.

Между тем, Заказчиком в качестве показателей критерия «Качество товара (работ, услуг)» установлены неисчисляемые показатели, описание которых в Конкурсной документации не приведено, что делает невозможным объективное сопоставление заявок по ним с соблюдением принципов равноправия и справедливости.

На основании изложенного, Комиссия признает довод жалобы Заявителя, об отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)» обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    1. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации надлежащим образом не установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам оказываемых услуг.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив свои возражения.

Комиссия, ознакомившись с материалами дела, рассмотрев все обстоятельства дела, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Техническому заданию Конкурсной документации, Заказчиком установлены требования к местам нахождения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ):

  1. г. Москва, шаговая доступность от РГУ нефти и газа.

  2. г. Москва, возможность доехать одним видом общественного наземного транспорта от РГУ нефти и газа (3-5 остановок). Близость к метро (5-7 мин. Пешком).

  3. г. Москва — центр, удобный подъезд от РГУ нефти и газа (метро без пересадок). Близость к метро (5-7 мин. пешком).

Комиссия установила, что указанные требования носят субъективный характер и не могут конкретизировать требования к месту нахождения ЛПУ, а также использоваться для определения соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В частности не раскрыты следующие термины:

  • «шаговая доступность» - нет указания на то, какой радиус в км или иной способ измерения необходимо применить для определения такой дистанции,

  • «близость к метро (5-7 мин. пешком)» - отсутствует указание на какое-либо метро, а также не определен радиус в км или иной способ измерения который необходимо применить для определения соответствия заявленному требованию.

  • «Москва -центр» - не определен термин «центр», нет указания на то, какой радиус в км и от какой точки отсчета (центра радиуса) или иной способ измерения необходимо применить для определения соответствия требованиям Заказчика.

Таким образом, Конкурсная документации содержит сведения, допускающие двусмысленное толкование в части требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оказываемых услуг и не позволяющие определить соответствие поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным.

    1. Заявитель полагает, что Заказчиком не установил в Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам такой услуги, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги («Страхования на время пребывания за рубежом») потребностям Заказчика.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив свои возражения.

Комиссия, ознакомившись с представленными документами, установила следующее.

Согласно Техническом заданию Конкурсной документации установлено требование о предоставлении услуги в виде «Страхование на время пребывания за рубежом».

Комиссия установила, что данная услуга должна соответствовать требованиям, установленным в законодательстве, общепринятым принципам и нормам, а так же требованиям правил страхования участников Конкурса.

Таким образом, участники Конкурса, самостоятельно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а так в соответствии со своими правилами страхования реализуют указанную услугу.

Отсутствие в Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам такой услуги, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги («Страхования на время пребывания за рубежом») потребностям Заказчика, законных прав и интересов Заявителя не нарушают. Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.

Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.

    1. Заявитель полагает, что в Конкурсной документации отсутствуют сведения об условиях и/или порядке удержания обеспечения исполнения договора.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель обжалует положения Конкурсной документации, при этом предметом обжалования является отсутствие сведений, размещение которых в Конкурсной документации не предусмотрено Законом о закупках.

Вместе с тем, согласно Протоколу вскрытия, Заявитель не подавал заявку на участие в Конкурсе.

Таким образом, Заявитель не мог обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Конкурса, так как не подавал заявку на участие в Конкурсе.

В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчику 08.05.2015 был направлен запрос на разъяснение положений Конкурсной документации, вместе с тем, в течении двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик не не правил в адрес ОАО СК «Альянс» разъяснений или какого-либо ответа на поступивший запрос.

В соответствии с пунктом 6.2.1.6 Положения о закупках любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение 2 рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещается Заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.

Комиссия установила, Заказчиком 13.05.2015 (т.е. на второй рабочий день со дня поступления указанного запроса) был направлен в адрес Заявителя от на запрос разъяснения положений Конкурсной документации. Указанные разъяснения были опубликованы на Официальном сайте 15.03.2015 (т.е. не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений).

Таким образом, Заказчиком требования пункта 6.2.1.6 Положения о закупках соблюдены в полном объеме.

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частями 2, 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия в Конкурсной документации порядка и методики оценки и сопоставления заявок участников по критерию «Качество товара (работ, услуг)», а также в части установления в Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам оказываемых услуг не надлежащим образом.

  2. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части отсутствия в Конкурсной документации сведения о сроках и порядке оплаты услуг, а также в части в установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении услуги в виде «Страхования на время пребывания за рубежом», без установления в Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам такой услуги, к результатам работы и иных требований, связанных с определением соответствия оказываемой услуги потребностям Заказчика.

  3. Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса без рассмотрения в части отсутствия в Конкурсной документации сведений об условиях и/или порядке удержания обеспечения исполнения договора.

  4. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пунктов 1 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  5. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны