Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Гидросервис-2000» на де... от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-798/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

03.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Гидросервис-2000» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ПАО «Мосэнерго» (далее также — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на определение лучших условий выполнения работ
по техническому обслуживанию инженерных сетей на филиалах для нужд
ПАО «Мосэнерго» (реестровый № 31806215995, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неправомерной оценке заявки ООО «Гидросервис-2000» по нестоимостным критериям.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках Заказчика размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

06.03.2018 В ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок — 16.03.2018, дата рассмотрения заявок — 13.04.2018, дата подведения итогов Закупки – 20.04.2018.

Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов запросов предложений на определение лучших условий поставки МТР, выполнения работ,
оказания услуг для нужд филиалов ПАО «Мосэнерго» (в части подведения итогов открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора № 3808) от 18.04.2018 № 367/МЭ победителем был признан участник ООО «Климатрон»
с итоговым рейтингом 19,40 балла, участнику ООО «Гидросервис-2000» присвоен итоговый рейтинг 6,47 балла.

Вместе с тем Заявителю были присвоены баллы только по стоимостному критерию. Баллы по критерию «Качество предлагаемых услуг, репутацию и опыт участника» Заявке Общества начислены не были.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила, что Заказчик не зачел баллы по критерию «Качество предлагаемых услуг, репутацию и опыт участника» ввиду отсутствия заполненных форм по показателям, предусмотренным документом «Критерии и порядок оценки Заявок на выполнение работ по ремонту коммуникаций различного назначения на объектах
ПАО «Мосэнерго».

Разделом 2.3 Закупочной документации определен перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки для участия в конкурентной процедуре в составе заявки.

Вместе с тем как установлено Комиссией Московского УФАС России, положениями документации не исчерпывается перечень документов, которые надлежит представить участнику закупки в составе заявки.

Также пунктом разделом 5.5 Технического задания Закупочной документации установлены требования к наличию разрешений, допусков, лицензий и документов, предъявляемых в составе заявки.

В соответствии с разделом 2.19 Закупочной документации оценка заявок осуществляется по критерию «Цена договора» со значимостью 100%.

Тем же пунктом установлено, что в случае производственной необходимости
и, если это указано в техническом задании (раздел 5) Закупочной документации, возможно применение оценки заявок с использованием как стоимостного, так
и нестоимостного критерия.

В таком случае устанавливается следующий порядок:

по стоимостному критерию 60 баллов (значимость критерия 60%);

по нестоимостному критерию 40 баллов (значимость критерия 40 %).

Однако техническое задание, опубликованное в единой информационной системе закупок по настоящему делу, не содержит указаний на возможность применения оценки заявок с использованием нестоимостного критерия.

Вместе с тем, в составе Закупочной документации также отдельным файлом прикреплен документ «Критерии и порядок оценки Заявок на выполнение работ
по ремонту коммуникаций различного назначения на объектах ПАО «Мосэнерго» (далее — Критерии и порядок оценки заявок). Однако в Техническом задании отсутствует указание на данный документ, кроме того, перечень приложений Технического задания Закупочной документации также не содержит указания
на данный документ. Раздел 2.19 Закупочной документации также не содержит указания на документ, содержащий критерии и порядок оценки заявок.

Из толкования Критериев и порядка оценки заявок следует, что участнику кроме документов, предусмотренных разделом 2.3 Закупочной документации и разделом 5.5 Технического задания, также в составе заявки нужно представить заполненные формы (таблицы) по каждому из показателей по нестоимостному критерию. А в случае непредставления участником Закупки заполненных форм (таблиц) по показателям, данный показатели не будут рассмотрены и по ним будет поставлено 0 баллов.

Согласно пояснениям Заказчика, Критерии и порядок оценки заявок содержит подробный порядок оценки и является приложением к Техническому заданию Закупочной документации.

Таким образом, участник в принципе не мог знать об обязательности требований о предоставлении заполненных таблиц по критериям, поскольку, как было указано ранее, техническое задание не содержит указаний на возможность применения оценки заявок с использованием нестоимостного критерия.

Также Закупочная документация провоцирует введение участников
в заблуждение, поскольку с одной стороны Заказчик устанавливает Критерии
и порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, но с другой стороны Заказчик не следует порядку, установленному разделом 2.19 Закупочной документации, когда данный порядок вводится в действие, на что в Техническом задании должно быть прямое указание, а также в самой документации должны быть указаны все требования к участникам закупки в части состава заявки.

Комиссия Московского УФАС России отмечает, что требования к составу заявки заказчик в настоящем случае предусмотрел в различных частях документации,
в различных файлах, положения которых участник должен учесть с целью подачи заявки. Вместе с тем заказчик как лицо заинтересованное в обеспечение максимального круга лиц обязан сформулировать исчерпывающий перечень требований к составу заявки, чтобы каждый участник закупки знал какие документы он должен представить в ее составе с целью допуска и получения максимального количества баллов.

В настоящем же случае заказчик в п. 2.1.1 Документации описал требования
к составу заявки и участники закупки, ознакомившись с указанными положениями, вправе рассчитывать на исчерпывающий характер этих требований. При этом,
в данном разделе нигде не указано, что указанный перечень документов не является исчерпывающим и в иных файлах, размещенных в единой информационной системе закупок в составе документации, также могут быть предусмотрены требования
к составу заявки.

Вместе с тем, в разделе 5 Технического задания (иного файла) заказчик также предъявил требования к составу заявки, которые, однако не указаны в пункте 2.1.1 Документации. Вместе с тем на заседании Комиссии Московского УФАС России заказчик не смог пояснить чем обусловлен такой характер составления документации, когда требования к составу заявки определены заказчиком в различных документах даже с учетом того, что все они опубликованы в единой информационной системе закупок.

Комиссия полагает необоснованными действия заказчика по размыванию требований к составу заявки в различных частях документации в разнородных файлах, поскольку, предъявляя требования к составу заявки в том числе в Техническом задании, заказчик, искажая суть названного документа, вводит участников закупки в заблуждение относительного перечня документов, подлежащих представлению в составе заявки.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России полагает, что требования к составу заявки имеют первостепенное значение для неопределённого круга лиц, имеющих желание принять участие в конкурентной процедуре, а потому на заказчика возложена обязанность по формированию документации с исчерпывающим перечнем документов, подлежащих представлению в составе заявки. При этом такие требования должны быть изложены заказчиком в одном разделе документации, а не в различных ее самостоятельных частях, которые даже не имеют отсылок друг к другу.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно состава заявки, при этом данные требования должны быть сформированы в одно разделе документации. Изложение же требований к составу заявки в различных частях документации, которая и так имеет значительный объем, в том числе в Техническом задании (в документе, который должен описывать порядок исполнения обязательств, но не требования к составу заявки) значительно затрудняет возможность подачи заявки, соответствующей требованиям документации.

Комиссия отмечает, что установленные Заказчиком в Закупочной документации противоречивые требования нарушают положения действующего законодательства,
не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика при оценке заявки Общества.

Таким образом, комиссия приходит к в выводу о нарушении Заказчиком принципов информативной открытости, недопущения ограничения конкуренции, предусмотренных пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признании жалобы заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Гирдосервис-2000» (ОГРН: 1025004062335, ИНН: 5032064239) на действия ПАО «Мосэнерго» (ОГРН: 1027700302420, ИНН: 7705035012) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 1-00-798/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2018 по делу № 1-00-798/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «Мосэнерго» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на определение лучших условий выполнения работ
по техническому обслуживанию инженерных сетей на филиалах для нужд
ПАО «Мосэнерго» (реестровый № 31806215995, далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

    2. Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

    3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 03.05.2018 по делу № 1-00-798/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее семи рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 03.05.2018 по делу № 1-00-798/77-18.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 13.07.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.07.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны