Решение б/н Решение по жалобе ООО «Московский центральный трест инженерн... от 27 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-811/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Московский центральный трест инженерно-строительных изысканий» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ПАО «МОЭСК» (далее также — Заказчик) при проведении открытых запросов цен в электронной форме на определение исполнителей на выполнение работ по определению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала ПАО «МОЭСК» (реестровые №№ 31806383084, 31806383081, 31806383085, 31806383079, 31806383087, 31806383092) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика закупки при проведении Закупок.

По мнению Заявителя, Заказчиком были нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закупках.

Представители ПАО «МОЭСК» против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещен Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату объявления закупок, размещено на официальном сайте 03.10.2017.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

17.04.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещены извещения о проведении Закупок. Дата окончания приема заявок на участие в Закупках — 23.04.2018.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 5.7.4 Положения о закупках запрос цен может проводиться по результатам проведенных открытых конкурентных процедур, среди участников, с которыми заключены рамочные соглашения в соответствии с пунктом 5.2.4 Положения о закупках, в том числе при закупках работ по сооружению, техническому перевооружению и реконструкции объектов, необходимых для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

В рамках проведенного в 2017 году запроса предложения № 831629 между ПАО «МОЭСК» и ОАО «МосЦТИСИЗ» было заключено рамочное соглашение (без фиксации цены) от 09.08.2017 (далее — Рамочное соглашение).

В соответствии с пунктом 2.1 Рамочного соглашения стороны выразили намерение в течение 24 месяцев с момента заключения рамочного соглашения при условии определения подрядчика победителем запроса цен, организуемых Заказчиком, совершить ряд юридически значимых действий и сделок, направленных на удовлетворение потребностей Заказчика в подрядных работах, услугах, предусмотренных пунктом 2.2 Рамочного соглашения.

Пунктом 2.2 Рамочного соглашения установлено, что Заказчик обязуется в течение периода, установленного пунктом 2.1 Рамочного соглашения, приглашать подрядчика, наряду с другими лицами, с которыми по результатам открытого запроса предложений заключено аналогичное рамочное соглашение, к участию в закупках подрядных работ на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении земельных участков под объектами электросетевого хозяйства ПАО «МОЭСК», проведения судебно-исковой работы по защите имущественных прав ПАО «МОЭСК», оформления договоров аренды земельных участков и договоров на размещение некапитальных объектов, постановки на кадастровый учет объектов капительного строительства, а также работы по определению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, согласованию их в органах Ростехнадзора с внесением сведений о них в ГКН.

Так, в рамках указанного Рамочного соглашения, Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение в форме запроса цен на выполнение работ по определению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала ПАО «МОЭСК» — Восточные электрические сети, согласование их в органах Ростехнадзора (при необходимости) и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер закупки — 31806383092).

Однако, согласно доводам жалобы, 20.04.2018 при попытке подачи заявки Заявителю было отказано по следующему основанию: «Принимать участие и подавать заявки в данной процедуре могут только участники, признанные победителем процедуры № 831629. Ваша компания не состоит в списке победителей».

При обращении Заявителя в техническую поддержку электронной торговой площадки, на которой проводилась указанная процедура, 23.04.2018 оператором был дан ответ, что Общество удалено из списка по решению Заказчика.

Аналогичные проблемы с подачей заявки возникли у Заявителя в отношении закупок с реестровыми номерами 31806383084, 31806383081, 31806383085, 31806383079, 31806383087.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 15.12.2017 ПАО «МОЭСК» был объявлен запрос цен о определению подрядчика выполнение комплекса работ по подготовке нормативно-технической и правовой документации, необходимой для заключения долгосрочных договоров аренды лесных участков, занятых опорами ЛЭП 35-220кВ филиала ПАО «МОЭСК» - «Южные электрические сети», заключения договоров аренды и их регистрация, проводившегося в рамках рамочных соглашении, заключенных по результатам процедуры № 831629, который, в свою очередь, был признан несостоявшимся по причине подачи предложения только одним участником.

Исходя из этого, Заказчиком было принято решение провести указанную закупку повторно и опубликовано на Официальном сайте извещение № 31806135667 от 14.02.2018.

Согласно доводам представителей Заказчика, невозможность участия Заявителя в Закупках обусловлена несоблюдением последним заключенного Рамочного соглашения. Заявитель, вопреки пункту 2.3 Рамочного соглашения, обязывающего Заявителя принимать участие в закупках, проводимых Заказчиком в течение 24 месяцев с момента заключения Рамочного соглашения, не принимал участия в закупках с реестровыми номерами № 31705898779 от 15.12.2017 и № 31806135667 от 14.02.2018. В связи с этим, в соответствии с пунктом 2.4 Рамочного соглашения, Заказчик воспользовался своим правом не приглашать Заявителя к участию в дальнейших процедурах.

Отвечая на довод представителя Заказчика, Заявитель представил ответ оператора электронной торговой площадки на обращение от 10.05.2018 № NZ-49793-18, согласно которому на электронный адрес Заявителя не поступало сообщение с приглашением принять участие в закупке № 31705898779 от 15.12.2017.

Вместе с тем, представитель Заказчика настаивал на том, что Заявителю были направлены приглашения для участия в вышеназванных закупках, которые были проигнорированы Обществом, что нарушает пункт 2.3 Рамочного соглашения и наделяет Заказчика правом не приглашать Заявителя к участию в иных процедурах с участием лиц, с которыми был заключен Рамочный договор по результатам запроса предложения № 831629. В подтверждение изложенного представителем Заказчика был представлен ответ оператора электронной торговой площадки от 11.05.2018 № 224/ЦРЭ, в соответствии с которым у Заказчика имеется дополнительная функциональная возможность автоматической рассылки приглашений победителям запроса предложения № 831629. В рамках данного функционала победителям указанного запроса предложений направляются предложения об участии в запросе цен в соответствии с индивидуальными настройками на подписку системных сообщений, которые отображаются в личном кабинете, если участник не осуществил их удаление. Хранение информации по отправленным уведомлениям хранятся на почтовом сервере электронной торговой площадки в течение 30 календарных дней. Оператором электронной торговой площадки подтверждается, что направление соответствующих уведомлений осуществлялось в штатном режиме, каких-либо сбоев при их рассылке не выявлено.

Кроме того, представитель Заказчика указывает на тот факт, что пунктом 32.1 Закупочной документации установлено, что приглашение и документация направляются Заказчиком запроса цен посредством функционала ЭТП заранее определенному кругу участников, выбранных ранее посредством открытых конкурсных процедур в качестве победителей.

Резюмируя вышеизложенное, по мнению представителей Заказчика, Заявитель был извещен о проведении запроса цен посредством сообщений в личном кабинете на электронной торговой площадке, но проигнорировал их, что послужило основанием исключения его из списка участников, которым осуществляется рассылка приглашений.

Представитель Заявителя против заявленных доводов возражал, факт получения приглашений для участия в закупках с реестровыми номерами № 31705898779 от 15.12.2017 и № 31806135667 от 14.02.2018 отрицал.

Также представитель Заявителя ссылается на то, что согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Вместе с тем, в Рамочном соглашении отсутствует указание на возможность отправки Заказчиком приглашений для участия в закупочных процедурах путем направления сообщений в личный кабинет, Заявителем указан только юридический адрес, что, по мнению Заявителя, обязывает Заказчика направлять юридически значимые сообщения посредством почтового отправления.

Комиссия оценивает критически доводы представителей Заказчика в связи со следующим.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона о Закупках информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 25) бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Вместе с тем представленные ответ оператора электронной торговой площадки от 11.05.2018 № 224/ЦРЭ не подтверждает факт получения Заявителем приглашений для участия в закупках № 31705898779 от 15.12.2017 и № 31806135667 от 14.02.2018. Использование Заказчиком функции автоматической рассылки приглашений в личные кабинеты участников на электронной торговой площадке не может рассматриваться как надлежащее извещение в контексте положений статьи 165.1 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 64 Постановление Пленума ВС РФ № 25 договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением основанных на договоре обязательств, одна сторона отправляет другой только по указанному в нем адресу (адресам) или направляет исключительно предусмотренным договором способом. Комиссией установлено, что в Рамочном соглашении не предусмотрено право Заказчика осуществлять рассылку приглашений с использованием функционала электронной торговой площадки.

Кроме того, в пункт 2.4 Рамочного соглашения, на который ссылается представитель Заказчика, управомочивает Заказчика не направлять приглашения подрядчику, игнорирующему уже поступившие приглашения. Вместе с тем, у Заказчика отсутствует право создавать препятствия потенциальным участникам закупки при желании последних реализовать своё право на участие в процедуре.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупок заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В данном случае, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителя до участия в Закупках, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Также Комиссией установлено, что в извещении по закупке с реестровыми номером № 31705898779 от 15.12.2017(неучастие в которой и повлекло, по мнению Заказчика, отклонение Заявителя от участия в оспариваемых закупках) указывается, что данная процедура проводится по результатам процедуры № 831629. В то же время в извещении по закупке № 31806135667 от 14.02.2018 полностью отсутствует ссылка на какие-либо процедуры. Однако, в пункте 3.3.1 закупочной документации обеих процедур указывается, что участвовать в запросе цен могут только участники, выбранные ранее по результатам закупочной процедуры №731198 в качестве победителей, что может вводить участников процедур в заблуждение.

Представитель Заказчика пояснил, что различная информация в извещении и закупочных документациях обусловлена технической ошибкой.

Пунктом 3.1.3 Положения о закупках установлена обязанность Заказчика осуществлять контроль корректности информации и закупочной документации, размещаемой на заявленных электронных торговых площадках и интернет-сайтах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Подпунктом «а» пункта 1.2.1 Положения о закупках раскрывается понятие принципа информационной открытости, в соответствии с которым суть данного принципа проявляется в обеспечение открытости закупочной деятельности в степени, необходимой и достаточной для обеспечения возможности принятия потенциальными контрагентами решений по участию в закупочных процедурах ПАО «Россети».

По мнению Комиссии, противоречие информации, содержащейся в извещении и закупочной документации не обеспечивает в достаточной степени возможность принятия решений об участии в закупках, что нарушает принцип информационной открытости, закрепленный в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МосЦТИСИЗ» (ОГРН: 1077746284142; ИНН: 7708626662) на действия ПАО «МОЭСК» (ОГРН:  1057746555811; ИНН: 5036065113) при проведении Закупок обоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «МОЭСК» нарушения требований пунктов 1 и 2, части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.1.3, подпункта «а» пункта 1.2.1 Положения о закупках.

3. Выдать ПАО «МОЭСК» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.

 

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-811/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

14.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.05.2018 по делу № 1-00-811/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «МОЭСК» (ОГРН:  1057746555811; ИНН: 5036065113, далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытых запросов цен в электронной форме на определение исполнителей на выполнение работ по определению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала ПАО «МОЭСК» (реестровые №№ 31806383084, 31806383081, 31806383085, 31806383079, 31806383087, 31806383092) (далее — Закупки):

  1. Заказчику отменить протоколы, составленные по результатам Закупок.

  2. Заказчику разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, дате подведения итогов Закупки.

  3. Заказчику уведомить участников Закупки о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, новой дате подведения итогов Закупки.

  4. Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок на участие в Закупке с учетом решения Комиссии от 17.05.2018 по делу № 1-00-811/77-18.

  5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕИС.

  6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.08.2018.

  7. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.09.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.

     

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны