Решение б/н Решение по делу НИУ МГСУ на действия Заказчика — ФАУ «ФЦС» от 30 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. НИУ МГСУ

129337, Москва, Ярославское ш., д. 26

 

  1. ФАУ «ФЦС»

109316, Москва, пр-кт Волгоградский, д. 45, к. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-858/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

20 мая 2016 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

членов Комиссии:

в присутствии представителей:

НИУ МГСУ

ФАУ «ФЦС»

рассмотрев жалобу НИУ МГСУ на действия Заказчика ФАУ «ФЦС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора (договоров) на выполнение работ по разработке проектов сводов правил, проектов изменений к сводам правил и пересмотру (актуализации) утвержденных ранее строительных норм и правил, сводов правил в области строительства (реестровый № 31603415337),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба НИУ МГСУ (далее — Заявитель) на действия заказчика ФАУ «ФЦС» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора (договоров) на выполнение работ по разработке проектов сводов правил, проектов изменений к сводам правил и пересмотру (актуализации) утвержденных ранее строительных норм и правил, сводов правил в области строительства (реестровый № 31603415337, лот № 4) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в размещении Заказчиком два идентичных Протокола рассмотрения и оценки заявок от 28.04.2016 и 29.04.2016;

    2. в неверном указании в Протоколе рассмотрения и оценки заявок юридического лица Заявителя;

    3. в необоснованной оценке заявки Заявителя по критерию «Квалификация участника конкурса».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС)  Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФАУ «ФЦС» (далее — Положение о закупках).

14.03.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 14.03.2016 дата окончания подачи заявок – 15.04.2016, дата рассмотрения заявок – 19.04.2016, дата подведения итогов – 19.04.2016.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок от 27.04.2016 № 2704 Победителем Конкурса (реестровый № 31603415337, лот № 4) признано АО «НИЦ «Строительство», НИУ МГСУ было присвоено второе место.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей, Комиссия установила следующее.

Согласно доводу 1 жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС два раза размещен протокол от 27.04.2016 № 2704, а именно 28.04.2016 и 29.04.2016.

Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 10 статьи 12 Положения о закупках Заказчика закупочная комиссия ведет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором должны содержаться сведения об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник закупки, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации; сведения о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в заявке победителя конкурса и участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер <...> сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, о сроке исполнения договора. Протокол подписывается всеми присутствующими членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания такого протокола.

Протокол рассмотрения заявок от 27.04.2016 № 31603415337-02 был размещен Заказчиком в ЕИС 28.04.2016.

Вместе с тем, 29.04.2016 в ЕИС Заказчиком был размещен Протокол оценки и сопоставления заявок от 27.04.2016 № 31603415337-03.

Согласно пояснениям Заказчика, закупочная комиссия ФАУ «ФЦС» ведет единый Протокол рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем, указанный Протокол от 27.04.2016 № 2704 размещен в ЕИС дважды: 28.04.2016 и 29.04.2016.

Таким образом, Заказчиком был соблюден порядок размещения информации в ЕИС согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части довода 1 необоснованным.

Согласно доводу 2 Заявителя в Протоколе рассмотрения и оценки заявок неверно указано наименование организации Заявителя.

Согласно пункту 3.11.8 документации о Закупке Заказчика в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсе Закупочной комиссией ведется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Закупочной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения о лицах, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске лица, подавшего заявку на участие в конкурсе к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе с обоснованием такого решения, сведения о решении каждого члена Закупочной комиссии о допуске лица, подавшего заявку на участие в конкурсе к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте.

Так, согласно Протоколу, комиссией рассматривалась заявка ФГБОУ ВПО «МГСУ», тогда как согласно Учредительным документам Заявителя сокращенное наименование организации - НИУ МГСУ.

Таким образом, Заказчиком ошибочно было указано неверное наименование организации Заявителя.

Вместе с тем, Заказчик в ходе рассмотрения жалобы с доводами Заявителя согласился.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части довода 2 обоснованной.

Вместе с тем, Заявителем также обжалуется порядок оценки заявки по критерию «Квалификация участника конкурса».

Согласно жалобе Заявителя, из требований документации о Закупке, а именно пункта 23 главы 5 «Информационной карты» не понятно, какие документы, подтверждающие опыт научной работы не менее 5 лет в области, являющейся предметом конкурса, необходимо предоставить в составе заявки.

Согласно пункту 3.12.2. документации о Закупке оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется по каждому лоту отдельно в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью в процентах (исходя из совокупной значимости таких критериев равной 100 (ста) процентам, указанными в разделе 5 «Информационная карта», путем расчета их итогового рейтинга.

Согласно пункту 23 главы 5 «Информационной карты» содержится 3 критерия оценки заявок на участие в конкурсе:

  • Цена договора,

  • Качество выполнения работ,

  • Квалификация участника конкурса.

Предметом оценки «Квалификация участника конкурса» согласно подпункту 3.1. пункта 23 раздела 5 «Информационной карты» документации о Закупке является наличие у участника конкурса документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных предмету конкурса работ. Все сведения подтверждаются копиями исполненных договоров на выполнение аналогичных работ за прошедшие 5 лет с обязательным приложением копий актов выполненных работ по данным договорам. Все неподтвержденные соответствующими документами данные учитываться при оценке заявки не будут. Максимальное значение критериев в баллах - 70.

Согласно подпункту 3.2. пункта 23 раздела 5 «Информационной карты» документации о Закупке учитывается наличие у участника конкурса публикаций по теме, аналогичной теме являющейся предметом конкурса. Все сведения подтверждаются копиями таких публикаций со ссылками на российские и зарубежные научные издания, где печатались соответствующие публикации. Все неподтвержденные соответствующими документами данные учитываться при оценке заявки не будут. Максимальное значение критериев в баллах - 10.

Согласно подпункту 3.3 пункта 23 раздела 5 «Информационной карты» документации о Закупке учитывается наличие у участника конкурса высококвалифицированного персонала с опытом научной работы не менее 5 лет в области, являющейся предметом конкурса, в том числе не менее 1 докторов наук и 2-х кандидатов наук (количество сотрудников). Все сведения подтверждаются копиями дипломов работников о присуждении ученой степени и/или копиями аттестатов работников о присвоении ученого звания в области архитектуры и градостроительства, а также документами, подтверждающими Обеспечение исполнения Договора должно быть перечислено по указанным реквизитам в срок, обеспечивающий их своевременное поступление на счет получателя не позднее времени и даты подписания договора Заказчиком. Максимальное значение критериев в баллах - 20.

Согласно информации указанной в Протоколе от 27.04.2016 № 2704 рейтинг, присуждаемый заявке Заявителя по критерию «Квалификация участника конкурса» составил 77,97 баллов, так как в заявке Заявителя выявлены следующие несоответствия:

    1. в заявке участника представлено 10 копий договоров/контрактов, из них 4 не соответствуют предмету конкурса. Из 6 соответствующих предмету конкурса договоров/контрактов 1 не завершен, по двум не представлены копии актов сдачи-приемки работ, подтверждающих завершение работ по договорам. Таким образом считать подтвержденными 3 договора/контракта;

    2. в заявке участника представлено 216 копий публикаций, из них 18 не соответствуют предмету конкурса. Таким образом считать подтвержденными 198 публикаций;

    3. в заявке участника в таблице по форме 6.6. «Квалификация участника конкурса» указано высококвалифицированных специалистов, которые будут принимать участие в выполнении работ по договору: 46 человек, из них 12 докторов наук и 23 кандидата наук. В подтверждение сведений не приложены копии документов, подтверждающие опыт (стаж) научной работы не менее 5 лет в области, являющейся предметом конкурса по 10 специалистам. Таким образом считать подтвержденными 36 сотрудников, из них 11 докторов наук и 19 кандидатов наук.

Согласно представленным документам рейтинг Заявителя по критерию «Квалификация участника конкурса» составляет 26,58 баллов.

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что порядок оценки заявок по указанным в документации о Закупке критериям позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также обеспечивает равные права и возможности для участников закупки.

Вместе с тем, согласно пункту 23 раздела 5 «Информационной карты» документации о Закупке подробно описано, какие документы необходимо предоставить участникам закупки в составе заявки для подтверждения опыта научной работы не менее 5 лет в области, являющейся предметом закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы в части довода 3 необоснованной.

В ходе заседания Комиссии Заказчиком был представлен договор от 29.04.2016 № 222/2016 заключенный по итогам Закупки.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Положения о закупках, пунктом 3.14 раздела 3 документации о Закупке, заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания итогового протокола, если иной срок не предусмотрен извещением о проведении закупки.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, норма документации о Закупке Заказчика, позволяющая заключать договор по итогам закупочной процедуры в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки заявок, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неверного указания наименования юридического лица Заявителя в Протоколе оценки и сопоставления заявок от 27.04.2016 № 2704, в остальной части необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пункта 3.11.8 документации о Закупке.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны