Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стратегия НК» на действия - ФГУП «ЦЭН... от 27 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-862/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.05.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Стратегия НК» на действия заказчика -
ФГУП «ЦЭНКИ» при проведении открытого запроса предложений в бумажной форме на право заключения договоров на экспертизу промышленной безопасности технологических трубопроводов систем: 8Т323ЭЖ, 8Т341, 11Г355П, СМ1020, 8Г311 СК 17П32-5, площадка 1 (реестровый № 31806339066) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО «Стратегия НК» от участия в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Сведения о присоединении к положению о закупках товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» (далее - Положение), и само Положение размещено Заказчиком в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт).

Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте, извещение о проведении Закупки размещено Заказчиком 05.04.2018. Окончание срока подачи заявок - 16.04.2018. Дата подведения итогов - 23.04.2018.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок (подведения итогов)
на участие в открытом запросе предложений в бумажной форме от 20.04.2018
№ 31806339066-02 на участие в Закупке подано 3 заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3. Заявка Заявителя (порядковый № 1) отклонена закупочной комиссией Заказчика
по следующему основанию: «Заявка не соответствует требованиям, установленным в документации закупки. В нарушение требований Приложения № 3 к информационной карте «Требования к составу заявки» участник закупки не представил:

  • по п. 4 оригинал или нотариально заверенную и полученную не ранее чем за 3 (три) месяца до дня размещения извещения копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц

- по п. 15 документ, подтверждающий предоставление участником процедуры закупки обеспечения заявки в соответствии с требованиями документации о закупке - оригинал безотзывной банковской гарантии либо заверенная участником копия платежного поручения о перечислении денежных средств».

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «Стратегия НК».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 32 Информационной карты Закупочной документации, все поступившие в установленные сроки и в установленном порядке заявки рассматриваются на соответствие следующим критериям отбора: - представление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением № 3 к информационной карте; соблюдение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению заявки; - соответствие участника процедуры закупки, в том числе соответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5; «...» - отсутствие в составе заявки недостоверных сведений.

Согласно требованиями к участникам Закупки установленными в Приложении
№ 3 к информационной карте Закупочной документации, заявка на участие в Закупке должна содержать, помимо прочего, оригинал или нотариально заверенную и полученную не ранее чем за 3 (три) месяца до дня размещения извещения копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц); оригинал или нотариально заверенную и полученнуюя не ранее чем за 3 (три) месяца до дня размещения извещения копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); апостилированный и нотариально заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 3 (три) месяца до дня официального размещения извещения и документации о закупке, а также документ, подтверждающий предоставление участником процедуры закупки обеспечения заявки в соответствии с требованиями документации о закупке - оригинал безотзывной банковской гарантии либо заверенная участником копия платежного поручения о перечислении денежных средств, в случае если такое требование установлено.

Из представленных на заседание Комиссии документов и сведений, было установлено, что Заявителем в составе заявки представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.04.2018 № ЮЭ9965-18-3165580, сформированная с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на официальном сайте выданная ФНС России в сети Интернет. Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, указан номер сертификата, владелец и срок действия электронной подписи. Также на данной выписке имеется отметка о том, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа (пункты 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Заказчик ссылается на наличие у него права самостоятельно определять порядок проведения закупок в соответствии с нормами Закона о закупках.

Между тем, оценивая данный довод, следует отметить следующее. В соответствии с части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур. Положение о закупка не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков, и не является актом нормативного содержания (его законность не презюмируется). Поэтому, при проверке той или иной конкурентной процедуры в административном порядке уполномоченный (антимонопольный) орган не может ограничиться исключительно проверкой соответствия обжалуемых действий разработанному заказчиком положению о закупках и закупочной документации. Законность действий заказчика при формальном соответствии проводимой процедуры требованиям собственного положения о закупках не презюмирует их соответствие действующему законодательству, в том числе специальному.

Таким образом, само по себе наличие у Заказчика права устанавливать в положении о закупках требования к участкам не свидетельствует a priori о законности таких требований. Право заказчиков, предусмотренное Законом о закупках, не является абсолютным и ограничено правами участников, как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее -Регламент № 5).

Разделом II Регламента № 5 утвержден Стандарт предоставления государственной услуги.

Согласно пункту 17 Регламента № 5 результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе: -выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по форме согласно приложениям № 2 и № 3 к Административному регламенту; -выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (в случае предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.

Таким образом, юридическое лицо вправе получить выписку из ЕГРЮЛ
в налоговом органе на бумажном носителе, а также в электронной форме.

В соответствии с пунктом 92 Регламента № 5 предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде осуществляется: - с использованием Интернет-технологий - посредством установления доступа к разделу официального сайта Федеральной налоговой службы, на котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; - с использованием Интернет-сервиса - в виде выписки о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (о самом себе).

Согласно пункту 107 Регламента № 5 в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 настоящего Административного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью.

Пунктом 108 Регламента № 5 установлено, что предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания Регламента № 5. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.

Таким образом, на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» доступно получение выписки из ЕГРЮЛ. Представленная информация исходит от уполномоченного государственного органа, что свидетельствует о достоверности и легитимности содержащихся в такой выписке сведений.

Это опровергает ошибочный довод заявителя о том, что выписка, полученная таким способом, не имеет юридической силы.

Оценивая доводы заявителя, следует отметить, что в свете всеобщей компьютеризации предоставление участниками как гражданских, так и публичных правоотношений сведений из ЕГРЮЛ, полученных путем обращения к официальному сайту Федеральной налоговой службы в сети «Интернет», в полной мере отвечает обычаям делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

Отклонение же заявки участника на основании представления им обозначенного документа, но не заверенного нотариусом и (или) самим налоговым органом, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
В этой связи на сайте ФНС России реализован сервис «Предоставление сведений
из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ
«Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) информация
в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Информация
в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты
и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Как отмечает Комиссия, в рассматриваемом случае Заявителе не только получил выписку из ЕГРЮЛ с официального сайта Федеральной налоговой службы, но, в целях повышения легитимации представленного документа, посчитал необходимым заверить его электронной цифровой подписью.

При этом, исходя и положений Закона об электронной подписи, выписка
из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа
и заверенной печатью.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Кроме того, Комиссия отмечает, что заверение нотариусом гражданско-правовой сделки не может по аналогии применяться к рассматриваемым правоотношениям. Наличие той или иной информации в открытых источниках с учетом предусмотренного Законом о закупках принципа расширения круга участников закупочных процедур в принципе исключает необходимость представления выписки из ЕГРЮЛ, заверенной налоговым органом и (или) нотариусом.

Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленной обществом выписки у предприятия не имелось. Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, Заказчиком не доказано, что представленная выписка являлась нелегитимной и содержала недостоверные сведения.

При этом Заказчик не посчитал возможным самостоятельно обратиться к сайту Федеральной налоговой службы с целью проверки соответствия представленной выписки сведениям, содержащимся на сайте.

В этой связи отклоняется довод Заказчика о том, что представленная Заявителем выписка не могла быть проверена на наличие квалифицированной электронной подписи, а равно довод Заказчика о том, что данный документ не мог быть проверен им в принципе.

Установление требования о представлении выписки из ЕГРЮЛ продиктовано необходимостью удостовериться в стабильности организации участника, а равно повысить легитимность заявки.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В рассматриваемом случае Комиссия считает, что Заявитель действовал добросовестно, учитывая обычаи делового оборота, и ожидал встречного добросовестного поведения со стороны Заказчика.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заявителя нарушений требований Закупочной документации, ввиду предоставления в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначной выписке на бумажном носителе.

2. В соответствии с требованиям Закупочной документации, помимо прочего, основанием для отклонения участника Закупки является в соответствии с пунктом (1.10.7) Закупочной документации - «отсутствие в составе заявки оригинала банковской гарантии или непоступление до даты рассмотрения заявок денежных средств в требуемом размере на расчетный счет, указанный в пункте информационной карты (при наличии в пункте информационной карты соответствующего требования о предоставлении обеспечения заявки).

Согласно вышеуказанному пункту Закупочной документации, отклонение заявки участника процедуры Закупки по иным основаниям не допускается.

Вместе с тем, как отмечает Комиссия, Заявителем 10.04.2018 перечислены средства в качестве обеспечения заявки на расчетный счет Заказчика,
что подтверждается платежным поручением представленным на заседание Комиссии. Факт поступления средств в качестве обеспечения Заказчиком не оспаривается.

В силу изложенного, Комиссия признает неправомерным отклонение заявки Заявителя на основании указанном в Протоколе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

Указанные принципы не могут быть признаны соблюденными
при неправомерном отклонении заявки Заявителя, в то время как Заказчик
не предпринял попытки надлежащим образом оценить все представленные Заявителем документы, а предпочел отклонить заявку фактически соответствующую требованиям в силу действующего законодательства.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Стратегия НК» (ОГРН: 1116674005821,
      ИНН: 6674374250) на действия ФГУП «ЦЭНКИ» (ОГРН: 1027739178510,
      ИНН: 7702044530) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-862/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.05.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 21.05.2018 по делу № 1-00-862/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП «ЦЭНКИ» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные
при проведении открытого запроса предложений в бумажной форме на право заключения договоров на экспертизу промышленной безопасности технологических трубопроводов систем: 8Т323ЭЖ, 8Т341, 11Г355П, СМ1020, 8Г311 СК 17П32-5, площадка 1 (реестровый № 31806339066) (далее - Закупка), а именно:

1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок (подведения итогов)
на участие в открытом запросе предложений в бумажной форме от 20.04.2018
№ 31806339066-02;

  1. Заказчику провести повторно рассмотрение заявок участников на участие в Закупке с учетом решения Комиссии 21.05.2018 по делу № 1-00-862/77-18;

  2. Заказчику разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru информацию о дате повторного рассмотрении заявок участников Закупки;

  3. Заказчику уведомить участников Закупки о новой дате рассмотрения заявок участников, подведения итогов Закупки;

  4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.08.2018;

Заказчику сообщить о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 17.08.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством,
      не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны