Решение №1-00-870/77-18 Решение по жалобе ООО "Универсал Клининг Сервис" на действия... от 11 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-870/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

от ООО «Универсал Клининг Сервис»: <...> (доверенность от 23.01.2018 № б/н),

от ОАО «Всерегиональное объединение «Изотоп»: <...> (доверенность от 10.07.2017 № 58/131), <...> (доверенность от 10.05.2018 № 58/87),

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Универсал Клининг Сервис» (далее также – Заявитель) на действия заказчика — ОАО «Всерегиональное объединение «Изотоп» (далее также – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг комплексной уборки помещений, ковросервиса сменных матов, обслуживание кровли в зимний период, с очисткой крыши от снега и наледи с использованием технологий промышленного альпинизма, вывоз ТБО, промывки оконного остекления (реестровый № 31806359910) (далее – Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в утверждении документации с нарушением требований, установленных действующим законодательством, а также в необоснованном отклонении его заявки от участия в Закупке.

Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорной Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования извещения о проведении Закупки), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках, размещено в ЕИС - 28.03.2018.

11.04.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 9 892 865, 34 руб.

Датой окончания подачи заявок определено 23.04.2018, датой рассмотрения заявок — 28.04.2018, датой подведения итогов — 04.05.2018.

      1. Согласно доводам жалобы в Закупочной документации содержатся противоречивая информация относительно сроков летнего и зимнего периода оказания услуг.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в составе документации о закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В извещении о проведении Закупки летний период оказания услуг определен с 01 апреля по 01 октября, зимний период — с 01 октября по 01 апреля. В то же время в Техническом задании летний период определен с 01 апреля по 31 октября, а зимний период — 01 ноября по 31 марта.

При этом 23.04.2018 Заказчиком на Официальном сайте был размещен ответ на запрос разъяснений Закупочной документации в соответствии с которым Заказчик признал факт наличия технической ошибки, но не внес в Закупочную документацию соответствующие изменения.

На заседании Комиссии, а также в своих возражениях представитель Заказчика ссылается на положения пункта 2 раздела 1 Положения о закупках, согласно которым любое заинтересованное лицо вправе направить организатору запрос о разъяснении положений документации через ЭТП не позднее не позднее 3 (трех) рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений. Таким образом, срок направления запросов о разъяснении Закупочной документации истек 18.04.2018.

Вместе с тем запрос разъяснений на который ссылается Заявитель поступил в адрес Заказчика 23.04.2018. Несмотря на это, Заказчиком был дан ответ о том, что летний и зимний периоды по замене грязезащитных ковров, указные в извещении, соответствуют периодам, указанным в Техническом задании. Летний и зимний периоды по уборке территории определяются согласно техническому заданию и составляют 7 (с 01.04 по 31.10) и 5 (с 01.11 по 31.03) месяцев соответственно.

Представитель Заказчика также пояснил, что в соответствии с пунктом 3 раздела 4 Положения о закупках порядок внесения изменений в Закупочную документацию установлен в пункте 3 раздела 1 Положения о закупках.

Согласно пункту 3 раздела 1 изменения в Закупочную документацию вносятся в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение о проведении закупки и/или документацию, но не позднее срока окончания подачи заявок.

Комиссия считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в Закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия приходит к выводу, что установление в Закупочной документации противоречивых требований к срокам оказываемых услуг нарушает принципы, установленные пунктами 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.04.2018 № 31806359910-02 ни один из участников Закупки не был отклонен по спорному основанию, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Закупки.

2. Также податель жалобы обжалует неправомерное, по его мнению, отклонение заявки от участия в Закупке.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 24.04.2018 № 31806359910-02 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующему основанию: «На основании подпункта «д» пункта 8.3 раздела 1 Положения о закупках и подпункта «д» пункта 8.3 части 2 тома 1 Закупочной документации, а именно: несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в Закупке, требованиям документации ( превышение начальной (максимальной) цены единицы по позициям услуги «Предоставление и замена пыле- и грязеудерживающих напольных покрытий» в летний и зимний периоды», «Уборка прилегающей территории» в летний и зимний периоды».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с извещением, размещенным на Официальном сайте, Закупка проводится с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление 925).

Согласно подпунктом «в» пункта 5 Постановления 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке являются сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.

Аналогичные положения содержатся в пункте «в» части 1 статьи 6.6 Положения о закупках.

В пункте 9 Извещения о Закупке содержится информация о начальной (максимальной) цене (далее - НМЦ) договора, НМЦ единицы услуги и обязательное требование о непревышении НМЦ договора и НМЦ каждой услуги в текущем уровне цен в базисе поданной участником Закупки цены.

Заявителем в составе заявки были предложены следующие единичные расценки:

Наименование

 

НМЦ единицы услуги, установленная в Закупочной документации, руб.

Единичные расценки в заявке ООО «Универсал Клининuг Сервис», руб.

Предоставление и замена пыле- и грязеудерживающих напольных покрытий»

Летний период

в месяц

1868,88

1943,22

3 года

33639,86

40807,62

Зимний период

в месяц

3737,76

3887,29

3 года

67279,73

58309,35

Уборка прилегающей территории

Летний период

в месяц

13602,71

14195,76

3 года

285656,95

298110,96

Зимний период

в месяц

16950,25

20613,56

3 года

254253,81

309203,4

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8.3 раздела 1 Положения о закупках и подпункта «д» пункта 8.3 раздела 1 Закупочной документации по итогам отборочной стадии комиссия принимает решение об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, в том числе случае наличия в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы.

Изучив представленную в материалах дела заявку Заявителя, Комиссия установила, что довод представителя Заказчика соответствует действительности. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке.

Исходя из этого, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы и представленные возражения Заказчика, а также оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

С учетом изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Универсал Клининг Сервис» (ОГРН: 1157746934894; ИНН: 7719426866) на действия ОАО «Всерегиональное объединение «Изотоп» (ОГРН: 1087746009130; ИНН: 7704674312) при проведении Закупки обоснованной по первому доводу, в остальной части — необоснованной.
  2. Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.05.2018 № ИГ/21966/18.
  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты Закупки.
  4. Установить в действиях ОАО «Всерегиональное объединение «Изотоп» нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны