Решение б/н Решение по делу ООО "Иола" - ЗАО "Российские газеты" от 26 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Иола»

197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 21, лит. А, пом. 33-н

 

  1. ЗАО «Российские газеты»

125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, д. 2, к. 3

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-871/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

03.04.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителя - ООО «Иола»,

от заказчика - ЗАО «Российские газеты»,

рассмотрев жалобу ООО «Иола» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ЗАО «Российские газеты» (далее — Заказчик) при проведении конкурентных переговоров на право заключения договора на разработку стратегии развития находящихся в федеральной собственности акционерных обществ, подведомственных ЗАО «Российские газеты» (реестровый № 31704854561) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в проведении неверной оценки заявки ООО «Иола» по критериям «опыт разработки/экспертизы стратегий и/или выполнения процедур duediligence предприятий полиграфической отрасли», «наличие в штате квалифицированных специалистов - оценщиков, юристов, маркетологов, финансовых аналитиков» и установлении неправомерного критерия «наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Закупки размещено в ЕИС 03.03.2017. Дата окончания подачи заявок - 13.03.2017, дата подведения итогов - 14.03.2017.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 14.03.2017 № 2 заявке ООО «Иола» присвоено 5.04 баллов, в том числе по критерию «опыт разработки/экспертизы стратегий и/или выполнения процедур duediligence предприятий полиграфической отрасли» - 1,29 баллов; по критерию «наличие в штате квалифицированных специалистов - оценщиков, юристов, маркетологов, финансовых аналитиков» - 0,3 балла; по критерию «наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)» - 0 баллов.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункта 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

На основании пункта 4.7.1 Закупочной документации по результатам оценки заявок на участие в конкурентных переговорах Заказчик (Организатор) закупки ранжирует коммерческие предложения (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности коммерческих предложений исходя из критериев, в том числе:

-«опыт работы на рынке оказания консалтинговых услуг более 10 лет» (5%);

-«опыт разработки/экспертизы стратегий и/или выполнения процедур duediligence предприятий полиграфической отрасли» (20%);

 -«наличие в штате квалифицированных специалистов - оценщиков, юристов, маркетологов, финансовых аналитиков» (10%);

-«наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)» (10%).

Вместе с тем, подпунктами 10, 11 и 12 пункта 4.1 Закупочной документации установлено, что для участия в конкурентных переговорах претенденты должны предоставить заявку, содержащую как приложения, в том числе документы:

-комплект документов подтверждающих наличие в штате квалифицированных сотрудников, либо нанятых по отдельным договорам физических (юридических) лиц, а также наличия основных средств и другого имущества, для осуществления поставки продукции, оказания услуг, на проведение работ;

-документы (письма) свидетельствующие о наличии иных (кроме нашего предприятия и его филиалов) контрагентов по оказанию аналогичных услуг;

-документы подтверждающие соответствие требованиям изложенные в квалификационной документации (договоры, акты приема-передачи, справки).

Таким образом, Заказчик оценивает заявки участников Закупки в соответствии с критериями, указанными в пункте 4.7.1 Закупочной документации, на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 4.1 Закупочной документации.

Изучив представленные на заседание документы и сведений, Комиссия установила следующее.

 Комиссия, в ходе изучения порядка оценки по указанным выше критериям установила, что Закупочная документация по критериям «опыт разработки/экспертизы стратегий и/или выполнения процедур duediligence предприятий полиграфической отрасли» и «наличие в штате квалифицированных специалистов - оценщиков, юристов, маркетологов, финансовых аналитиков» не содержит методику и порядок начисления конкретных баллов, следовательно одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов.

В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, подлежащих включению в состав заявки для получения того или иного балла, а также какое предложение будет учтено в качестве лучшего предложения.

Вместе с тем, Заказчик оценивает заявки участников Закупки на соответствие критерию «опыт работы на рынке оказания консалтинговых услуг более 10 лет».

При этом, в ходе заседания Заказчик не смог представить документы, подтверждающие необходимость утверждения при проведении Закупки критерия оценки по опыту работы на рынке оказания консалтинговых услуг более 10 лет.

Комиссия отмечает, что установление в Закупочной документации указанного критерия предоставляет преимущество определенным участникам Закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 Таким образом, порядок оценки заявок по критериям «опыт разработки/экспертизы стратегий и/или выполнения процедур duediligence предприятий полиграфической отрасли» и «наличие в штате квалифицированных специалистов - оценщиков, юристов, маркетологов, финансовых аналитиков», утвержденный в составе Закупочной документации, не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя. При этом, данные критерии и критерий «опыт работы на рынке оказания консалтинговых услуг более 10 лет» также не обеспечивают равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Таким образом, Комиссия пришла к обоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.

Вместе с тем, согласно пункту 4.7.1 Закупочной документации Заказчиком установлен критерий «наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)» со значимостью 10%.

На основании представленных на заседание документов и сведений, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. При этом, Заявителем доказательств обратного на заседание Комиссии не представлено.

Исходя из указанного, довод жалобы Заявителя о неправомерности установления Заказчиком критерия «наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)» не находит своего подтверждения.

Помимо указанного, Комиссией в ходе заседания выявляено иное нарушение.

Кроме того, пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно информации из ЕИС при проведении Закупки был составлен протокол оценки и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 14.03.2017 № 2. Размещение указанного протокола было осуществлено 17.03.2017.

Также, согласно пояснениям Заказчика и информации из ЕИС по итогам Закупки заключен договор от 17.03.2017 № 1703/17РГ.

Таким образом, договор по итогам Закупки заключен в первый день, после опубликования итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В ходе анализа представленных на заседание Комиссии документов и сведений Комиссия установила, что Закупочная документация и Положение о закупках не содержит срока на обжалование действий Заказчика, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, факт отсутствия в Положении о закупках установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока на обжалование действий Заказчика, позволяющий заключать договор по итогам закупочной процедуры со дня подписания протокола оценки и сопоставлению заявок на участие в закупке, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части наличия в Закупочной документации неправомерного порядка оценкии заявок участников, в части установления неправомерного критерия «наличие места в рейтинге по версии Эксперт РА (с 1 по 10 место)» - необоснованной.

    1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 и части 6 статьи 3 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

    2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при оценке заявки ООО «Иола» Заказчику не выдавать, так как по результатам Закупки заключен договор.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Положение о закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  1. ООО «Иола»
    197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 21, лит. А, пом. 33-н

 

  1. ЗАО «Российские газеты»

125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, д. 2, к. 3

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-871/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.04.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 03.04.2017 по делу № 1-00-871/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Российские газеты» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурентных переговоров на право заключения договора на разработку стратегии развития находящихся в федеральной собственности акционерных обществ, подведомственных ЗАО «Российские газеты» (реестровый № 31704854561) (далее - Закупка), а именно:

  1. Заказчику внести изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ЗАО «Российские газеты» с учетом решения Комиссии от 03.04.2017 по делу № 1-00-871/77-17, а именно установить сроки заключения договора не ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

  3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 28.07.2017.

  4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.08.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны