Решение б/н Решение по делу Ассоциация по сертификации "Русский Регистр"... от 26 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАссоциация по сертификации «Русский Регистр»
190121, Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д. 101, оф. 1
2. АО «АэроКомпозит»
125284, Москва, ул. Поликарпова, д. 23Б, к. 2
3. АО «Центр развития экономики»
107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-876/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.04.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
при участии:
от заявителя - Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»,
от заказчика - АО «АэроКомпозит»,
в отсутствие:
АО «Центр развития экономики»,
рассмотрев жалобу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (далее - Заявитель) на действия заказчика — АО «АэроКомпозит» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества АО «АэроКомпозит» на соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2008 и EN 9100:2009 с расширением области сертификации, проведение наблюдательных аудитов с переходом на новые версии стандартов ISO 9001:2015 и EN 9100:2016, действующих на предприятии (реестровый № 31704903742) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении положений Закупочной документации в нарушение действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ и услуг Заказчика (далее - Положение) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
17.03.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 24.03.2017, дата рассмотрения заявок – 21.04.2017, дата подведения итогов - 21.04.2017.
Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.
Согласно тексту жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены положения Закупочной документации, в том числе: требование к системе аккредитации органа по сертификации (UKAS или DakkS); обязательное наличии опыта сертификации систем менеджмента качества преприятий авиационной промышленности в Российской Федерации по стандарту EN 9100 не менее 5 лет и в отношении не менее 10 предприятий; требование к гражданству аудиторов.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 части 1 статьи 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 18.6.5 Закупочной документации установлен перечень документов, представляемых участниками закупки, в том числе:
-копия свидетельства об аккредитации Участника закупки на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами EN ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 (возможны более поздние года) выданное органом по аккредитации UKAS (United Kingdom Accreditation Service) - Служба аккредитации Соединенного королевства, или DAkkS (Deutsche Akkreditierungsstelle) - Германский национальный орган по аккредитации.
Вместе с тем, согласно пункту 6.1 Закупочной документации установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара (к результатам работы) и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика указаны в Приложении № 1 «Техническое задание» Закупочной документации.
Техническим заданием Закупочной документации установлены требования к участникам Закупки, в том числе:
-орган по сертификации должен быть аккредитован органом по аккредитации UKAS (United Kingdom Accreditation Service) - Служба аккредитации Соединенного королевства, или DAkkS (Deutsche Akkreditierungsstelle) - Германский национальный орган по аккредитации (пункт 2.4 Технического задания Закупочной документации);
-аудиторы должны иметь опыт проведения проверок (сертификационные/ресертификационные аудиты) предприятий авиационной промышленности в Российской Федерации на соответствие требованиям стандарта AS/EN 9100:2009 не менее 5 лет и в отношении не менее 10 предприятий для каждого аудитора (пункт 3.7.2 Технического задания Закупочной документации);
-аудиторы должны иметь российское гражданство (пункт 3.7.3 Технического задания Закупочной документации).
Таким образом, Заказчиком в Техническогом задании Закупочной документации установлены требования, которым должны соответствовать участники Закупки.
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, установление указанных выше требований обусловлено следующим:
-преемственность сертификации, а именно АО «АэроКомпозит» имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям EN 9100, выданный органом по сертификации Bureau Veritas Certification, аккредитованном в системе аккредитации UKAS, в связи с чем целесообразно поддержание преемственности сертификации, который указывается в сертификатах и возможности не проводить первый этап «Анализ документации», который проводиться в обязательном порядке при новой сертификации другим органом;
-формирование с ПАО «Корпорация «Иркут» (основной заказчик) единой гармонизированной системы управления (СМК) при создании самолета МС-21 и применение единого подхода при ее сертификации. ПАО «Корпорация «Иркут» сертифицировано органом по сертификации, имеющем аккредитацию в DakkS. Кроме того, ПАО «Корпорация «Иркут» имеет опыт по сертификации в органе по сертификации, аккредитованном в UKAS;
-по результатам сертификационного аудита информация о предприятии должна быть размещена в базе данных OASIS (Онлайн система информации о поставщиках Авиационной промышленности .
Также, в ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что из 80 организаций сертифицированных в России по требованиям EN 9100 и внесенных в базу OASIS: системой аккредитации UKAS сертифицировано 41 организации; системой аккредитации DakkS сертифицировано 23 организации; системой аккредитации CORFAC сертифицировано 7 организаций; системой аккредитации ANAB сертифицировано 5 организаций; системой аккредитации АСCREDIA сертифицировано 3 организации, что свидетельствует о большом количестве организаций, соответствующих вышеуказанному требованию Заказчика.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств неправомерности установления указанных требований к участниками Закупки.
Учитывая представленные на заседание документы и сведения, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках и решила признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
-
координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
-
создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
-
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
-
участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
На основании вышеуказанного, в ходе заседания Комиссия установила, что в обжалуемых действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения с Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.03.2017 № ИШ/14593.
-
Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.