Решение б/н Решение по делу Ассоциация по сертификации "Русский Регистр"... от 26 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»

190121, Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д. 101, оф. 1

 

2. АО «АэроКомпозит»
125284, Москва, ул. Поликарпова, д. 23Б, к. 2

 

3. АО «Центр развития экономики»

107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-876/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

03.04.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителя - Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»,

от заказчика - АО «АэроКомпозит»,

в отсутствие:

АО «Центр развития экономики»,

рассмотрев жалобу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (далее - Заявитель) на действия заказчика — АО «АэроКомпозит» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества АО «АэроКомпозит» на соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2008 и EN 9100:2009 с расширением области сертификации, проведение наблюдательных аудитов с переходом на новые версии стандартов ISO 9001:2015 и EN 9100:2016, действующих на предприятии (реестровый № 31704903742) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении положений Закупочной документации в нарушение действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ и услуг Заказчика (далее - Положение) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

17.03.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 24.03.2017, дата рассмотрения заявок – 21.04.2017, дата подведения итогов - 21.04.2017.

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

Согласно тексту жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены положения Закупочной документации, в том числе: требование к системе аккредитации органа по сертификации (UKAS или DakkS); обязательное наличии опыта сертификации систем менеджмента качества преприятий авиационной промышленности в Российской Федерации по стандарту EN 9100 не менее 5 лет и в отношении не менее 10 предприятий; требование к гражданству аудиторов.

Согласно пунктам 1, 2 и 9 части 1 статьи 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 18.6.5 Закупочной документации установлен перечень документов, представляемых участниками закупки, в том числе:

-копия свидетельства об аккредитации Участника закупки на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами EN ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 (возможны более поздние года) выданное органом по аккредитации UKAS (United Kingdom Accreditation Service) - Служба аккредитации Соединенного королевства, или DAkkS (Deutsche Akkreditierungsstelle) - Германский национальный орган по аккредитации.

Вместе с тем, согласно пункту 6.1 Закупочной документации установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара (к результатам работы) и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика указаны в Приложении № 1 «Техническое задание» Закупочной документации.

Техническим заданием Закупочной документации установлены требования к участникам Закупки, в том числе:

-орган по сертификации должен быть аккредитован органом по аккредитации UKAS (United Kingdom Accreditation Service) - Служба аккредитации Соединенного королевства, или DAkkS (Deutsche Akkreditierungsstelle) - Германский национальный орган по аккредитации (пункт 2.4 Технического задания Закупочной документации);

-аудиторы должны иметь опыт проведения проверок (сертификационные/ресертификационные аудиты) предприятий авиационной промышленности в Российской Федерации на соответствие требованиям стандарта AS/EN 9100:2009 не менее 5 лет и в отношении не менее 10 предприятий для каждого аудитора (пункт 3.7.2 Технического задания Закупочной документации);

-аудиторы должны иметь российское гражданство (пункт 3.7.3 Технического задания Закупочной документации).

Таким образом, Заказчиком в Техническогом задании Закупочной документации установлены требования, которым должны соответствовать участники Закупки.

В ходе заседания Комиссия установила следующее.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, установление указанных выше требований обусловлено следующим:

-преемственность сертификации, а именно АО «АэроКомпозит» имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям EN 9100, выданный органом по сертификации Bureau Veritas Certification, аккредитованном в системе аккредитации UKAS, в связи с чем целесообразно поддержание преемственности сертификации, который указывается в сертификатах и возможности не проводить первый этап «Анализ документации», который проводиться в обязательном порядке при новой сертификации другим органом;

-формирование с ПАО «Корпорация «Иркут» (основной заказчик) единой гармонизированной системы управления (СМК) при создании самолета МС-21 и применение единого подхода при ее сертификации. ПАО «Корпорация «Иркут» сертифицировано органом по сертификации, имеющем аккредитацию в DakkS. Кроме того, ПАО «Корпорация «Иркут» имеет опыт по сертификации в органе по сертификации, аккредитованном в UKAS;

-по результатам сертификационного аудита информация о предприятии должна быть размещена в базе данных OASIS (Онлайн система информации о поставщиках Авиационной промышленности .

Также, в ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что из 80 организаций сертифицированных в России по требованиям EN 9100 и внесенных в базу OASIS: системой аккредитации UKAS сертифицировано 41 организации; системой аккредитации DakkS сертифицировано 23 организации; системой аккредитации CORFAC сертифицировано 7 организаций; системой аккредитации ANAB сертифицировано 5 организаций; системой аккредитации АСCREDIA сертифицировано 3 организации, что свидетельствует о большом количестве организаций, соответствующих вышеуказанному требованию Заказчика.

При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств неправомерности установления указанных требований к участниками Закупки.

Учитывая представленные на заседание документы и сведения, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках и решила признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании вышеуказанного, в ходе заседания Комиссия установила, что в обжалуемых действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения с Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.03.2017 № ИШ/14593.

  3. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны