Решение б/н Решение и предписание по жалобе МОО «Общество защиты прав со... от 20 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
-
МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости»
пр. Московский, д. 7, оф. 167,
Санкт-Петербург, 190031
-
ООО СК «Сбербанк страхование жизни»
ул. Шаболовка, д. 31Г, Москва, 115162
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-880/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.05.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» (далее также - Заявитель) на действия заказчика — ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса по выбору организации на оказание юридических услуг для нужд ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 31806382856) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Жалоба Заявителя мотивирована несогласием с установленным Заказчиком в Конкурсной документации квалификационными требованиями (пункт 4.2 Конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).
Заказчиком 17.04.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена договора — 10 000 000,00 руб.
Из жалобы Заявителя следует, что дополнительные квалификационные требования к участникам Конкурса, установленные Заказчиком в пункте 4.2 Конкурсной документации являются необоснованными и неправомерными.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчики при закупке товаров, работ, услуг обязаны руководствоваться, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Так, Заказчиком в пункте 4.2 Конкурсной документации для допуска участников к закупочной процедуре установлены следующие дополнительные требования:
- Количество лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет, подтверждается актами выполненных работ и/или договорами, а также судебными актами с помощью указания ссылок с сайтов судов либо предоставлением копий судебных актов по категориям дел, связанных с разрешением споров по вышеуказанным основаниям не менее 3 решений (по каждому году), рассмотренных с участием представителя (сотрудника) Участника.
- Наличие опыта взаимодействия со страховыми компаниями не менее 5 лет (подтверждается копиями договоров об оказании услуг (первый и последний лист), рекомендательными письмами/отзывами, в том числе действующих договоров не менее 2-х).
- Наличие квалифицированных сотрудников (не менее десяти, имеющих опыт судебной работы при разрешении споров в сфере страхования не менее 5 (пяти) лет (подтверждается письмом Участника, с приложением резюме сотрудников, копий трудовых книжек и дипломов о высшем образовании сотрудников).
Из письменных возражений Заказчика следует, что указанные требования Конкурсной документации связаны с тем, что Заказчик является крупнейшей страховой компанией на российском рынке страхования, имеющей договоры с несколькими миллионами клиентов (и дочерней компанией крупнейшего Банка России). Большая часть судебных споров Заказчика связаны с тяжелыми жизненными ситуациям в жизни людей (травмы, инвалидность или смерть). Для качественного оказания юридических услуг Заказчику требуется опытный контрагент в сфере страхования, которая имеет определенную специфику и аккуратный подход. Учитывая объемы судебных дел Заказчик, в том числе переданных на аутсорсинг, установленные в Конкурсной документации требования вполне разумны и объективны, так как требование о количестве споров с участием участника 100 штук в соотнесении с требованием об опыте по оказанию юридических услуг в сфере страхования 8 лет — по сути означает, что в среднем ежегодно сотрудники должны были участвовать в 125 делах по страхованию (не обязательно личному страхованию). Учитывая количество и мультирегиональность судебных споров, у контрагента должно быть оптимальное количество сотрудников, задействованных на ведении судебных дел, поэтому установлено требование о наличии минимум 10 сотрудников.
Комиссия отмечает, что Заявитель в своей жалобе не указывает, в чем конкретно заключается нарушение со стороны Заказчика. Не доказано существо данных требований как фактора ограничения конкуренции, лишь указано на недовольство ими по неопределенной причине.
Вместе с тем в части установления требования о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет Комиссия установила следующее.
Согласно Приложению № 5 Конкурсной документации одним из критериев оценки заявок участников Конкурса является «Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании»:
№ |
Объект оценки |
Балл(Bi) |
Коэффициент, % (Ci) |
Формула расчета критерия |
1. |
Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании |
|
10% |
|
1.1 |
По спорам, связанным с возвратом страховой премии |
нет опыта – 0 баллов 0-1 года -0,5 балла 1-2 лет – 1 балл |
3% |
Bi*Ci |
1.2 |
По спорам о признании договора страхования недействительным |
нет опыта – 0 баллов 0-1 года -0,5 балла 1-2 лет – 1 балл |
2% |
Bi*Ci |
1.3 |
По спорам по имущественному страхованию |
1-5 лет – 0 баллов 5-7 -0,5 балла >7 – 1 балл |
2% |
Bi*Ci |
1.4 |
По спорам по личному страхованию |
0-3 лет – 0 баллов 3-5 -0,5 балла >5 – 1 балл |
3% |
Bi*Ci |
Из указанного порядка оценки следует, что оценки заявкам выставляются в зависимости от количества лет опыта. При этом предусмотрено начисление баллов при наличии опыта менее 8 лет.
Вместе с тем требование пункта 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет не коррелирует с иными положениям Конкурсной документации, в частности с указанным порядком оценки, так как фактически наличие указанного опыта (установленного в качестве «отсекающего») подразумевает начисление максимального балла по критерию «Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании» (обратного в рамках заседания Комиссии не доказано), что свидетельствует о нецелесообразности оценки.
При таких обстоятельствах Комиссия не может признать положения Конкурсной документации в части установления требования в пункте 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет как соответствующие требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» (ИНН: 7838290879; ОГРН: 1137800007950) на действия ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (ИНН: 7744002123; ОГРН: 1037700051146) при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установления требования в пункте 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет; в остальной части — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-880/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.05.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 11.05.2018 по делу № 1-00-880/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса по выбору организации на оказание юридических услуг для нужд ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 31806382856) (далее - Конкурс), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
-
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Конкурсе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
-
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учётом решения Комиссии от 11.05.2018 по делу № 1-00-880/77-18.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пяти) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).
-
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов Конкурса.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 10.07.2018.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.07.2018 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.