Решение б/н Решение и предписание по жалобе МОО «Общество защиты прав со... от 20 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  1. МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости»

    пр. Московский, д. 7, оф. 167,

    Санкт-Петербург, 190031
     

  2. ООО СК «Сбербанк страхование жизни»

    ул. Шаболовка, д. 31Г, Москва, 115162
     

  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ»

    Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-880/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» (далее также - Заявитель) на действия заказчика — ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса по выбору организации на оказание юридических услуг для нужд ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 31806382856) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Жалоба Заявителя мотивирована несогласием с установленным Заказчиком в Конкурсной документации квалификационными требованиями (пункт 4.2 Конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком 17.04.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса.

Начальная (максимальная) цена договора — 10 000 000,00 руб.

Из жалобы Заявителя следует, что дополнительные квалификационные требования к участникам Конкурса, установленные Заказчиком в пункте 4.2 Конкурсной документации являются необоснованными и неправомерными.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчики при закупке товаров, работ, услуг обязаны руководствоваться, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Так, Заказчиком в пункте 4.2 Конкурсной документации для допуска участников к закупочной процедуре установлены следующие дополнительные требования:

- Количество лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет, подтверждается актами выполненных работ и/или договорами, а также судебными актами с помощью указания ссылок с сайтов судов либо предоставлением копий судебных актов по категориям дел, связанных с разрешением споров по вышеуказанным основаниям не менее 3 решений (по каждому году), рассмотренных с участием представителя (сотрудника) Участника.

- Наличие опыта взаимодействия со страховыми компаниями не менее 5 лет (подтверждается копиями договоров об оказании услуг (первый и последний лист), рекомендательными письмами/отзывами, в том числе действующих договоров не менее 2-х).

- Наличие квалифицированных сотрудников (не менее десяти, имеющих опыт судебной работы при разрешении споров в сфере страхования не менее 5 (пяти) лет (подтверждается письмом Участника, с приложением резюме сотрудников, копий трудовых книжек и дипломов о высшем образовании сотрудников).

Из письменных возражений Заказчика следует, что указанные требования Конкурсной документации связаны с тем, что Заказчик является крупнейшей страховой компанией на российском рынке страхования, имеющей договоры с несколькими миллионами клиентов (и дочерней компанией крупнейшего Банка России). Большая часть судебных споров Заказчика связаны с тяжелыми жизненными ситуациям в жизни людей (травмы, инвалидность или смерть). Для качественного оказания юридических услуг Заказчику требуется опытный контрагент в сфере страхования, которая имеет определенную специфику и аккуратный подход. Учитывая объемы судебных дел Заказчик, в том числе переданных на аутсорсинг, установленные в Конкурсной документации требования вполне разумны и объективны, так как требование о количестве споров с участием участника 100 штук в соотнесении с требованием об опыте по оказанию юридических услуг в сфере страхования 8 лет — по сути означает, что в среднем ежегодно сотрудники должны были участвовать в 125 делах по страхованию (не обязательно личному страхованию). Учитывая количество и мультирегиональность судебных споров, у контрагента должно быть оптимальное количество сотрудников, задействованных на ведении судебных дел, поэтому установлено требование о наличии минимум 10 сотрудников.

Комиссия отмечает, что Заявитель в своей жалобе не указывает, в чем конкретно заключается нарушение со стороны Заказчика. Не доказано существо данных требований как фактора ограничения конкуренции, лишь указано на недовольство ими по неопределенной причине.

Вместе с тем в части установления требования о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет Комиссия установила следующее.

Согласно Приложению № 5 Конкурсной документации одним из критериев оценки заявок участников Конкурса является «Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании»:

 

Объект оценки

Балл(Bi)

Коэффициент, % (Ci)

Формула расчета критерия

1.

Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании

 

10%

 

1.1

По спорам, связанным с возвратом страховой премии

нет опыта – 0 баллов

0-1 года -0,5 балла

1-2 лет – 1 балл

3%

Bi*Ci

1.2

По спорам о признании договора страхования недействительным

нет опыта – 0 баллов

0-1 года -0,5 балла

1-2 лет – 1 балл

2%

Bi*Ci

1.3

По спорам по имущественному страхованию

1-5 лет – 0 баллов

5-7 -0,5 балла

>7 – 1 балл

2%

Bi*Ci

1.4

По спорам по личному страхованию

0-3 лет – 0 баллов

3-5 -0,5 балла

>5 – 1 балл

3%

Bi*Ci

 

Из указанного порядка оценки следует, что оценки заявкам выставляются в зависимости от количества лет опыта. При этом предусмотрено начисление баллов при наличии опыта менее 8 лет.

Вместе с тем требование пункта 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет не коррелирует с иными положениям Конкурсной документации, в частности с указанным порядком оценки, так как фактически наличие указанного опыта (установленного в качестве «отсекающего») подразумевает начисление максимального балла по критерию «Наличие опыта участия в судебных делах, вытекающих из договоров страхования в качестве представителя страховой компании» (обратного в рамках заседания Комиссии не доказано), что свидетельствует о нецелесообразности оценки.

При таких обстоятельствах Комиссия не может признать положения Конкурсной документации в части установления требования в пункте 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет как соответствующие требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» (ИНН: 7838290879; ОГРН: 1137800007950) на действия ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (ИНН: 7744002123; ОГРН: 1037700051146) при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установления требования в пункте 4.2 Конкурсной документации о количестве лет работы на российском рынке юридических услуг при разрешении судебных споров по договорам страхования не менее 8 лет; в остальной части — необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-880/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 11.05.2018 по делу № 1-00-880/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса по выбору организации на оказание юридических услуг для нужд ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 31806382856) (далее - Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Конкурсе с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учётом решения Комиссии от 11.05.2018 по делу № 1-00-880/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пяти) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов Конкурса.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 10.07.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.07.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны