Решение б/н ООО «Авто-Академия» (далее — Заявитель) на действия заказчик... от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Авто-Академия»

107140, Москва, 1-й Красносельский пер., д. 3, пом. 1, комн. 75

 

  1. ГУП «Мосгортранс»

115035, Москва, Раушская наб.,
д. 22/21, корп. 1

 

  1. ОАО «ЕЭТП»

117312, г. Москва, проспект 60-я Октября, д.9

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-885/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

08.06.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Авто-Академия» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГУП «Мосгортранс» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта подвижного состава эксплуатационных филиалов ГУП «Мосгортранс» (реестровый № 31502320390) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении избыточных требований в Аукционной документации, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупке, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 30.04.2015. Дата окончания подачи заявок – 05.06.2015. Дата подведения итогов – 10.06.2015.

В соответствии с доводами Заявителя, в пункте 8.9 информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлены следующие неправомерные требования:

-                        участник размещения заказа должен являться официальным дилером (представителем) производителя продукции МАН (для лота № 1)/продукции ZF (для лота № 2).

-                        наличие опыта поставки аналогичной продукции за 2013-2014 гг. в объеме не менее 50 % от цены договора, указанной в п. 8.4 информационной карты Аукционной документации.

Принимая во внимание данные доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1)          координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2)          создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3)          нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4)          участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При осуществлении закупочной деятельности ГУП «Мосгортранс» руководствуется требованиями Закона о закупках, постановлением Правительства Москвы от 05.07.2013 № 441-ПП «Об утверждении перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы», Положением о закупках и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванным нормативным актом, Заказчик вправе предусмотреть единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования (включая требования к опыту работы), а также требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов у поставщика (исполнителя). Перечень таких требований должен быть отражен в Положении о закупках.

Согласно пункту 12.4 Положения о закупках Заказчик вправе также установить следующие дополнительные, в том числе квалификационные, требования к претенденту:

- наличие у участника закупки опыта оказания (выполнения) аналогичных предмету закупки услуг (работ), поставки товаров в размере до 50 % от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), поставки товаров, подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, определяются заказчиком в документации о закупке.

Кроме того, Заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требования Заказчика о предоставлении в составе заявки опыта поставки аналогичной продукции за 2013-2014 гг. в объеме не менее 50 % от цены договора.

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя об установлении неправомерного требования к участникам Аукциона о наличии опыта поставки аналогичной продукции за 2013-2014 гг. в объеме не менее 50 % от цены договора необоснованным.

В отношении требования Аукционной документации о том, что частник размещения заказа должен являться официальным дилером (представителем) производителя продукции МАН (для лота № 1)/продукции ZF (для лота № 2), Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)          информационная открытость закупки;

2)          равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)          целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)          отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, с учетом вышеизложенных норм, при формировании требований и предпочтений к закупаемой продукции Заказчик не должен устанавливать требования, не обоснованные своими действительными потребностями, а также для целей необоснованного ограничения количества участников закупки, нарушающие антимонопольное законодательство.

Следует отметить, что, предъявляя такое требование к участникам закупочной процедуры как «участник размещения заказа должен являться официальным дилером (представителем) производителя продукции МАН (для лота № 1) / продукции ZF (для лота № 2)», Заказчик фактически ограничил круг участников проводимой закупочной процедуры лишь производителями (изготовителями) и аффилированными с ними лицами.

Из разъяснений Заказчика следует, что установленное в Аукционной документации требование о наличии у претендента статуса официального дилера (представителя) производителя продукции МАН (для лота №1) / продукции ZF (для лота №2) вызвано необходимостью выбрать в качестве поставщиков стабильные предприятия с опытом поставки оригинальных запасных частей, имеющих собственные склады оригинальных запасных частей, возможность поставки с региональных складов (центрального склада в московском регионе) производителей, имеющих развитую транспортную логистику.

Кроме того, причиной установления требования наличия статуса дилера является требование производителей для поддержания гарантии на двигатели MAN и агрегаты ZF использование для их ремонта только оригинальных запасных частей (письмо официального импортера компании MAN Truck & Bus в России от 05.06.2015 № 050615-AC). Приобрести же оригинальные запасные части, не опасаясь за их качество, происхождение, а также легальный ввоз на территорию Российской Федерации, можно только у официальных дилеров данных производителей.

Вместе с тем объективная необходимость Заказчика в покупке именно оригинальных запасных частей не может являться причиной ограничения круга поставщиков, исключительно производителями и дилерами продукции. Любой участник рынка может воспользоваться своей возможностью заключить договор с производителем/поставщиком/дилером официальной продукции MAN Truck & Bus, для последующей ее продажи заинтересованным лицам, в том числе Заказчику. При этом качество такой продукции будет оставаться неизменным.

Таким образом, доказательств необходимости ограничения круга поставщиков только дилерами, Комиссии представлено не было, что является нарушением принципов Закона о закупках, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части установления неправомерного требования о том, что частник размещения заказа должен являться официальным дилером (представителем) производителя продукции МАН (для лота № 1) / продукции ZF (для лота № 2) и необоснованной в остальной части.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны