Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «АльянсХимПром» на дейст... от 18 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-899/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «АльянсХимПром» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — АО «ВРК-3» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку химической и хозяйственной продукции (реестровый № 31806409463, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в Конкурсной документации неправомерных требований к поставляемой продукции.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Конкурса) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещен Единый стандарт закупок АО «ВРК-3» (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 24.04.2018.

Согласно извещению о проведении Конкурса датой окончания подачи заявок установлено 01.06.2018, датой рассмотрения заявок и подведения итогов — 08.06.2018.

Согласно доводам жалобы Заявителем обжалуется установление в Техническом задании Конкурсной документации неправомерного требования к закупаемому товару по лоту № 5 «моющее средство» о предоставлении действующего заключения
АО «ВНИИЖТ», требования о неотнесении к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям, требования к 4 классу опасности.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В Техническом задании Конкурсной документации к товару под лотом № 5 «Моющее средство» установлены следующие требования:

— о наличии действующего заключения АО «ВНИИЖТ» с указанными областями применения: для обмывки и очистки наружных поверхностей нефтебензиновых цистерн от масло-жировых и нефтяных загрязнений, а также для очистки узлов и деталей подкузовного оборудования железнодорожного подвижного состава от тяжелых масло-жировых и смазочных загрязнений. Заключение должно подтверждать деэмульгирующую способность средства не менее 98%;

— средство не должно относиться к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям в соответствии с пунктом 2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89, что должно быть подтверждено протоколом испытаний аккредитованной испытательной пожарной лабораторией в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

— средство должно очищать поверхность обрабатываемого материала от пыли, масел, жиров, полировальных и притирочных паст, шлифовальных составов, смазочно-охлаждающих жидкостей, железнодорожных смазок и пр.;

— средство должно относится к 4 классу опасности (вещества малоопасные) по степени воздействия на организм, что должно быть указано в Разделе «Идентификация опасности (опасностей̆)» Паспорта безопасности химической продукции средства, зарегистрированным в ФГУП «ВНИИ СМТ».

Заявитель в своей жалобе указывает, что данные требования сужают потенциальный круг участников Конкурса, тем самым ограничивая конкуренцию.

Относительно требования о наличии действующего заключения АО «ВНИИЖТ» Комиссия установила следующее.

Так, в Техническом задании Конкурсной документации указано, что данное требование установлено в соответствии с требованиями «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) ММ1 (далее —
РД ВНИИЖТ), утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников содружества, протоколом 67-го заседания, 19-20 октября 2017 года, введенный Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 18.1 РД ВНИИЖТ колесные пары, корпуса букс и их детали, детали торцевого крепления подшипников, подшипники роликовые цилиндрические обмывают в моечных машинах техническими моющими средствами (ТМС), допущенными к применению установленным порядком (Приложение А), при этом температура моющих растворов должна соответствовать приведенной в ТУ на моющие средства.

В таблице А.1 приложения «А» РД ВНИИЖТ приведен перечень технических моющих средств, аккредитованных и прошедших комплексную проверку. При этом допускается применять альтернативные технические моющие средства, прошедшие комплексную проверку и имеющие свидетельство о государственной регистрации, внесенное в Реестр свидетельств о государственной регистрации, и обеспечивающие технические и технологические показатели не хуже, чем у ТМС, указанных в таблице А.1.

Кроме того, указанный в таблице А.1 приложении «А» РД ВНИИЖТ перечень насчитывает 18 (Восемнадцать) марок моющих средств.

Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время
АО «ВНИИЖТ» является единственной аккредитованной Федеральной службой по аккредитации лабораторией, осуществляющей комплексную проверку моющих составов для применения в указанных технологических процессах. По этой причине действующее заключение данной организации было указано АО «ВРК-3» в качестве необходимого критерия в Конкурсной документации. При этом дополнил, что применение неразрешенных химических материалов при ремонте подвижного состава, в частности при обмывке ответственных узлов, может привести в том числе к отказу жизненно важных узлов в процессе эксплуатации.

Таким образом, требование о заключении АО «ВНИИЖТ» является обоснованным, поскольку установлено в соответствии с требованиями утвержденного руководящего документа и обусловлено потребностью Заказчика в качественных моющих средствах, прошедшим комплексную проверку.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в данном требовании признаков ограничения конкуренции.

Также в Конкурсной документации указано, что моющее средство не должно относиться к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям в соответствии с пунктом 2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89.

Согласно возражениям Заказчика указанное требование предъявлено в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), согласно требованиям которого горючими являются вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под действием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

При этом по пожарной безопасности — используемое вещество не должно являться источником возникновения и распространения пожара. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости не должны применяться в технологических процессах.

Установление данного требования Заказчик обусловил тем, что у АО «ВРК-3» отсутствует аккредитованная испытательная лаборатория, и поставщику моющего средства необходимо представить надлежащие доказательства того, что поставляемое средство не является горючим.

Таким образом, установление Заказчиком данного требования обусловлено необходимостью подтверждения поставляемого товара соответствия пожарной безопасности.

Относительно требования об отнесении вещества к 4 классу опасности (вещества малоопасные) по степени воздействия на организм, что должно быть указано в паспорте безопасности химической продукции средства, зарегистрированного ФГУП «ВНИИ СМТ», Комиссия установила следующее.

Исходя из положений Технического задания Конкурсной документации, поставляемый товар «Средство моющее» должно иметь паспорт безопасности химической продукции, зарегистрированный в ФГУП «ВНИИ СМТ», с указанием в нем отнесения к 4 классу опасности.

Однако в Конкурсной документации не указано, на основании каких руководящих документов установлено требование о регистрации паспорта безопасности химической продукции именно во ФГУП «ВНИИ СМТ».

При этом Комиссия отмечает, что подтвердить класс опасности моющего средства можно любыми нормативными документами, полученными в любых аккредитованных лабораториях.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что для Заказчика не имеет значения какой аккредитованной лабораторией подтвержден класс опасности моющего средства.

Таким образом, наличие требования о регистрации паспорта безопасности продукции в ФГУП ВНИИ СМТ» накладывает на участника определенные обязательства ограничивающих круг потенциальных участников, которые не подтверждены руководящими документами и не являются принципиальными для Заказчика.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанные обстоятельства в полной мере не отвечают принципам отсутствия необоснованного ограничений конкуренции по отношению к участникам Конкурса, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и считает установление данного требования неправомерным.

При этом Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания для устранения допущенных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АльянсХимПром» (ОГРН: 1125476036454, ИНН: 5402548340) на действия АО «ВРК-3» (ОРГН: 1117746294115, ИНН: 7708737500) при проведении Конкурса обоснованной в части установления требования о подтверждении класса опасности в Паспорте безопасности химической продукции средства, зарегистрированным в ФГУП «ВНИИ СМТ»,
    в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
    об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 1-00-899/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.05.2018 по делу № 1-00-899/77-18,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «ВРК-3» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку химической и хозяйственной продукции (реестровый № 31806409463, далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 16.05.2018 по делу № 1-00-899/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 16.05.2018 по делу № 1-00-899/77-18.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 05.10.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 12.10.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны