Решение б/н Решение по жалобе ООО «САВИТУР-Аудит» (далее — Заявитель) на... от 1 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ООО «САВИТУР-Аудит»
620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 36, оф. 601
2. АО «МосводоканалНИИпроект»
105005, Москва, пер. Плетешковский, д. 22
3. АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-902/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.04.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
от заказчика - АО «МосводоканалНИИпроект»
в отсутствие:
ООО «САВИТУР-Аудит», АО «ЕЭТП» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.03.2017 № ИШ/14582),
рассмотрев жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» (далее — Заявитель) на действия заказчика - АО «МосводоканалНИИпроект» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «МосводоканалНИИпроект» за 2016, 2017, 2018 г.г. (реестровый № 31704835329) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:
-
-
размещении сведений о Конкурсе в разделе закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
-
неверном определении Заказчиком предмета и объема выполняемых работ и в части необходимости разделения объема выполняемых работ Конкурса на несколько самостоятельных лотов.
-
неуказании места оказания услуг по предмету Конкурса;
-
неправомерном установлении разной даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов в Конкурсной документации;
-
неправомерном установлении критерия «Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий» и отсутствии ответа на запрос о разъяснений положений Конкурсной документации.
-
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
АО «МосводоканалНИИпроект» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), устанавливающим общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Однако согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках Закон о закупках не регулирует отношения, в том числе связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).
Согласно части 4 статьи 5 Закон об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик обязан руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 28.02.2017. Дата окончания подачи заявок - 28.03.2017, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 29.03.2017. Дата подведения итогов Конкурса — 30.03.2017.
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
1) Согласно тексту жалобы Заявитель указывает на размещение Заказчиком сведений о Конкурсе в разделе закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Как указано было ранее, при проведении процедуры Конкурса, Заказчик руководствуется Законом о котрактной системе, в связи с чем должен осуществлять размещение сведений о Конкурсе в разделе закупок, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссия установила, что сведения о Конкурсе размещены Заказчиком в разделе закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках.
Заказчик с указанным доводом жалобы согласился и пояснил, что размещение Конкурса в указанному разделе обусловлено технической невозможностью на момент размещения осуществить выгрузки сведений о Конкурсе в раздел закупок, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе. Вместе с тем, указанный Конкурс проводится в полном соответствии с Законом о контрактной системе, что и указано в Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе и решила признать довод жалобы Заявителя в части некорректного размещения Заказчиком сведений о Конкурсе в разделе закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках, обоснованным.
2) Также Заявителем обжалуются положения Конкурсной документации в части неверного определения Заказчиком предмета и объема выполняемых работ и в части необходимости разделения объема выполняемых работ Конкурса на несколько самостоятельных лотов.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.
На основании изложенного, вопросы, связанные с формированием потребностей заказчиков, в том числе в части определения предмета и объема услуг, не относятся к компетенции антимонопольного органа.
3) Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации не определено место оказания услуг по предмету Конкурса.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация:
-месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что согласно пункту 8.5 Информационной карты Конкурсной документации адрес места оказания услуг: 105005, Москва, Плетешковский переулок д.22, в связи с чем вышеуказанный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
4) Помимо этого, Заявитель обжалует установление Заказчиком разной даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов в Конкурсной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Следовательно, срок вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе наступает сразу после окончания приема заявок на участие в Конкурсе.
Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 8.13 Информационной карты Конкурсной документации дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе — 09:00 28.03.2017. При этом, согласно пункту 8.18 Информационной карты Конкурсной документации вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе осуществляется в 10:00 28.03.2017, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком положения части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части неправомерного установления Заказчиком разной даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов в Конкурсной документации обоснованным.
5) Также, Заявитель указывает на неправомерное установлении Заказчиком критерия «Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий».
В соответствии с частью 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила оценки) Правила оценки определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно представленным сведениям и информации из ЕИС Комиссия установила, что в целях Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе:
-квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Конкурсной документации заказчиком будет оцениваться количество аудиторских проверок организаций, работающих в сфере проектно-изыскательских работ за период 2012 – 2016 г.г.
Для оценки участника по данному критерию должны быть представлены копии исполненных контрактов, договоров и копии актов выполненных работ (оказанных услуг), а также копии отчетов о финансовых результатах (о прибылях и убытках) контрагентов (организаций, которым оказывались услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности) за период с 2012 г. по 2016 г.
В случае непредставления указанных документов или предоставления документов не в полном объеме – опыт не засчитывается.
Согласно письменным пояснения Заказчика, в запрашиваемых отчетах о финансовых результатах организации содержится информация об объеме выручки и иных показетелей, с которыми аудиторская организация осуществляла проверку, в связи с чем такая информация позволяет оценить объемы работ такой организации.
Таким образом, Комиссия установила, что Заказчиком установлен критерий «Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий» и порядок его оценки в соответствии с Правилами оценки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
Также Комиссия отмечает, что согласно тексту жалобы Заявитель направлял в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений Конкурсной докуметации. При этом, подтверждение о направлении такого запроса Заявителем на заседание Комиссии также не было представлено.
На основании изложенного, Комиссия решила признать вышеуказанные доводы жалобы Заявителя на действия Заказчика в части неправомерного установления Заказчиком критерия «Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий» и отсутствии ответа на запрос разъяснений положений Конкурсной документации необоснованными.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части некорректного размещения сведений о Конкурсе в разделе закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках, установления Заказчиком разной даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов в Конкурсной документации, в остальной части - необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 7 и части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на Заявителя.
-
Снять ограничения на проведение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.03.2017 № ИШ/14819.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.