Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-945/77-18 о нарушении процедуры торго... от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Жилищник района Северное Тушино»

(ГБУ «Жилищник района Северное Тушино»)

 

Героев Панфиловцев ул., д. 7, корп. 7,
г. Москва, 125480

 

2. ИП Романова М.Б.

«...»

 

3. АО «ЕЭТП»

 

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,
г. Москва, 115114

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-945/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.05.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

«...» - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

«...»начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

«...» — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

в присутствии представителя ГБУ «Жилищник района Северное Тушино»:
«...» по доверенности от 22.05.2018 № 22/ФАС;

в отсутствие «...» (извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 21.05.2018 № НО/23733/18),

рассмотрев жалобу ИП Романовой М.Б. (далее - Заявителя) на действия
ГБУ «Жилищник района Северное Тушино» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротоваров (реестровый № 31806391207) (далее — Аукцион, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении в аукционной документации противоречивых требований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Заказчиком 07.11.2017 размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

19.04.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении аукциона (далее — Извещение), с начальной (максимальной) ценой договора в размере 4 702 539, 45 руб.

В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок — 14.05.2018, дата окончания рассмотрения заявок — 15.05.2018, дата подведения итогов — 18.05.2018.

В жалобе Заявитель ссылается, что Заказчиком указана противоречивая информация относительно срока окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, подведения итогов закупочной процедуры.

В соответствии с Информационной картой Аукционной документации дата окончания подачи заявок — 10.05.2018, дата рассмотрения заявок — 14.05.2018, дата подведения итогов — 17.05.2018, в то время как согласно извещению окончания подачи заявок — 14.05.2018, дата окончания рассмотрения заявок — 15.05.2018, дата подведения итогов — 18.05.2018.

Также, согласно доводам жалобы Заказчиком в Аукционной документации установлены противоречивые требования к участникам закупки, к товару необходимому к поставке по условиям договора, а также в Аукционной документации не определен однозначный порядок обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы жалобы Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, информация указанная в извещении не должна противоречить информации, содержащейся в документации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, Комиссия отмечает, что разница в дате окончания подачи заявок, установленной в Извещении и Информационной карте составляет 4 дня.

Указание противоречивых сведений о дате окончания подачи заявок, в свою очередь, может повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупочной процедуры, так как потенциальный участник, может подать свою заявку, в случае если реальная дата окончания срока подачи является 10.05.2018 после окончания срока, отведенного на подачу заявки либо не подать заявку во все, в связи с тем, что срок истек 10.05.2018, в то время как на самом деле дата окончания подачи заявок истекает 15.05.2018.

Таким образом, данный довод жалобы признается обоснованным.

В пункте 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках регламентировано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

На основании пункта 2.5.2 Конкурсной документации, в случае если проводится аукцион среди субъектов малого предпринимательства, в соответствии с указанием на это в «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА», участниками такого аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства. Статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участник закупки декларирует свое соответствие статусу субъекта малого предпринимательства в Декларации соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).

Согласно пункту 8 Информационной карты в состав заявки участника должна быть включена декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (соответствие статусу субъекта малого предпринимательства в Декларации соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Таким образом, в Информационной карте Заказчик установил, что участниками закупочной процедуры могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации.

Между тем, в разделе: «Сведения о лоте» Извещения Заказчиком указано, что Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Заказчиком в Аукционной документации четко не определена категория участников, которые могут принимать участие в данной закупочной процедуре.

В связи с изложенным, довод жалобы признается обоснованным.

В силу пункта 1, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В Форме 2 Заказчиком сформулированы необходимые требования к поставляемому товару по условиям выполнения заключаемого по результатам проведения закупочной процедуры договора. В Техническом задании, Заказчик устанавливает требование о соответствии поставляемого товара ГОСТ, в том числе: ГОСТ 9098-78 «Выключатели автоматические низковольтные. Общие технические условия» (далее — ГОСТ 9098-78), ГОСТ 16442-80 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия» (далее — ГОСТ 16442-80), ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)» (далее — 14254-96), ГОСТ 15049-81 «Лампы электрические. Термины и определения» (далее — ГОСТ 15049-81).

Согласно доводам жалобы, из установленных требований к товару по пунктам № 8 «Выключатель автоматический трехполюсный 100А», № 9 «Выключатель автоматический трехполюсный 160А», № 10 «Выключатель автоматический трехполюсный 250А», № 28 «Кабель ВВГнг(А)-FRLS LTx 4х10», № 45 «Лампа 11W/G23/6400(1/50/20)», № 46 «Лампа 9W/G23/6400(1/50/20)», № 47 «Лампа ДРЛ-250 (21) с» невозможно определить потребности Заказчика.

Так, Заявитель ссылается, что Заказчиком по пунктам № 8, № 9, № 10 установлены противоречивые ГОСТ требования.

Заказчиком в Форме № 2 установлены следующие требования к товарам по пунктам:
№ 8, № 9, № 10.

Наименование товара

Требуемое значение

Выключатель автоматический трехполюсный 100А

Степень защиты выключателя - IP100

Выключатель автоматический трехполюсный 160А

Степень защиты выключателя - IP200

Выключатель автоматический трехполюсный 250А

Степень защиты выключателя - IP200

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» маркировка степени защиты оболочки электрооборудования осуществляется при помощи международного знака защиты (IP) и двух цифр, первая из которых означает защиту от попадания твердых предметов, вторая - от проникновения воды.

В ГОСТ 9098-78, соответствие которому установлено Заказчиком, также определено, что код IP содержит две характеристические цифры, каждая из которых описывает степень защиты от различных внешних факторов.

Таким образом, заказчик, указав в качестве требований к товарам, в части класса защиты и степени защиты: «IP 100», и «IP 200», не определил должным образом свои потребности относительно характеристики требуемого к использованию при выполнении работ товара.

Из чего следует, что Заказчиком в Аукционной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в части определения требования к показателям товаров по параметру: «Степень защиты», которые необходимо указывать участникам в составе заявок на участие в процедуре.

Заявитель ссылается, что Заказчиком установлено противоречивое требование к товару по пункту 28.

Заказчиком в Форме № 2 установлены следующие требования к товару по пункту:
№ 28.

Наименование товара

Требуемое значение

Кабель ВВГнг(А)-FRLS LTx 4х10

Количество жил 5.

 

Заказчик в графе «Наименование товара» требует товар с определенным количеством жил «4х10», вместе с тем в графе: «Требуемые технические характеристики» устанавливает, что количество жил должен быть 5, что может вводить участников закупки в заблуждение относительно предоставления сведений по данному параметру.

Более того, согласно таблице № 2 ГОСТ 16442-80 марка кабеля ВВГ имеет в своем составе до 4 жил, таким образом, значение установленное Заказчиком по требуемому параметру противоречит ГОСТ.

Аналогичное требование, вводящее участников в заблуждение установлено к товарам по пунктам № 45, № 46.

Так, Заказчик в графе: «Наименование товара» требует товар с определенным мощностью электрического тока «11W», вместе с тем в графе: «Требуемые технические характеристики» устанавливает, что стартовая мощность должна быть 9W, что может вводить участников закупки в заблуждение относительно предоставления сведений по данному параметру.

Следовательно, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод жалобы признается обоснованным.

Между тем, Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком к товару по пункту № 47 требования сформулированы корректно, следовательно довод о том, что Заказчиком установлены неопределяемые требования не принимается во внимание.

Согласно доводам жалобы Заказчиком не были размещены в системе ЕИС разъяснения положения аукционной документации, а также не были внесены соответствующие изменения в аукционную документацию с учетом данных разъяснений.

Так, 08.05.2018 Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении разъяснений положения документации. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик с учетом положения подпункта 3.2.4 пункта 3.2 Аукционной документации должен был разместить разъяснения положений документации не позднее 10.05.2018.

Также, Заявитель ссылается, что Заказчиком нарушен установленный в подпункте 3.3.1 пункта 3.3 Аукционной документации срок размещения извещения об отмене закупочной процедуры.

В силу подпункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

В силу части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

На основании подпункта 3.2.4 пункта 3.2 Аукционной документации в течение 2 (Двух) календарных дней с даты поступления от оператора электронной торговой площадки запроса, закупочная комиссия организовывает размещение разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника процедуры закупки, от которого поступил запрос, в Единой информационной системе и электронной торговой площадке при условии, что указанный запрос поступил в адрес Заказчика не позднее, чем за 5 (Пять) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 Аукционной документации Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации вправе принять решение о внесении изменений в Закупочной документацию не позднее чем за 5 (пяти) календарных дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. В течение 3 (Трех) дней с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию, размещаются в Единой информационной системе о размещении заказов и электронной торговой площадке. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем 5 (Пять) календарных дней.

На заседании комиссии Заказчик пояснил, что неразмещение измененной версии аукционной документации, а также разъяснение положений документации обусловлено возникновением технической ошибки при публикации вышеназванной информации в системе ЕИС. В подтверждение заявленного довода представитель Заказчика представил скриншоты, свидетельствующие о возникновении технической ошибки при внесении изменений в документацию, а также размещении положений документации.

Таким образом, Комиссией установлено, что технические сложности на стороне Заказчика возникли по независящим от действий ГБУ «Жилищник района Северное Тушино» причинам и неразмещение информации о проведении закупки обусловлено отсутствием у Заказчика доступа к ЕИС в связи с действиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение единой информационной системы, в том числе в связи с проведения регламентных работ официального сайта.

Согласно подпункту 3.8.1 пункта 3.8 Аукционной документации Заказчик, официально разместивший в ЕИС извещение о проведении аукциона, вправе отказаться от его проведения. Извещение об отказе от проведения аукциона размещается в ЕИС Заказчиком не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в порядке, установленном для официального размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона.

В силу подпункта 3.8.2 пункта 3.8 Аукционной документации извещение об отказе от проведения открытого аукциона размещается заказчиком, в течение одного дня со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона в порядке, установленном для размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона.

Между тем, в данном случае Заказчиком было принято решение об отказе проведения закупочной процедуры, в связи с длительным устранением технического сбоя со стороны ЕИС с целью недопущения нарушения прав участников закупочной процедуры.

При принятии данного решения Заказчик, в первую очередь, исходил из того, что истекал срок окончания подачи заявок на участие в процедуре (14.05.2018), а измененная версия аукционной документации не была размещена по техническим причинам, в связи с чем у участников закупки отсутствовала реальная возможность сформировать надлежащим образом, в соответствии с требованиями аукционной документации свои заявки и подать их в установленный срок, что повлекло бы за собой наступление негативных последствий.

Стоит отметить, что решение об отмене закупочной процедуры Заказчиком было принято незамедлительно после того как Заказчику стало известно, что устранение технической ошибки со стороны ЕИС имеет длительный характер. Между тем, из-за технического сбоя в ЕИС данное решение было опубликовано только 15.05.2018.

Таким образом, данные довод жалобы не нашел своего правового подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.

Изучив доводы жалобы, учитывая, что действия Заказчика в целом были направлены на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок, в том числе на недопущение необоснованных ограничений конкуренции при проведении закупки, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика в указанной части при проведении аукциона необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Романовой М.Б. (ОГРНИП 318774600040271
ИНН 165002977271) на действия ГБУ «Жилищник района Северное Тушино»
(ОГРН 5147746421169 ИНН 7733904240) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротоваров (реестровый № 31806391207) частично обоснованной.

2. Установить в действиях ГБУ «Жилищник района Северное Тушино» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как закупочная процедура ГБУ «Жилищник района Северное Тушино» была отменена.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: «...»

 

 

 

члены Комиссии: «...»

 

 

«...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны