Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «Новосибирское аудиторское товариществ... от 23 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество»

630001, г. Новосибирск, ул. Ельцовская, д. 2/3

 

  1. ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»

125438, Москва, ул. Михалковская, д. 67/1

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-966/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

06 июня 2016 года                                                                                                                                                                                                                          г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

в присутствии:

ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»

Доронкина Н.С. (доверенность от 02.06.2016 № 807-10-6705),

в отсутствие:

ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.05.2016 № ИШ/22581),

рассмотрев жалобу ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» на действия организатора торгов - ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП ГосНИИ ГА (реестровый № 0573100023016000001),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» (далее — Заявитель) на действия организатора торгов - ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (далее — Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП ГосНИИ ГА (реестровый № 0573100023016000001) (далее — Конкурс),

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов при проведении Конкурса выразилось в необоснованной оценке заявок участников Конкурса по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

15.04.2016 в ЕИС Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 15.04.2016 дата окончания подачи заявок — 16.05.2016, дата рассмотрения заявок — 20.05.2016.

Начальная (максимальная) цена контракта — 2 100 320,00 рублей с учетом НДС 18%.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 20.05.2016 № ПРО1 заявке ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» было присвоено 15 место с итоговым значением 60,46 баллов.

Вместе с тем, ценовое предложение ЗАО «Новосибирское аудиторское товарищество» составляет - 840 000,00 рублей.

Согласно доводам жалобы Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в необоснованной оценке заявок участников Конкурса по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса». Так, заявке Заявителя по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса» было присвоено 0 баллов, в связи с чем итоговый рейтинг заявки составил 60,46 баллов.

С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Организатор торгов не согласился, представив письменные возражения, согласно которым оценка по критерию «Опыт и квалификация специалистов конкурса» осуществляется на основании критериев, указанных в Конкурсной документации.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно подпункту 3.1.2. Конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе представляется в соответствии с требованиями раздела 3 «ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ» и в соответствии с формами документов, установленными частью IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА».

Согласно подпункту 5.2.7. Конкурсной документации оценка заявок осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении закупки в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью, установленными в подразделе 5.3.

Разделом 5.3. Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, их содержание и значимость.

Согласно пункту 5.3.1. Конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 5.3.2. Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе, значимость критериев оценки, коэффициент значимости критериев оценки указан в Приложении 1 к «Информационная карта открытого конкурса». При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых является цена договора.

Согласно пункту 5.3.3. Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются исходя из следующих критериев:

  • характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

- цена контракта;

  • характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 3.14 раздела III «Информационная карта открытого конкурса» Конкурсной документации содержатся требования к содержанию, описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, в том числе требование о предоставлении в составе заявки документы и сведения, подтверждающие квалификацию участника конкурса по форме 5 части IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА».

Согласно пункту 3.24 раздела III «Информационная карта открытого конкурса» Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость указаны в Приложении 1 к «Информационной карте открытого конкурса».

Согласно части 1 статьи 2 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» Приложения № 1 к «Информационной карте открытого конкурса» для оценки заявок установлены следующие критерии:

1) цена контракта;

2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 2 статьи 2 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» Приложения № 1 к «Информационной карте открытого конкурса» для оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком в настоящей конкурсной документации установлены следующие величины значимости этих критериев:

1) «Цена контракта»: значимость критерия оценки – 30%, коэффициент значимости критерия оценки – 0,3;

2) «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»: значимость критерия оценки – 55%, коэффициент значимости критерия оценки – 0,55;

3) «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: значимость критерия оценки – 15%, коэффициент значимости критерия оценки – 0,15.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 4 Приложения № 1 оценка и сопоставление заявок по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса» осуществляется на основании сведений, представленных участником конкурса в форме 5 части IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА». Участник конкурса подтверждает представленную информацию приложением следующих документов:

- копии квалификационных аттестатов аудиторов, выданные саморегулируемой организацией аудиторов;

- копии трудовой книжки;

- копии дипломов о высшем образовании в области экономике.

При отсутствии документов, подтверждающих сведения, указанные в форме 5 части IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА», такие сведения не будут учтены при оценке заявок по данному показателю.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 4 Приложения № 1 по показателям критерия «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса» присваиваются баллы:

  • при отсутствии информации о наличии в штате участника конкурса аттестованных аудиторов - 0 баллов;

  • при наличии в штате участника конкурса 4 и менее аттестованных аудиторов удовлетворяющих одновременно следующим требованиям:

- имеет квалификационные аттестаты аудитора, выданные саморегулируемой организацией аудиторов;

- опыт работы аудитором составляет 10 лет и более;

- наличие высшего образования в области экономики;

- непрерывный стаж работы в аудиторской организации – участнике открытого конкурса составляет 5 лет и более — 20 баллов;

  • при наличии в штате участника конкурса 5 и более аттестованных аудиторов удовлетворяющих одновременно следующим требованиям:

- имеет квалификационные аттестаты аудитора, выданные саморегулируемой организацией аудиторов;

- опыт работы аудитором составляет 10 лет и более;

- наличие высшего образования в области экономики;

- непрерывный стаж работы в аудиторской организации – участнике открытого конкурса составляет 5 лет и более — 40 баллов.

Таким образом, для получения минимального количества баллов по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса» участникам Конкурса необходимо подтвердить наличие у заявленных аудиторов (до 4 аудиторов) стажа работы аудитором 10 лет и более одновременно со стажем работы в представляемой аудиторской организации 5 лет и более.

Таким образом, Конкурсная документация содержит подробную информацию о присвоении баллов по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса», значимость которого составляет 15%.

Согласно пояснениям Заявителя, в составе заявки были представлены документы и сведения, необходимые для оценки участника, в том числе по критерию 2, а именно 6 комплектов документов по шести аудиторам, включая копии квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов, копии свидетельства из реестра аудиторов о членстве в саморегулируемой организации аудиторов, копии дипломов о высшем образовании в области экономике, копии приказов о назначении на должность, копии трудовых книжек, копии трудовых договоров.

Однако, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 20.05.2016 № ПРО1 заявке Заявителя по критерию «Опыт и квалификация специалистов участника конкурса» было присвоено 0 баллов.

Согласно возражениям Организатора торгов в составе заявки Заявителя представлены сведения об опыте и квалификации специалистов участника конкурса, а также представлены шесть комплектов документов, подтверждающих указанные сведения.

Однако, представленные документы не соответствуют требованиям подпункта 3 пункта 2 статьи 4 Приложения № 1, а именно, заявленные в составе заявки аудиторы не отвечают совокупности установленных Конкурсной документацией требований: опыт работы аудитором 10 лет и более, а также непрерывный стаж работы в аудиторской организации – участнике открытого конкурса каждого из представленных аудиторов должен составлять 5 лет и более.

Вместе с тем, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о том, что заявленные в Конкурсной документации требования относительно стажа работы аудитором 10 лет и более, а также стажа работы в представляемой аудиторской организации 5 лет и более, являются завышенными.

Устанавливая указанное требование, Организатор торгов ограничивает возможность участия в Конкурсе тех лиц, стаж работы аудитором которых составляет менее 10 лет, а также непрерывный стаж работы в аудиторской организации — участнике открытого конкурса которых составляет менее 5 лет.

При этом отсутствие указанного стажа у участника закупки не свидетельствует о невозможности исполнить договоро.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии представитель Организатора торгов не смог подтвердить необходимость установления данных требований.

Таким образом, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса обоснованной.

    2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны