Решение б/н Решение по жалобам СРО «Русьэкспертлифт» на действия заказчи... от 17 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
СРО «Русьэкспертлифт»
105203, Москва, ул. 15-я Парковая, д. 10а
-
ОАО «Мослифт»
125040, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 26, к. 1
-
АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-966/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.04.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в
в присутствии представителей:
СРО «Русьэкспертлифт»,
ОАО «Мослифт»,
рассмотрев жалобы СРО «Русьэкспертлифт» на действия заказчика — ОАО «Мослифт» при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); техническое освидетельствование лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №8); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №8); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №14); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №14) (реестровые №№ 31704922730; 31704922745; 31704922747; 31704922750; 31704922751; 31704922752),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы СРО «Русьэкспертлифт» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ОАО «Мослифт» (далее – Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); техническое освидетельствование лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №8); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №8); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №14); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №14) (реестровые №№ 31704922730; 31704922745; 31704922747; 31704922750; 31704922751; 31704922752) (далее - Закупки).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
1) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника собственной электролаборатории;
2) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сертификатов соответствия системы менеджмента качества;
3) в утверждении неправомерного порядка оценки заявок по критерию «квалификация участника» в части наличия опыта исполнения аналогичных договоров;
4) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте;
5) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее — Положение о закупках, Положение), размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).
Извещения и Закупочные документации размещены Заказчиком в ЕИС.
В соответствии с протоколами вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки заявок к запросу предложений в электронной форме Заявитель не подавал заявку на участие в Закупках.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. Согласно пояснениям Заявителя пункт 1.2 закупочной документации предусматривает, что в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить документы, подтверждающие наличие свидетельств о регистрации собственной электролаборатории, аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (центра) с приложением. При этом правилами и методам оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, установленных ГОСТ Р 53783-2010, не предусмотрено проведение испытаний или каких-либо работ, требующих наличия электроизмерительной лаборатории.
В соответствии с подпунктами 1, 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе документы, подтверждающие наличие свидетельства о регистрации собственной электролаборатории, аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (центра) с приложением.
-
На заседании Комиссии, согласно пояснениям сторон, установлено, что при выполнении работ по предмету Закупок необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации».
При этом, согласно пояснениям Заявителя, правилами и методам оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, установленных ГОСТ Р 53783-2010, не предусмотрено проведение испытаний или каких-либо работ, требующих наличия электроизмерительной лаборатории.
Кроме того, Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования к участникам Закупок, в том числе Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования с учетом выполнения работ по предмету Закупок.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного установления указанного требования признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках.
2. Согласно пояснениям Заявителя пункт 1.2 закупочной документации предусматривает, что в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить следующее: - сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:208);
- сертификат соответствия системы экологического менеджмента требованиям ГОСТ ИСО 14001-2007 (ISO 18001:2007);
- сертификат соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 54934-2012/ОНSAS 18001:2007.
При этом в представленной документации обоснование необходимости данного требования отсутствует. Кроме того, наличие данных сертификатов не является необходимым требованием для выполнения работ, предусмотренных закупкой.
Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе документы, подтверждающие наличие у участника:
- сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:208);
- сертификата соответствия системы экологического менеджмента требованиям ГОСТ ИСО 14001-2007 (ISO 18001:2007);
- сертификата соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 54934-2012/ОНSAS 18001:2007.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае:
-несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.
При этом, согласно пункту 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок:
- квалификационные требования (включая требования к опыту работы);
- требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Таким образом, согласно Положению о закупках требование к опыту работы, а также к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов может устанавливаться в закупочной документации только в качестве дополнительного.
В соответствии с вышеуказанными требованиями пункта 14.4 Положения о закупках Заказчик имеет право отклонить заявку участника только в случае несоответствия участника процедуры обязательным требованиям, установленным в документации, вместе с тем, предоставление документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (услуг), является дополнительным требованием.
Следовательно, Заказчик не имеет возможности отклонить заявку участника от участия в закупке ввиду непредоставления документов и сведений, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения аналогичных работ, а также подтвержадющих наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Кроме того, Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования к участникам Закупок. При этом наличие данных сертификатов не является обязательным требованием для выполнения работ, предусмотренных Закупками. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного установления указанного требования признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 14.2 Положения о закупках.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках.
3. Согласно пояснениям Заявителя положения конкурсной документации вводят необоснованные ограничения в части квалификационных требований относительно наличия у участника опыта исполнения договоров на аналогичные работы. Кроме того, Заказчиком неправомерно сужены критерии оценки в части наличия договоров с государственным участием.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе наличие у участника опыта исполнения договоров на аналогичные работы, указанные в пункте 1 Раздела VI «Техническое задание» документации, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%, на сумму не менее 50% начальной (максимальной) цены договора (лота) (103 654,97 руб.) с НДС.
Документы, предоставляемые Участником в составе заявки в соответствии с требованиями данного пункта, учитываются при оценке по критериям. Отсутствие указанных документов в составе заявки участника, не является причиной для отказа в участии в запросе предложений.
Согласно пункту 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок:
- квалификационные требования (включая требования к опыту работы);
- требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 30 процентов от начальной (максимальной) цены от объема работ (услуг), подлежащих выполнению при проведении закупок на проектирование и строительство объектов капитального строительства. Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, должны быть определены в документации о закупке.
Таким образом, согласно требованиям Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены требования к участникам в части наличия опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг).
Кроме того, отсутствие указанных документов в составе заявки участника не является причиной для отказа в допуске к участию в Закупках. Данные документы рассматриваются закупочной комиссией на этапе оценки и сопоставления заявок участников.
Вместе с тем, пунктом 14.2 Положения о закупках установлены требования к опыту работы, а именно требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению.
В Положении о закупках отсутствует возможность конкретизировать требование о наличии опыта предоставлением договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%.
Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования к участникам Закупки относительно наличия договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%, признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 14.2 Положения о закупках.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к нарушению прав участников, так как по данному показателю участникам присвоены максимальные баллы.
4. Согласно пояснениям Заявителя Заказчиком установлено необоснованное требование в отношении наличия в штате участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного coюза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (п. 1.2 конкурсной документации). Наличие сотрудников подтверждается предоставлением копий трудовых книжек, действующих удостоверений о праве работать на высоте, о прохождении проверки знаний охране труда, пожарной безопасности (заверенных и печатью, и подписью генерального директора, либо лица уполномоченного подписывать соответствующие документы). При этом применяя квалификационные требования, предусмотренные закупочной документацией, Заказчик устанавливает необоснованные преимущества для организаций, обладающими штатными сотрудниками с удостоверениями о праве работать на высоте, которым для выполнения работ, являющихся предметом закупок, данные удостоверения не требуются.
Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе наличие в штате у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011, являющихся предметом закупки.
Наличие сотрудников подтверждается предоставлением копий трудовых книжек и действующих удостоверений о праве работать на высоте, о прохождении проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности (заверенных и печатью, и подписью генерального директора, либо лица уполномоченного подписывать соответствующие документы).
Комиссией установлено, что предметами Закупок является выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов.
Доказательств неправомерного установления Заказчиком требования в части наличия в штате у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы, Заявителем не представлено. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих факт отграничения количества участников путем установления Заказчиком указанного требования.
Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы, признается необоснованным.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены подтверждения относительно необходимости для выполнения работ по предмету Закупок обладать специалистами с действующими удостоверениями о праве работать на высоте.
При этом, применяя указанные требования, Заказчик устанавливает необоснованные преимущества для организаций, обладающими штатными сотрудниками с удостоверениями о праве работать на высоте, которым для выполнения работ, являющихся предметом Закупок, данные удостоверения не требуются.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках. Кроме того, при оценке и сопоставлении заявок все представленные участниками Закупок документы в рамках указанного требования были учтены закупочной комиссией.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок обоснованными в части установления неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника собственной электролаборатории; установления неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сертификатов соответствия системы менеджмента качества; установления неправомерного требования к участникам Закупки относительно наличия договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%; установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте. В остальной части признать жалобы необоснованными.
-
В действиях Заказчика признать нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.2 Положения о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя, а также участников Закупок.
-
Снять ограничения на проведение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.04.2017 № ИШ/15748.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.