Решение №1-10-1479/77-14 РЕШЕНИЕ от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МОЭК»
ул. Ефремова, д. 10,
119048, г. Москва
ЖСК «Экватор»
ул. Дубнинская, д. 6, корп. 1,
кв. 323
127540, г. Москва
РЕШЕНИЕ № 1-10-1479/77-14
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «8» декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено «22» декабря 2014 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-10-1479/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
- _____________ - заместителя руководителя
Членов Комиссии:
- _____________ - начальника отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;
- _____________ - специалиста-эксперта отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;
- _____________ - специалиста 1 разряда отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,
рассмотрев материалы дела № 1-10-1479/77-14 по признакам нарушения
ОАО «МОЭК» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) пункта 10 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции»,
Идентификатор
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило обращение ЖСК «Экватор» (вх.
от 13.05.2014 № 15137) в котором содержатся признаки нарушения ОАО «МОЭК»
антимонопольного законодательства, выразившиеся в нарушении установленного
нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее
водоснабжение, что привело к ущемлению интересов ЖСК «Экватор», ОАО
«МОЭК» выставляло счета ЖСК «Экватор» за услугу горячего водоснабжения в
период с января 2011 года по декабрь 2011 года, исходя из расчета руб./Гкал.
В ходе рассмотрения дела № 1-10-1479/77-14 представитель
ОАО «МОЭК» заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела
№ 1-10-1479/77-14 в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления
перерасчета начислений ЖСК «Экватор» за горячее водоснабжение в границах
присоединения сети от Центрального теплового пункта № 02-07-0924/040 в период с
января по октябрь 2011 года.
В ходе рассмотрения дела № 1-10-1479/77-14 представитель
ОАО «МОЭК» заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела
№ 1-10-1479/77-14 в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с осуществлением перерасчета
начислений ЖСК «Экватор» за горячее водоснабжение в границах присоединения
сети от Центрального теплового пункта № 02-07-0924/040 в период с января по
декабрь 2011 года.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства вправе отложить рассмотрение дела в связи с
необходимостью получения дополнительной информации, привлечения иных лиц для
участия в деле. Материалы дела № 1-10-1479/77-14 содержат необходимую
информацию для принятия Комиссией решения.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон
по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-10-1479/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ЖСК «Экватор» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность
на основании Устава. Место нахождения юридического лица: 127540, г. Москва,
ул. Дубнинская, д. 6, корп. 1, кв. 323. ЖСК «Экватор» внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1037739252154, поставлено на налоговый учет МИФНС
№46 по г. Москве с присвоением ИНН/КПП 7713000704/771301001.
ЖСК «Экватор» является организацией, обеспечивающей предоставление
коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в
многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул.Дубнинская, д. 6, корп. 1.
ОАО «МОЭК» является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного
акционера ОАО «МОЭК» (Распоряжение Департамента имущества города Москвы
от 12.03.2008 г. № 794-р). ОАО «МОЭК» внесено в Единый государственный реестр
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1047796974092, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
7720518494/771503001. Место нахождения:119048, г. Москва, ул. Ефремова, д.10.
В соответствии с пунктом 6.3 Устава, ОАО «МОЭК» вправе осуществлять
любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе в соответствии с
пунктом 6.1. Устава деятельность по водоснабжению и канализации.
Между ОАО «МОЭК» и ЖСК «Экватор» заключен договор от 01.01.12 №
02.101020 ГВС. В соответствии с условиями договора от 01.01.12 № 02.101020 ГВС,
ОАО «МОЭК» обязуется подавать горячую воду для для собственных нужд и
оказания коммунальных услуг.
В соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности
сторон, горячее водоснабжение объекта ЖСК «Экватор», расположенного по адресу:
ул.Дубнинская, д. 6, корп. 1, осуществляется от Центрального теплового пункта
№ 02-07-0924/040 (далее - ЦТП). Границей балансовой принадлежности сетей и
эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена здания по
адресу: ул.Дубнинская, д. 6, корп. 1.
Система теплоснабжения является закрытой. Тепловая энергия для нужд
отопления и горячая вода для целей горячего водоснабжения поставляется по
разным трубопроводам.
Горячая вода, поставляемая по системе централизованного горячего
водоснабжения, используется ЖСК «Экватор» исключительно для оказания
коммунальной услуги горячего водоснабжения. К горячей воде, поставляемой по
системе горячего водоснабжения, предъявляются требования, установленные
СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности
систем горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20.
Согласно пункту 10 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации (в
редакции, действовавшей на момент совершения действий, содержащих признаки
нарушения антимонопольного законодательства) под водоснабжением понимают
подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в
соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Таким образом, деятельность ОАО «МОЭК» по поставке горячей воды по
централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего
водоснабжения, относится к водоснабжению.
Поставка горячей воды от ЦТП № 02-07-0924/040 осуществляется в объекты
по сетям ОАО «МОЭК». Указанная сеть является технологически связанной. В
границах указанной сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного
поставщика.
Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд
жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва,
ул.Дубнинская, д. 6, корп. 1.
В соответствии с разъяснением Федеральной антимонопольной службы
от 26 июля 2005 г. № АГ/10739 географическими границами рынка для
предприятий, оказывающих услуги водоснабжения, является территория,
охваченная присоединенной сетью данного предприятия. В указанных границах
доля предприятий, осуществляющих поставку воды составляет 100%.
Таким образом, ОАО «МОЭК» занимает доминирующее положение по
поставке горячей воды в границах присоединенной сети ОАО «МОЭК», исходящей
из ЦТП № 02-07-0924/040.
В связи с тем, что ОАО «МОЭК» в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 года
выставляло счета ЖСК «Экватор» за потребленную горячую воду исходя из расчета
руб/Гкал, а ЖСК «Экватор» производили начисления жителям обслуживаемого дома,
находящегося в его управлении по адресу: г. Москва, ул.Дубнинская, д. 6, корп. 1, в
соответствии с положениями жилищного законодательства по тарифам,
установленным постановлением Правительства Москвы на горячее водоснабжение
(м3), образовалась разница между начислениями ОАО «МОЭК» управляющим
организациям за горячее водоснабжение и начислениями ЖСК «Экватор»
потребителям горячей воды в многоквартирных домах, находящимся в управлении
ЖСК «Экватор».
ОАО «МОЭК» осуществляло начисления ЖСК «Экватор» за горячую воду
исходя из показаний приборов учета с использованием тарифов на тепловую
энергию, установленных для ОАО «МОЭК».
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской
Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и
горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том
числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе
поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема
потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета,
а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,
утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией
или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4
статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам,
установленным в городе федерального значения Москве органом государственной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным
законом.
Тарифы на горячее водоснабжение при наличии приборов учета для расчетов с
населением в 2011 году для ОАО «МОЭК», иных организаций, осуществляющих
производство и передачу тепловой энергии, установлены постановлением
Правительства Москвы от 30.11.2010 № 1038-ПП на 2011 год.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг
условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме
(сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с
целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны
противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам
Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы
за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам,
установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья,
жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный
потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера
платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды,
горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии
осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные
услуги гражданами.
Как указано в письме Минрегиона России от 02.05.2007 № 8166-РМ/07
«О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги»,
применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов
«на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб./Гкал) и тарифов на
холодную воду (руб./куб.м.) не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на
подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на
горячую воду.
На основании изложенного, порядок расчетов и тарифы, применяемые
ОАО «МОЭК» при расчетах с ЖСК «Экватор», должны соответствовать Порядку
оказания коммунальных услуг. При расчетах ОАО «МОЭК» надлежало применять
тарифы на горячее водоснабжение в 2011 году, установленные постановлением
Правительства Москвы от 30.11.2010 № 1038-ПП.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004
№ 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса» (в редакции, действовавшей на момент совершения действий, содержащих
признаки нарушения антимонопольного законодательства) подлежат регулированию
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей
товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,
утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности
организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы
ценообразования), тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций
коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены
пунктами 47 - 49 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент
совершения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного
законодательства).
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и
надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального
комплекса, исходя из двух условий:
1. осуществление организацией коммунального комплекса
непосредственного производства горячей воды;
2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему
водоснабжению с использованием систем централизованного горячего
водоснабжения.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
ОАО «МОЭК» надлежит разрабатывать на очередной период действия тарифов на
производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу,
определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и
производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере,
обеспечивающем эти финансовые потребности. В связи с изложенным,
ОАО «МОЭК» должно обратиться в орган регулирования тарифов для установления
тарифа на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые
потребности.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и
предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008
№ 520, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на
установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального
комплекса.
Согласно письму РЭК г. Москвы (вх. от 15.09.2014 № 34199), тариф для
ОАО «МОЭК» на оказание услуг по горячему водоснабжению на 2011 год
установлен не был.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфер деятельности
организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона
России от 15 февраля 2011 г. № 47 (далее - Методические указания), вступили в
силу 5 апреля 2011 г.
Заявление об утверждении тарифов на горячую воду, тарифов на подогрев
воды для нужд горячего водоснабжения и расчеты, выполненные в соответствии с
Методическими указаниями, были направлены ОАО «МОЭК» в РЭК Москвы 1 июля
2011 г. (peг. от 1 июля 2011 г. № в62-02-1818/11, № в62-02-1819/11, №в62-02-
1824/11).
Методическими указаниями был предусмотрен расчет и установление
тарифов на горячую воду только для закрытых систем теплоснабжения. Вместе с
тем, представленный ОАО «МОЭК» расчет тарифов на горячую воду был выполнен
в целом по всем системам теплоснабжения, в том числе и по объектам с открытой
системой теплоснабжения. Кроме того, ОАО «МОЭК» не были представлены
документы, подтверждающие достоверность исходных данных, принятых для
расчета количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического
метра горячей воды.
Письмом от 12 августа 2011 № 62-03-614/4-1 г. РЭК Москвы направила в
ОАО «МОЭК» замечания к представленному расчету тарифов на горячую воду и
запрос информации.
Информация по запросу РЭК Москвы ОАО «МОЭК» представлена не была, в
связи с чем у РЭК Москвы отсутствовали достоверные исходные данные для
расчета количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического
метра горячей воды, и, следовательно, основания для установления тарифов на
горячую воду на 2011 год.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ОАО «МОЭК» установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования на поставку горячей воды в границах присоединенной сети от
ЦТП № 02-07-0924/040.
По информации, представленной в Московское УФАС России, за период с
января по декабрь 2011 года, в результате нарушения порядка ценообразования
начисления ОАО «МОЭК» к ЖСК «Экватор» за горячую воду превысили сумму,
начисленную потребителям ЖСК «Экватор» по тарифам, установленным
Правительством Москвы, на 450 039,650 рублей.
В соответствии с актами сверки начислений за подогрев воды для нужд
горячего водоснабжения между ОАО «МОЭК» и ЖСК «Экватор» за период с
января по декабрь 2011 года, в результате нарушения порядка ценообразования
начисления ОАО «МОЭК» к ЖСК «Экватор» за горячую воду превысили сумму,
начисленную потребителям ЖСК «Экватор» по тарифам, установленным
Правительством Москвы, на 131 515,110 рублей.
Таким образом, ущерб, нанесенный ЖСК «Экватор» действиями
ОАО «МОЭК», в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составил 581 554,76 рублей.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение
установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2-4 статьи 41, статьей
48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «МОЭК» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания
услуг горячего водоснабжения в границах присоединенной сети от
ЦТП № 02-07-0924/040 путем выставления платы за услуги горячего водоснабжения
без установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-1479/77-14 о нарушении
антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения
антимонопольного законодательства и его последствий, в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции».
Председатель Комиссии _____________
Члены Комиссии _____________
_____________
_____________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд
или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны