Решение №1-10-1914/77-17 1-10-1914/77-17 от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ЗАО «Инвестприбор»

 

ул. Верхние поля, д.35, к. 2

г. Москва, 109559

 

ГБУ «Жилищник района Марьино»

 

Новочеркасский бульвар,

д. 57, г. Москва, 109369

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-1914/77-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

26 декабря 2017 года г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2017 года

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председателя Комиссии

- (..), заместителя руководителя;

 

членов Комиссии

- (..), начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;

 

- (..), специалиста-эксперта отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами

- (..), специалиста-эксперта отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,

 

в присутствии представителей:

 

ЗАО «Инвестприбор»

  • (..) генеральный директор ЗАО «Инвестприбор»,

ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино»

  • (..) представитель по доверенности от 16.11.2017 № Б/Н

     

 

рассмотрев дело № 1-10-1914/77-17 по признакам нарушения ГБУ «Жилищник района Марьино» (юридический адрес: Новочеркасский бульвар, д. 57, г. Москва, 109369 ИНН: 7723396685, ОГРН: 1157746566108) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступило заявление ЗАО «Инвестприбор» (вх. № 6851 от 15.02.2017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В заявлении ЗАО «Инвестприбор» указывает, что ГБУ «Жилищник района Марьино» препятствует ЗАО «Инвестприбор» доступу на товарный рынок по предоставлению услуг связи жителям многоквартирных домов, находящихся под управлением ГБУ «Жилищник района Марьино», путем недопуска оператора связи в указанные многоквартирные дома к размещенному оборудованию связи.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-10-1914/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установила следующее.

Согласно пункту 2.2.1 Устава ГБУ «Жилищник района Марьино», утвержденного распоряжением префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы от 22.05.2015 № 263, основной сферой деятельности ГБУ «Жилищник района Марьино» является реализация на территории района Марьино задач надежного, безопасного и качественного предоставления жилищных, коммунальных и прочих услуг, включая управление многоквартирными домами и капитальный ремонт многоквартирных домов, а также содержание объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.

ГБУ «Жилищник района Марьино» осуществляет управление Объектами.

В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как следует из пункта 2.2 договоров управления многоквартирных домов, управляющая организация по заданию собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирных домов, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Указанные договоры заключались с собственниками многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино» с период с 2008 года.

Следовательно, ГБУ «Жилищник района Марьино» является единственной организацией, которая может предоставлять операторам связи доступ в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино».

В связи с наличием у оператора связи потребности в оказании услуг связи в конкретном многоквартирном доме (что подтверждается заявками жителей многоквартирного дома) и отсутствием технической возможности оказания данных услуг вне конкретного многоквартирного дома, географическими границами товарного рынка являются границы каждого конкретного многоквартирного дома.

Для предоставления услуг связи для целей доступа в сеть Интернет в многоквартирных домах операторам связи необходим доступ в указанные дома для размещения оборудования.

При управлении многоквартирными домами ГБУ «Жилищник района Марьино» осуществляет допуск операторов связи в технические помещения многоквартирных домов.

ГБУ «Жилищник района Марьино» несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества Объектов и является единственной организацией, предоставляющей доступ к техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы) многоквартиных домов, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино», операторам связи для обслуживания (размещения) линий связи.

  1. Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

    По результатам проведенного анализа состояния конкуренции антимонопольным органом продуктовые границы товарного рынка были определены как рынок предоставления доступа к общему имуществу в целях размещения оборудования связи, географические границы, как границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино».

      1. В рамках указанного анализа было установлено, что оказание услуги по предоставлению доступа к общему имуществу жильцов многоквартирных домов, перечень которых представлен ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино», в целях размещения оборудования связи в анализируемый период осуществлялось только этой управляющей организацией. Таким образом, как следует из анализа конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению доступа к общему имуществу, в целях размещения оборудования связи в границах домов, находящихся в управлении ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино», в исследуемый период ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино» являлось единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим данные услуги, в рассматриваемых географических границах его доля составила 100%.

        Операторы связи, оборудование и средства связи которых размещены в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино», обращаются за доступом к указанному оборудованию к ГБУ «Жилищник района Марьино».

        Следовательно, ГБУ «Жилищник района Марьино» имеет возможность затруднить операторам связи доступ на рынок оказания услуг связи жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино».

        На основании изложенного ГБУ «Жилищник района Марьино» занимает доминирующее положение на рынке допуска операторов связи в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Объекты, в том числе осуществляет предоставление общих помещений для размещения оборудования и средств связи, а также доступ к указанным помещениям многоквартирных домов.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Частью 1 статьи 45 Закона о связи предусмотрено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК-РФ) договор на оказание услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Названный договор заключается коммерческой организацией и абонентом, устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, а отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Согласно письменным пояснениям и документам ЗАО «Инветприбор» (вх. от 06.04.2017 № 15549) между ЗАО «Инвестприбор» и жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, Батайский проезд: д.1, д.3, д.9, д.11, д.13, д.17, д.19, д.27, д.29, д.31, д.33, д.41, д.43, д.53, д.59, д.65; Белореченская улица: д.24, д.41 к.1, д.43, д.49; Братиславская улица: д.34 к.2, д.24, д.34 к.1, д.16 к.3, д.26, д.12, д.19 к.1, д.15 к.2, д.29 к.1, д.14, д.20, д.27 к.2, д.18 к.1, д.17 к.1, д.27 к.3, д.31 к.2, д.19 к.2, д.31 к.1, д.5, д.18 к.2, д.30, д.3, д.11, д.27 к.1; улица Верхние Поля: д.24, д.28; Донецкая улица: д.7, д.12, д.15, д.18 к.1, д.18 к.2, д.18 к.3, д.19, д.23, д.26, д.27, д.29, д.2, д.8; Луговой проезд: д.8 к.1, д.10 к.2, д.12 к.1, д.4 к.3, д.6, д.10 к.1, д.1/8, д.9 к.1, д.7, д.9 к.2, д.4 к.1, д.4 к.2, д.2; Люблинская улица: д.118, д.126, д.175, д.161 к.2, д.159, д.159 к.1, д.171, д.157 к.2, д.157, д.169, д.165 к.2, д.179/1, д.104, д.108, 112; улица Маршала Голованова: д.1, д.7, д.17; улица Марьинский Парк: д.11, д.19 к.2, д.17 к.1, д.21 к.1, д.21 к.2;Марьинский бульвар: д.4, д.11, д.3; Мячковский бульвар: д.18 к.1, д.16 к.1, д.6, д.20 к.2, д.19, д.14 к.2, д.6 к.1, д.6 к.2, д.10 к.1, д.27, д.8 к.1, д.8 к.2, д.9, д.5 к.1, д.3, д.31/19, д.11; Новомарьинская улица: д.5, д.3 к.3, д.10 к.1, д.16 к.1, д.5 к.2, д.3 к.2, д.14/15, д.16 к.2, д.11 к.1, д.13, д.4, д.15, д.34, д.32; Новочеркасский бульвар: д.2, д.3, д.4, д.5, д.8, д.10, д.14, д.22, д.26, д.30, д.31, д.36, д.42, д.53, д.55, д.20 к.1, д.45, д.46, д.49; улица Перерва: д.10, д.26 к.1, д.26 к.2, д.28, д.34, д.38, д.52 к.1, д.56 к.1, д.54, д.56 к.2, д.31, д.57, д.59, д.55, д.68/35, д.40; Перервинский бульвар: д.2 к.1, д.22 к.1, д.1, д.27 к.1, д.21 к.3, д.19 к.2, д.25; Подольская улица: д.7, д.9, д.11, д.13, д.21, д.23, д.27 к.2, д.27 к.3, д.27 к.4; Поречная улица: д.9, д.13 к.1, д.3 к.1, д.3 к.2, д.23, д.5/14, д.21, д.17/22, д.27 к.2 (далее также - МКД), заключены договоры оказания услуг связи.

Таким образом, в указанных многоквартирных домах размещено оборудование ЗАО «Инвестприбор» для обеспечения бесперебойного оказания услуги связи абонентам в МКД.

В рамках заключенных договоров оператор связи предоставляет абонентам телематические услуги связи (Интернет).

Исходя из вышеизложенного, комиссией установлено, что ЗАО «Инвестприбор» имеет длящиеся договорные отношения по оказанию услуг связи с жильцами помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино».

ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино» не представлено информации от том, что в отношении оборудования ранее размещенного ЗАО «Инвестприбор» в домах, находящихся в управлении ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино», были предприняты меры способствующие заключению договора о допуске к оборудованию.

Вместе с письменным пояснениям ЗАО «Инвестприбор» (вх. от 06.04.2017 № 15549) представлены договоры оказания услуг связи с жителями МКД.

В соответствии с положениями части 1 статьи 45 Закона о связи договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. В силу данного обстоятельства, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», оператор связи при наличии технической возможности не вправе отказать лицу, обратившемуся к нему, в заключении указанного договора. Действующее федеральное законодательство не устанавливает специальных требований относительно лица, с которым оператором связи может быть заключен договор на оказание услуг связи. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о связи абонент -пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Аналогичное определение понятия «абонент» содержится в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи». Таким образом, законодательство не обязывает оператора связи заключать договоры на оказание услуг связи исключительно с собственниками помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства право пользования жилым помещением предоставлено не только собственникам данного помещения, но и членам его семьи и иным лицам. В соответствии с системным толкованием положений Закона о связи, постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» и ЖК РФ названные лица также имеют право на обращение к оператору связи в целях заключения договора на оказание услуг связи.

В своем заявлении ЗАО «Инвестприбор» (вх. № 6851 от 15.02.2017) указывает, что ГБУ «Жилищник района Марьино» препятствует доступу к размещенному оборудованию в технические помещения многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино».

ЗАО «Инвестприбор» письмом от 8 декабря 2016 года № 762 обратилось в ГБУ гор. Москвы «Жилищник района Марьино». К данному письму приложен список сотрудников, которым необходимо осуществить доступ к оборудованию и линиям связи принадлежащим ЗАО «Инвестприбор» и размещенным в технических помещениях МКД. Ответа на данное письмо ГБУ г. Москвы «Жилищник района Марьино» не представило.

Согласно материалам дела (вх. № 15549 от 06.04.2017, вх. № 6851 от 15.02.2017) работниками ЗАО «Инвестприбор» составлены акты о недопуске в технические помещения указанных многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино» сотрудников оператора связи для обслуживания оборудования размещенного ранее, что подтверждается материалами антимонопольного дела.

В соответствии с пунктом 5.6.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать беспрепятственный доступ работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями. Таким образом, требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда распространяются на управляющие организации.

Таким образом, действия ГБУ «Жилищник района Марьино», выразившиеся в недопуске сотрудников ЗАО «Инвестприбор» к оборудованию размещенному в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино», для обслуживания размещенного оборудования телекоммуникационной сети передачи данных с целью оказания услуг связи жителям указанных многоквартирных домов и учитывая, что в связи с препятствованием к доступу к размещенному оборудованию у ЗАО «Инвестприбор» отсутствует возможность оказания качественной и бесперебойной услуги связи. Таким образом, действия ГБУ «Жилищник района Марьино» привели к ущемлению интересов ЗАО «Инвестприбор».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении ГБУ «Жилищник района Марьино» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке допуска оператора связи в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино», путем недопуска оператора связи в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ГБУ «Жилищник района Марьино» для обслуживания размещенного оборудования телекоммуникационной сети передачи данных с целью оказания услуг связи жителям указанных многоквартирных домов, что привело к ущемлению интересов ЗАО «Инвестприбор».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оснований для прекращения дела не установлено.

  2. Установить в действиях ГБУ «Жилищник района Марьино» (Новочеркасский бульвар, д. 57, г. Москва, 109369) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке допуска оператора связи, в многоквартирные дома находящиеся в управлении ГБУ «Жилищник района Марьино», путем недопуска оператора связи в многоквартирные дома, находящиеся в управлением ГБУ «Жилищник района Марьино» для обслуживания размещенного оборудования телекоммуникационной сети передачи данных с целью оказания услуг связи жителям указанных многоквартирных домов, что привело к ущемлению интересов ЗАО «Инвестприбор».

    3. Выдать ГБУ «Жилищник района Марьино» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

    4. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении метр реагирования в соответствии с положениями КоАП РФ.

 

Председатель комиссии: (..)

 

 

Члены комиссии: (..)

 

(..)

 

(..)

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

(..)

(495) 607-51-31

Связанные организации

Связанные организации не указаны