Решение №1-14-449/77-15 Решение от 22 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Форвард Медиа Групп»
125009, г. Москва,
пер. Нижний Кисловский, д. 6, стр. 2
ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»
129226, г. Москва,
ул. Докукина, д. 16, стр. 1
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено «08» мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской
Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: (.....),
членов Комиссии: (.....), (.....), (.....), (.....),
рассмотрев дело № 1-14-449/77-15 по признакам нарушения
ООО «Форвард Медиа Групп» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите
конкуренции),
в присутствии представителей ООО «Форвард Медиа Групп» в лице (.....)
(доверенность от 09.04.2015),(.....)(доверенность от 13.01.2015), (.....) (доверенность
от 13.01.2015),
в присутствии представителей ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» в лице (.....)
(доверенность от 14.04.2015), (.....) (доверенность от 14.04.2015), (.....) (доверенность
от 14.04.2015),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 1-14-449/77-15 возбуждено на основании заявления ЗАО «Аксель
Шпрингер Раша» относительно нарушения ООО «Форвард Медиа Групп» пункта 2
части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в
заблуждение потребителей (рекламодателей) относительно объемов тиражей журнала
1
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014 г.
15.04.2015 для предоставления дополнительной информации Ответчик
ходатайствовал о перерыве в заседании, руководствуясь статьей 46 Закона о защите
конкуренции Комиссия Московского УФАС России удовлетворила ходатайство и
объявила о перерыве до 22.04.2015.
Рассмотрев представленные материалы и доказательства, выслушав
представителей сторон по делу, оценив все сведения и материалы в их совокупности и
взаимосвязи, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заявитель, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (ОГРН: 1037716027777; ИНН:
7716236112; юридический адрес: 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр. 1),
осуществляет производсто, выпуск и распространение оптом и в розницу журналов и
газет, в том числе лицензированных изданий; производство и распространение
содержаний газет и журналов в электронных средствах массовой информации, в
частности в сети Интернет; производство и реализацию рекламной,
представительской и иной печатной продукции и услуг и др.
Одним из выпускаемых Заявителем СМИ является печатное издание «Ok!»
(ОКЕЙ). Свидетельство о регистрации СМИ серии ПИ № ФС77-26008 от 17.10.2006,
еженедельник информационный о звездах и знаменитостях; реклама до 40%.
Ответчик, ООО «Форвард Медиа Групп» (ОГРН: 5077746455947; ИНН
7703630545; юридический адрес: 125009, г. Москва, пер. Нижний Кисловский, д. 6,
стр. 2), осуществляет редакционную деятельность, подготовку, производство, выпуск
и распространение печатных изданий, изданий в электронной форме; производсто и
реализацию фото-, видео-, теле-, кинопродукции; рекламную деятельность, включая
изготовление и распространение рекламы, в том числе в средствах массовой
информации и др.
Одним из выпускаемых Ответчиком СМИ является печатное издание «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!). Свидетельство о регистрации СМИ серии ПИ № ФС77-31434 от
13.03.2008, журнал о жизни знаменитостей; реклама до 40%.
Статьей 4 Закона о защите конкуренции устанавливается, что товаром является
объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу),
предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравнимы по их
функциональному назначению, применению, качественным и техническим
характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель
действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в
том числе при потреблении в производственных целях).
Товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара
иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или
иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и
такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном
рынке.
На основании вышеизложенного, Комиссией Московского УФАС России
установлено, что ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» и ООО «Форвард Медиа Групп»
2
являются лицами, осуществляющими издательскую деятельность, а равно выпускают
издания с аналогичной тематикой (журнал о знаменитостях), целевой аудиторией и
схожим содержанием, то есть являются конкурентами, выпускающими
взаимозаменяемые товары.
При этом, ООО «Форвард Медиа Групп» осуществляет вышеуказанную
деятельность с использованием ассоциируемых с Ответчиком обозначением «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!), а ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» — с использованием ассоциируемого
обозначения «Ok!» (ОКЕЙ).
Согласно заявлению ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», учредитель журнала
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) ООО «Форвард Медиа Групп» нарушает антимонопольное
законодательство Российской Федерации, выраженное в умышленном завышении
тиража указанного печатного издания.
В соответствии с материалами дела, сравнительный анализ тиражей и
аудитории журналов «Ok!» (ОКЕЙ) и «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) показал, что заявленный
тираж журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) (298.000 экз.) выше тиража журнала «Ok!»
(ОКЕЙ) (96.000 экз.) на 210%. При этом аудитория одного номера журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) (355.300) ниже аудитории журнала «Ok!» (ОКЕЙ) (463.100) согласно
данным компании TNS Gallup Media (март — июль 2014) меньше на 25%.
Заявителем представленны мотивированные и основаные на
правоприменительной практике доводы о том, что количественные данные тиража
являются одним из важнейших показателей, определяющих привлекательность
печатного издания для рекламодателей, заинтересованных проинформировать
наибольшее количество потенциальных потребителей о реализуемых ими товарах и
оказываемых услугах. Указание достоверных выходных данных, включающих тираж,
выступает необходимым условием добросовестной конкуренции печатных средств
массовой информации и эффективного функционирования рынка рекламы в печатных
изданиях. В свою очередь, финансовый успех издания и занимаемая им доля рынка во
многом зависит от поступлений за размещение рекламных материалов на
коммерческой основе. Таким образом, указание заведомо ложной информации о
тираже издания, а именно завышение тиражей, предоставляет необоснованные
преимущества ООО «Форвард Медиа Групп», как участнику рынка печатных изданий.
Ответчик, не согласившись с доводами ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»,
представил письменные пояснения, в которых указал следующее.
ООО «Форвард Медиа Групп», начиная с 2004 года, выпускает периодическое
печатное изданиие «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), в том числе на территории Российской
Федерации.
Количественные показатели экземпляров журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в
рассматриваемый период находились на уровне 200.000 - 298.000 экземпляров. В
выходных данных журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) указывалось количество реально
распространяемых экземпляров журнала.
Распространение каждого выпуска журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) за 2014 год
осуществлялось путем розничной продажи, подписки через подписные агентства и
иными способами, в том числе через сеть «Интернет».
По мнению Ответчика, распространение журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!)
различными способами дает возможность покрыть наибольшую аудиторию
читателей. В подтверждение Ответчиком приведены данные компании TNS Gallup
Media, согласно которым среднее число фактических читателей журнала «Hello!»
3
(ХЕЛЛОУ!) за период с января по октябрь 2014 года составляло около 351.200
человек, что значительно превышает заявленный тираж журнала.
Ответчик полагает, что не нарушил антимонопольного законодательства,
поскольку своими действиями не нанес какого-либо ущерба хозяйствующим
субъектам – конкурентам так как, по его мнению, при выборе издания третьи лица
ориентируются на целевую аудиторию журнала, географию распространения,
глянцевый формат и показатель фактической аудитории журнала.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов
(группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской
Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности
и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не
допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение
в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств,
качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 № 2124-1-ФЗ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о
СМИ), каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения
о тираже издания.
Согласно статье 2 Закона о СМИ, под продукцией средства массовой
информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического
печатного издания. Под периодическим печатным изданием понимается, в том числе,
газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное
наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в
год.
Указание недостоверных (завышенных) сведений о тираже журнала способно
ввести в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции в
отношении количества товара (услуги), а также рекламодателей - относительно
объемов распространения своей рекламы, количества потребителей рекламы.
ООО «Форвард Медиа Групп» представлены сведения, в соответствии с
которыми тираж периодического печатного издания, указанный в выходных данных
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) (для примера взят номер <...> (519), май 2014), составляет
298.000 экзепляров. В то же время, в соответствии с представленным договором с ОАО
Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь», издательством заказана печать
существенно меньшего количества экземпляров.
Вместе с тем, по результатам анализа представленных Ответчиком по запросу
Московского УФАС России в режиме коммерческой тайны документов о выпуске
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), Комиссия Московского УФАС России установила
несоответствие заявленного в выходных данных объема тиража журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) фактически отпечатанному в типографии количеству экземпляров
указанного журанала в номерах с 01-45 за период с января по ноябрь 2014 года.
Согласно письменным пояснениям ООО «Форвард Медиа Групп», указанный
тираж состоит из экземпляров журнала:
1. отпечатанных в типографиях для распространения на территории
4
Российской Федерации;
2. предназначенных для распространения среди русскоязычного населения на
территории зарубежных государств, в том числе на территории СНГ;
3. распространяемых в электронном виде посредством сети Интернет.
В отношении включения в сумму тиража «экземпляров журнала,
предназначенных для распространения среди русскоязычного населения на
территории зарубежных государств, в том числе на территории СНГ Комиссией
Московского УФАС России установлено следующее.
Запросами информации исх. № РП/35405 от 07.11.2014, № ИК/2662 от
28.01.2015 у ООО «Форвард Медиа Групп» истребовано документальное
подтверждение достоверности сведений об объемах тиражей журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) (номер регистрации ПИ № ФС77-31434 от 13.03.2008), указанных в
выходных данных названного журнала, копии договоров с типографией (типографиями)
на изготовление журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!).
Из указанного запроса следовала обязанность представить информацию,
подтверждающую печать всего указанного тиража, в том числе для зарубежных
государств или в зарубежных государствах. Между тем, Обществом были представлены
сведения о печати каждого номера издания только в типографии на территории
Российской Федерации.
Из выходных данных, размещенных в журнале «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), следует, что
печать журнала осуществлялась с января по август 2014 г. в ОАО «Полиграфический
комплекс «Пушкинская площадь», в период с августа по ноябрь 2014 г. в ООО
«Р.Р.Доннелли».
Каких-либо документов, подтверждающих изготовление и распространение
существенной части тиража, превышающей количество заказанных в других
типографиях, оплаченных и ввезенных на территорию Российской Федерации
экземпляров журнала, за пределами Российской Федерации, Обществом не
представлено. Сведений об иных типографиях, печатающих издание, в выходных
данных не содержится, Ответчиком не представлено.
В свою очередь, Комиссия Московского УФАС России считает, что включение
издателем «электронных копий» в тираж является ошибочной позицией, не
соответствует определению тиража в выходных данных изданиях, а равно
сложившейся правоприменительной практике, так как тираж периодического
печатного издания включает в себя только бумажные экземпляры издания,
изготовленные типографским способом. Более того, свидетельство о регистрации
спорного СМИ прямо указывает на его печатную форму.
Кроме того, из представленных документов следует, что печать тиража с
недостоверными сведениями заказывалась до начала распространения
соответствующего номера электронным способом, в связи с чем подсчитать
(предугадать) количество журналов, которое будет распространено в будущем
электронным способом, объективно невозможно.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России считает, что в полном
объеме установлены признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9
статьи 4 Закона о защите конкуренции, в связи со следующим.
Направленность на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что Ответчик
путем указания несоответствующих действительности сведений о тираже издаваемого
5
и реализуемого им на территории Российской Федерации и зарубежных стран
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) привлекает рекламодателей, поскольку данные о тираже
(существенно завышенное количество) являются существенным критерием для
рекламодателя, заинтересованного осведомить наибольшее количество
потенциальных потребителей о реализуемых им товарах или оказываемых услугах.
Противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости
выразилось в указании данных о тираже, не соответствующих количеству реально
выпущеных экземпляров журнала.
Способность причинения убытков конкурентам выразилась в том, что действия
Ответчика могут повлечь отток рекламодателей от печатных изданий хозяйствующих
субъектов – конкурентов, указывающих достоверные сведения о тиражах своих
изданий.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу, что тираж периодического печатного издания, с одной стороны, является
важным критерием определения популярности издания среди его читателей, с другой
стороны, позволяет рекламожателю определить объем распространения рекламы в
соответствующем номере издания. Следовательно, указание недостоверной
информации о тираже печатного издания влечет получение издателем незаконного
конкурентного преимущества на рынке.
Указание реальных выходных данных является необходимым условием
добросовестной конкуренции средств массовой информации и эффективного
функционирования рынка печатной рекламы. В свою очередь, финансовый успех
издания и занимаемая им доля рынка во многом зависит от поступлений за
размещение рекламных материалов на коммерческой основе. Таким образом, указание
заведомо недостоверной информации о тираже издания, а именно завышение
тиражей, предоставляет необоснованные преимущества ООО «Форвард Медиа
Групп» как участнику рынка печатных СМИ.
Учитывая вышеизложенное, на основании материалов дела № 1-14-449/77-15,
Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО «Форвард Медиа Групп»
установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,
выразившегося во введении в заблуждение относительно объемов тиражей журнала
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,
Комиссия Московского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении
антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения
антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое
нарушение.
ООО «Форвард Медиа Групп» в адрес Московского УФАС России в режиме
коммерческой тайны были представлены документально подтвержденные
доказательства добровольного устранения им нарушения антимонопольного
законодательства, выразившегося во введении в заблуждение относительно объемов
тиражей журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!). Данный факт в полной мере подтвержден
Комиссией Московского УФАС России. В частности, согласно представленным
документам количество отпечатанных экземпляров журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) за
апрель 2015 г. (№16) соответствует объему тиража, указанному в выходных данных
журнала.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции,
6
настоящим решением о прекращении рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства устанавливается факт нарушения ООО «Форвард
Медиа Групп» антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно
пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 - 3 статьи 41,
статьями 48-49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Форвард Медиа Групп» нарушившим пункт 2 части 1 статьи
14 Закона о защите конкуренции в части введения в заблуждение относительно
объемов тиражей журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014
года.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1-14-449/77-15 в связи с добровольным
устранением нарушения антимонопольного законодательства ООО «Форвард Медиа
Групп».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.33
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (.....)
Члены Комиссии (.....)
(.....)
(.....)
(.....)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в Арбитражный суд г. Москвы.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
7

Связанные организации

Связанные организации не указаны