Решение №1-14-449/77-15 Решение от 22 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Форвард Медиа Групп»
125009, г. Москва,
пер. Нижний Кисловский, д. 6, стр. 2
ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»
129226, г. Москва,
ул. Докукина, д. 16, стр. 1
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено «08» мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской
Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: (.....),
членов Комиссии: (.....), (.....), (.....), (.....),
рассмотрев дело № 1-14-449/77-15 по признакам нарушения
ООО «Форвард Медиа Групп» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите
конкуренции),
в присутствии представителей ООО «Форвард Медиа Групп» в лице (.....)
(доверенность от 09.04.2015),(.....)(доверенность от 13.01.2015), (.....) (доверенность
от 13.01.2015),
в присутствии представителей ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» в лице (.....)
(доверенность от 14.04.2015), (.....) (доверенность от 14.04.2015), (.....) (доверенность
от 14.04.2015),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 1-14-449/77-15 возбуждено на основании заявления ЗАО «Аксель
Шпрингер Раша» относительно нарушения ООО «Форвард Медиа Групп» пункта 2
части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в
заблуждение потребителей (рекламодателей) относительно объемов тиражей журнала
1
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014 г.
15.04.2015 для предоставления дополнительной информации Ответчик
ходатайствовал о перерыве в заседании, руководствуясь статьей 46 Закона о защите
конкуренции Комиссия Московского УФАС России удовлетворила ходатайство и
объявила о перерыве до 22.04.2015.
Рассмотрев представленные материалы и доказательства, выслушав
представителей сторон по делу, оценив все сведения и материалы в их совокупности и
взаимосвязи, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заявитель, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (ОГРН: 1037716027777; ИНН:
7716236112; юридический адрес: 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр. 1),
осуществляет производсто, выпуск и распространение оптом и в розницу журналов и
газет, в том числе лицензированных изданий; производство и распространение
содержаний газет и журналов в электронных средствах массовой информации, в
частности в сети Интернет; производство и реализацию рекламной,
представительской и иной печатной продукции и услуг и др.
Одним из выпускаемых Заявителем СМИ является печатное издание «Ok!»
(ОКЕЙ). Свидетельство о регистрации СМИ серии ПИ № ФС77-26008 от 17.10.2006,
еженедельник информационный о звездах и знаменитостях; реклама до 40%.
Ответчик, ООО «Форвард Медиа Групп» (ОГРН: 5077746455947; ИНН
7703630545; юридический адрес: 125009, г. Москва, пер. Нижний Кисловский, д. 6,
стр. 2), осуществляет редакционную деятельность, подготовку, производство, выпуск
и распространение печатных изданий, изданий в электронной форме; производсто и
реализацию фото-, видео-, теле-, кинопродукции; рекламную деятельность, включая
изготовление и распространение рекламы, в том числе в средствах массовой
информации и др.
Одним из выпускаемых Ответчиком СМИ является печатное издание «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!). Свидетельство о регистрации СМИ серии ПИ № ФС77-31434 от
13.03.2008, журнал о жизни знаменитостей; реклама до 40%.
Статьей 4 Закона о защите конкуренции устанавливается, что товаром является
объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу),
предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравнимы по их
функциональному назначению, применению, качественным и техническим
характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель
действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в
том числе при потреблении в производственных целях).
Товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара
иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или
иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и
такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном
рынке.
На основании вышеизложенного, Комиссией Московского УФАС России
установлено, что ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» и ООО «Форвард Медиа Групп»
2
являются лицами, осуществляющими издательскую деятельность, а равно выпускают
издания с аналогичной тематикой (журнал о знаменитостях), целевой аудиторией и
схожим содержанием, то есть являются конкурентами, выпускающими
взаимозаменяемые товары.
При этом, ООО «Форвард Медиа Групп» осуществляет вышеуказанную
деятельность с использованием ассоциируемых с Ответчиком обозначением «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!), а ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» — с использованием ассоциируемого
обозначения «Ok!» (ОКЕЙ).
Согласно заявлению ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», учредитель журнала
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) ООО «Форвард Медиа Групп» нарушает антимонопольное
законодательство Российской Федерации, выраженное в умышленном завышении
тиража указанного печатного издания.
В соответствии с материалами дела, сравнительный анализ тиражей и
аудитории журналов «Ok!» (ОКЕЙ) и «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) показал, что заявленный
тираж журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) (298.000 экз.) выше тиража журнала «Ok!»
(ОКЕЙ) (96.000 экз.) на 210%. При этом аудитория одного номера журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) (355.300) ниже аудитории журнала «Ok!» (ОКЕЙ) (463.100) согласно
данным компании TNS Gallup Media (март — июль 2014) меньше на 25%.
Заявителем представленны мотивированные и основаные на
правоприменительной практике доводы о том, что количественные данные тиража
являются одним из важнейших показателей, определяющих привлекательность
печатного издания для рекламодателей, заинтересованных проинформировать
наибольшее количество потенциальных потребителей о реализуемых ими товарах и
оказываемых услугах. Указание достоверных выходных данных, включающих тираж,
выступает необходимым условием добросовестной конкуренции печатных средств
массовой информации и эффективного функционирования рынка рекламы в печатных
изданиях. В свою очередь, финансовый успех издания и занимаемая им доля рынка во
многом зависит от поступлений за размещение рекламных материалов на
коммерческой основе. Таким образом, указание заведомо ложной информации о
тираже издания, а именно завышение тиражей, предоставляет необоснованные
преимущества ООО «Форвард Медиа Групп», как участнику рынка печатных изданий.
Ответчик, не согласившись с доводами ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»,
представил письменные пояснения, в которых указал следующее.
ООО «Форвард Медиа Групп», начиная с 2004 года, выпускает периодическое
печатное изданиие «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), в том числе на территории Российской
Федерации.
Количественные показатели экземпляров журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в
рассматриваемый период находились на уровне 200.000 - 298.000 экземпляров. В
выходных данных журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) указывалось количество реально
распространяемых экземпляров журнала.
Распространение каждого выпуска журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) за 2014 год
осуществлялось путем розничной продажи, подписки через подписные агентства и
иными способами, в том числе через сеть «Интернет».
По мнению Ответчика, распространение журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!)
различными способами дает возможность покрыть наибольшую аудиторию
читателей. В подтверждение Ответчиком приведены данные компании TNS Gallup
Media, согласно которым среднее число фактических читателей журнала «Hello!»
3
(ХЕЛЛОУ!) за период с января по октябрь 2014 года составляло около 351.200
человек, что значительно превышает заявленный тираж журнала.
Ответчик полагает, что не нарушил антимонопольного законодательства,
поскольку своими действиями не нанес какого-либо ущерба хозяйствующим
субъектам – конкурентам так как, по его мнению, при выборе издания третьи лица
ориентируются на целевую аудиторию журнала, географию распространения,
глянцевый формат и показатель фактической аудитории журнала.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов
(группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской
Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности
и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не
допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение
в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств,
качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 № 2124-1-ФЗ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о
СМИ), каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения
о тираже издания.
Согласно статье 2 Закона о СМИ, под продукцией средства массовой
информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического
печатного издания. Под периодическим печатным изданием понимается, в том числе,
газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное
наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в
год.
Указание недостоверных (завышенных) сведений о тираже журнала способно
ввести в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции в
отношении количества товара (услуги), а также рекламодателей - относительно
объемов распространения своей рекламы, количества потребителей рекламы.
ООО «Форвард Медиа Групп» представлены сведения, в соответствии с
которыми тираж периодического печатного издания, указанный в выходных данных
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) (для примера взят номер <...> (519), май 2014), составляет
298.000 экзепляров. В то же время, в соответствии с представленным договором с ОАО
Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь», издательством заказана печать
существенно меньшего количества экземпляров.
Вместе с тем, по результатам анализа представленных Ответчиком по запросу
Московского УФАС России в режиме коммерческой тайны документов о выпуске
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), Комиссия Московского УФАС России установила
несоответствие заявленного в выходных данных объема тиража журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) фактически отпечатанному в типографии количеству экземпляров
указанного журанала в номерах с 01-45 за период с января по ноябрь 2014 года.
Согласно письменным пояснениям ООО «Форвард Медиа Групп», указанный
тираж состоит из экземпляров журнала:
1. отпечатанных в типографиях для распространения на территории
4
Российской Федерации;
2. предназначенных для распространения среди русскоязычного населения на
территории зарубежных государств, в том числе на территории СНГ;
3. распространяемых в электронном виде посредством сети Интернет.
В отношении включения в сумму тиража «экземпляров журнала,
предназначенных для распространения среди русскоязычного населения на
территории зарубежных государств, в том числе на территории СНГ Комиссией
Московского УФАС России установлено следующее.
Запросами информации исх. № РП/35405 от 07.11.2014, № ИК/2662 от
28.01.2015 у ООО «Форвард Медиа Групп» истребовано документальное
подтверждение достоверности сведений об объемах тиражей журнала «Hello!»
(ХЕЛЛОУ!) (номер регистрации ПИ № ФС77-31434 от 13.03.2008), указанных в
выходных данных названного журнала, копии договоров с типографией (типографиями)
на изготовление журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!).
Из указанного запроса следовала обязанность представить информацию,
подтверждающую печать всего указанного тиража, в том числе для зарубежных
государств или в зарубежных государствах. Между тем, Обществом были представлены
сведения о печати каждого номера издания только в типографии на территории
Российской Федерации.
Из выходных данных, размещенных в журнале «Hello!» (ХЕЛЛОУ!), следует, что
печать журнала осуществлялась с января по август 2014 г. в ОАО «Полиграфический
комплекс «Пушкинская площадь», в период с августа по ноябрь 2014 г. в ООО
«Р.Р.Доннелли».
Каких-либо документов, подтверждающих изготовление и распространение
существенной части тиража, превышающей количество заказанных в других
типографиях, оплаченных и ввезенных на территорию Российской Федерации
экземпляров журнала, за пределами Российской Федерации, Обществом не
представлено. Сведений об иных типографиях, печатающих издание, в выходных
данных не содержится, Ответчиком не представлено.
В свою очередь, Комиссия Московского УФАС России считает, что включение
издателем «электронных копий» в тираж является ошибочной позицией, не
соответствует определению тиража в выходных данных изданиях, а равно
сложившейся правоприменительной практике, так как тираж периодического
печатного издания включает в себя только бумажные экземпляры издания,
изготовленные типографским способом. Более того, свидетельство о регистрации
спорного СМИ прямо указывает на его печатную форму.
Кроме того, из представленных документов следует, что печать тиража с
недостоверными сведениями заказывалась до начала распространения
соответствующего номера электронным способом, в связи с чем подсчитать
(предугадать) количество журналов, которое будет распространено в будущем
электронным способом, объективно невозможно.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России считает, что в полном
объеме установлены признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9
статьи 4 Закона о защите конкуренции, в связи со следующим.
Направленность на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что Ответчик
путем указания несоответствующих действительности сведений о тираже издаваемого
5
и реализуемого им на территории Российской Федерации и зарубежных стран
журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) привлекает рекламодателей, поскольку данные о тираже
(существенно завышенное количество) являются существенным критерием для
рекламодателя, заинтересованного осведомить наибольшее количество
потенциальных потребителей о реализуемых им товарах или оказываемых услугах.
Противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости
выразилось в указании данных о тираже, не соответствующих количеству реально
выпущеных экземпляров журнала.
Способность причинения убытков конкурентам выразилась в том, что действия
Ответчика могут повлечь отток рекламодателей от печатных изданий хозяйствующих
субъектов – конкурентов, указывающих достоверные сведения о тиражах своих
изданий.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу, что тираж периодического печатного издания, с одной стороны, является
важным критерием определения популярности издания среди его читателей, с другой
стороны, позволяет рекламожателю определить объем распространения рекламы в
соответствующем номере издания. Следовательно, указание недостоверной
информации о тираже печатного издания влечет получение издателем незаконного
конкурентного преимущества на рынке.
Указание реальных выходных данных является необходимым условием
добросовестной конкуренции средств массовой информации и эффективного
функционирования рынка печатной рекламы. В свою очередь, финансовый успех
издания и занимаемая им доля рынка во многом зависит от поступлений за
размещение рекламных материалов на коммерческой основе. Таким образом, указание
заведомо недостоверной информации о тираже издания, а именно завышение
тиражей, предоставляет необоснованные преимущества ООО «Форвард Медиа
Групп» как участнику рынка печатных СМИ.
Учитывая вышеизложенное, на основании материалов дела № 1-14-449/77-15,
Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО «Форвард Медиа Групп»
установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,
выразившегося во введении в заблуждение относительно объемов тиражей журнала
«Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,
Комиссия Московского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении
антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения
антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое
нарушение.
ООО «Форвард Медиа Групп» в адрес Московского УФАС России в режиме
коммерческой тайны были представлены документально подтвержденные
доказательства добровольного устранения им нарушения антимонопольного
законодательства, выразившегося во введении в заблуждение относительно объемов
тиражей журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!). Данный факт в полной мере подтвержден
Комиссией Московского УФАС России. В частности, согласно представленным
документам количество отпечатанных экземпляров журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) за
апрель 2015 г. (№16) соответствует объему тиража, указанному в выходных данных
журнала.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции,
6
настоящим решением о прекращении рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства устанавливается факт нарушения ООО «Форвард
Медиа Групп» антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно
пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 - 3 статьи 41,
статьями 48-49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Форвард Медиа Групп» нарушившим пункт 2 части 1 статьи
14 Закона о защите конкуренции в части введения в заблуждение относительно
объемов тиражей журнала «Hello!» (ХЕЛЛОУ!) в период с января по ноябрь 2014
года.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1-14-449/77-15 в связи с добровольным
устранением нарушения антимонопольного законодательства ООО «Форвард Медиа
Групп».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.33
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (.....)
Члены Комиссии (.....)
(.....)
(.....)
(.....)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в Арбитражный суд г. Москвы.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
7