Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 1‑14‑901/77‑15 от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» октября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «04» ноября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: И.С. Гудковой,

членов Комиссии: П.В. Олейника, Н.М. Семеновой, А.В. Дерманца, К.С. Сучковой,

рассмотрев дело № 1 14 901/77 15 по признакам нарушения ООО «СБ АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ООО СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7703567830) в лице А.Ф. Скаченко (генеральный директор),

в отсутствие представителей ООО «СБ АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) (уведомлено надлежащим образом), ООО «СК «Согласие» (уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 1 14 1359/77 15 возбуждено на основании заявления ООО СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7703567830) относительно наличия в действиях ООО «СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) признаков нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в приобретении и использовании ООО «СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) фирменного наименования, сходного до степени смешения с товарным знаком «аспект» по свидетельству № 462765, фирменным наименованием ООО СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7703567830).

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, исследовав и оценив представленные материалы и доказательства, заслушав представителей сторон по делу, Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

Заявитель, ООО СБ «АСПЕКТ» (адрес: 119049, г. Москва, 1 й Люсиновский пер., д. 3Б), является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включен в Единый государственный реестр юридических лиц 26.10.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057748790065.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Общество осуществляет, в том числе, деятельность страховых агентов, идентифицированную кодом 67.20.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД).

Фактическое осуществление Заявителем указанной деятельности подтверждается Договором поручения № РГ-Б-0375 от 19.04.2006, заключенным с ОСАО «РЕСО-Гарантия»; Договором № ГСБ1-АД ЮЛ/000023 от 01.07.2009, заключенным с ЗАО «ГУТА-Страхование»; Договором № 0013156-02580/13А от 13.12.2013, заключенным с ООО «СК «Согласие»; иными договорами, представленными в материалы дела.

Также, ООО СБ «АСПЕКТ» является правообладателем товарного знака «аспект» (по свидетельству № 462765 от 25.05.2012, приоритет от 19.02.2010), зарегистрированного для 36 класса МКТУ (информация по вопросам страхования; консультация по вопросам страхования; посредничеством при страховании; страхование).

Ответчик, ООО «СБ АСПЕКТ» (адрес: 129110, г. Москва, пр т Мира, д. 68, корп. 2), является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включен в Единый государственный реестр юридических лиц 05.02.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147746086355.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является деятельность страховых агентов, идентифицированная кодом 67.20.1 ОКВЭД.

Осуществление Ответчиком указанной деятельности подтверждается агентским Договором № 0003363-27475/14А от 18.07.2014, заключенным с ООО «СК «Согласие», а также письменными пояснениями ООО «СК «Согласие», указывающими на фактическое исполнение Ответчиком обязательств по указанному договору.

 

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом установлено, что Заявитель и Ответчик являются конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке оказания агентских услуг по страхованию.

Согласно пункту 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК  РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 1474 ГК  РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Согласно пункту 6 статьи 1474 ГК  РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно пункту 6 статьи 1252 ГК  РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Таким образом, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию и товарному знаку другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно Справке, выданной Федеральной службой по интеллектуальной собственности, фирменное наименование ООО СБ «АСПЕКТ» (Заявитель), товарный знак «аспект» по свидетельству № 462765, сходны до степени смешения с фирменным наименованием ООО «СБ АСПЕКТ» (Ответчик) в силу фонетического и семантического тождества, графического сходства словесных элементов.

Кроме того, смешению способствует одинаковая организационно правовая форма юридических лиц.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

В материалах дела имеется документальное подтверждение использования Заявителем фирменного наименования ООО СБ «АСПЕКТ» при осуществлении хозяйственной деятельности с 2005 года (Агентский договор № 147/А/05 от 27.10.2005, заключенный с ОАО «АльфаСтрахование»).

Заявителем также представлены ряд договоров на оказание услуг в сфере рекламной деятельности, изготовления рекламной продукции, распространения рекламных материалов, по которым ООО СБ «АСПЕКТ» выступает в качестве заказчика. Данные документы свидетельствуют о систематическом продвижении Заявителем принадлежащих ему средств индивидуализации, а также об их известности на рынке.

Между тем, датой регистрации ООО «СБ АСПЕКТ» (Ответчик) является 05.02.2014.

Необходимо отметить, что антимонопольным органом рассматривается не гражданско-правовой спор об исключительном праве на фирменное наименование, а дело по признакам нарушения статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в рассматриваемом случае правовое значение при установлении факта нарушения имеет не просто сходство тех или иных объектов, используемых в хозяйственной деятельности, а возможность указанного сходства ввести потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке, в условиях конкурентной среды (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, фирменное наименование ООО «СБ АСПЕКТ» на территории г. Москвы зарегистрированно только двумя хозяйствующими субъектами — Ответчиком и Заявителем.

Кроме того, на сайте в сети «Интернет» по адресу soglasie.ru, используемом ООО «СК Согласия» для осуществления предпринимательской деятельности, в разделе «Проверка агентов и брокеров» при введении в поле «Наименование» запросов «аспект», «сб аспект» поисковая форма отображает 2 организации с идентичным наименованием — Ответчика и Заявителя.

Учитывая изложенное, использование Ответчиком фирменного ООО «СБ АСПЕКТ» может создать неоправданные ассоциации с фирменным наименованием Заявителя.

Любая негативная или позитивная информация распространенная в отношении одного из Обществ зеркальным образом будет отождествляться контрагентами и потребителями с конкурентом, что несомненно предоставит Ответчику преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с тем Заявителя уже обладает опредленной известностью и деловой репутациейна рынке.

Как неоднократно указывалось, в том числе, арбитражными судами, для признания действия субъекта актом недобросовестной конкуренции достаточно самой способности действий Ответчика вызвать неблагоприятные последствия на рынке.

Таким образом, указанные обстоятельства приводят к тому, что возникает вероятность смешения средств индивидуализации Обществ, в результате чего третьи лица, в том числе, контрагенты, могут быть введены в заблуждение в отношении лица, оказывающего соответствующие услуги.

Необходимо отметить, что Заявителем в адрес Ответчика была отправлена Претензия исх. № 58 от 04.09.2014, содержащая требования о прекращении использования фирменного наименования, сходного до степени смешения с товарном знаком «аспект» по свидетельству № 462765. Указанное письмо было получено 26.09.2014 А.В. Колбас - генеральным директором ООО «СБ АСПЕКТ» (Ответчик).

После получения указанной претензии Ответчиком не было предпринято никаких действий свидетельствующих ни опопытке осуществить защиту своих прав ни действия направленных на прекращение нарушения.

Данный факт дополнительно указывает на недобросовестность действия Ответчика, а равно известность ему о существовании заявителя.

Резюмируя изложенное, использование Ответчиком, ООО «СБ АСПЕКТ», фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО СБ «АСПЕКТ», товарным знаком «аспект» по свидетельству № 462765 при осуществлении деятельности по оказанию агентских услуг в сфере страхования, свидетельствует о направленности действия Ответчика на получение преимуществ перед конкурентами.

В данном случае у Ответчика отсутствует необходимость продвижения своего фирменного наименования в связи с изначальной известностью сходного фирменного наименования, товарного знака «аспект» по свидетельству № 462765.

Недобрососветсность действий Ответчика при приобретении фирменного наименования выразилась в выборе фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименование и товарным знаком хозяйствующего субъекта, оказывающего аналогичные услуги, который уже существовал на рынке ранее.

        • Доказательства прекращения использования ООО СБ «АСПЕКТ» (Ответчик) фирменного наименования, сходного до степени смешения с товарным знаком «аспект» по свидетельству № 462765, фирменным наименованием ООО СБ «АСПЕКТ» (Заявитель), в материалах дела отсутствуют.

           

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1   4 статьи 41, статьями 49-50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС  России

 

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать в действиях ООО «СБ АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) нарушение части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в использовании ООО «СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7702831778) фирменного наименования, сходного до степени смешения с товарным знаком «аспект» по свидетельству № 462765, фирменным наименованием ООО СБ «АСПЕКТ» (ИНН 7703567830).

2.  Выдать ООО «СБ АСПЕКТ» Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны