Решение б/н Решение по делу № 1-15-1266/77-15 в отношении ГКУ «Дирекция ... от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГКУ «Дирекция ЖКХИБ ЦАО»
105066 г. Москва, ул. Новая Басманная д.
37, стр. 1
Департамент ЖКХиБ г. Москвы
109012 Москва, Богоявленский пер,
д. 6, стр. 2
ГКУ «Центр координации ГУ ИС»
109544 г. Москва, ул. Рабочая, д. 37
ООО «ИР-СЕРВИС»
119071 Москва, ул. Малая Калужская, д. 15,
стр. 17
ГБУ «Жилищник Мещанского района»
129010 г. Москва, ул. Ботанический пер.,
д. 7
(...)
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-15-1266/77-15
Резолютивная часть решения оглашена: 19.10.2015
В полном объеме решение изготовлено: 28.10.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-15-1266/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии (...) — заместителя руководителя, членов Комиссии: (...)
- заместителя руководителя; (...) - начальника отдела контроля за рекламной
деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции; (...) —
начальника отдела контроля органов власти, (...) - ведущего специалиста-
эксперта отдела контроля органов власти (далее — Комиссия), рассмотрев дело
№ 1-15-1266/77-15, возбужденное по признакам нарушения ГКУ «Дирекция
ЖКХиБ ЦАО» (105066 г. Москва, ул. Новая Басманная д. 37, стр. 1) части 1
статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в
предоставлении преимуществ хозяйствующему субъекту, осуществляющему
предпринимательскую деятельность на рынке установки и сервисного
обслуживания приборов учета воды города Москвы, в отсутствие
1
представителей Департамента ЖКХиБ г. Москвы, ООО «ИР-СЕРВИС», ГБУ
«Жилищник Мещанского района», (...), надлежащим образом уведомленных о
времени и месте рассмотрения настоящего дела, в присутствии представителя
ГКУ «Дирекция ЖКХИБ ЦАО» — (...), представителя ГКУ «Центр
координации ГУ ИС» — (...),
УСТАНОВИЛА:
Московским УФАС России в целях осуществления контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 1 и п. 2
ст. 22 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения обращения
(...) (вх. № 389 от 15.01.2015) о нарушении органами исполнительной власти и
их подведомственными организациями антимонопольного законодательства
путем размещения рекламной информации на макете единого платежного
документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и
предоставление коммунальных услуг (далее — ЕПД) города Москвы, на
основании приказа о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению
дела о нарушении антимонопольного законодательства от 31.07.2015 года №
219, возбуждено дело № 1-15-1266/77-15 и установлено следующее.
Согласно доводам заявителя, в ЕПД за январь 2015 года, рассылаемом
жителям Мещанского района, содержалась контактная информация
хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по установке, замене,
поверке счетчиков воды, а также осуществляющего сантехнические работы.
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее —
Правила), в платежном документе указываются:
• почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике
(собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица
или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений
государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о
нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества
нанимателя);
• информация об объемах потребления и размерах оплаты коммунальных
услуг,
• сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за
коммунальные услуги с указанием оснований,
• сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за
предыдущие расчетные периоды,
2
• сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные
услуги, предоставленной потребителю,
• другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами,
нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения
социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и
договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг,
включению в платежные документы.
В соответствии с п. 71 Правил, в редакции от 17.12.2014, примерная
форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и
методические рекомендации по ее заполнению установлены приказом
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Так, п.п. 3-4 методических рекомендаций по заполнению платежного
документа, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-
коммунального хозяйства России от 29.12.2014 № 924/пр (далее —
Рекомендации Минстроя России) определяют, что ЕПД рекомендуется
использовать для:
• информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные
услуги - ресурсоснабжающим организациям, за исключением платы за
коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в
многоквартирном доме, а также за содержание и ремонт жилого помещения -
исполнителю услуг.
• внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них
работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и
исполнителем коммунальных услуг и (или) договором управления
многоквартирным домом.
• доведения до потребителей уведомительной и справочной информации,
указание которой предусмотрено Правилами предоставления коммунальных
услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений
рекомендуется вносить в оформляемый им платежный документ изменения
путем внесения дополнительной информации при сохранении набора
обязательных показателей.
Таким образом, из системного анализа положений Правил
предоставления коммунальных услуг и Рекомендаций Минстроя России,
установлено, что размещение контактной информации хозяйствующих
субъектов, осуществляющих услуги по установке, замене, поверке счетчиков
воды, а также осуществляющих сантехнические работы федеральным
законодательством не предусмотрено.
В целях всестороннего рассмотрения заявления Управлением были
сделаны запросы в организации, предоставляющие услуги связи, с целью
определения хозяйствующего субъекта, чьи контактные данные были
размещены на ЕПД за январь 2015.
3
Так, согласно представленным материалам, абонентские номера,
размещенные на ЕПД Мещанского района за январь 2015, выделены ООО «ИР-
СЕРВИС».
Управлением дополнительно сделан запрос в ООО «ИР-СЕРВИС»,
согласно ответу на который установлено, что договоры о размещении
информации об указании услуг по установке, замене, поверке счетчиков воды, а
также об осуществлении сантехнических работ на макете ЕПД Мещанского
района между ООО «ИР-СЕРВИС» и уполномоченными органами
исполнительной власти города Москвы не заключались.
Вместе с тем, ООО «ИР-СЕРВИС» представлено письмо от 04.12.2013,
направленное в адрес ГКУ «Центр координации ГУ ИС» с предложением
рассмотреть возможность информирования населения об услугах ООО «ИР-
СЕРВИС» путем размещения информационных стендов и буклетов в
абонентских отделах ГКУ ИС, ГУП ДЕЗ и др.
Управлением в целях получения информации о порядке согласования
макета ЕПД в 2014-2015 г.г. и размещения контактной информации
хозяйствующего субъекта были направлены соответствующие запросы
информации в Департамент ЖКХиБ г. Москвы, ГКУ «Центр координации ГУ
ИС», ГКУ «Дирекции ЖКХиБ ЦАО», ГБУ «Жилищник Мещанского района».
Согласно представленным материалам установлено, что в соответствии с
п. 2.2.2 распоряжения Правительства Москвы от 12.07.2011 № 540-РП «Об
изменении типа Государственного бюджетного учреждения города Москвы
«Инженерная служба города Москвы» на казенное» с 23.09.2014 обеспечение
организации печати и доставки ЕПД возложено на ГКУ «Центр координации
ГУ ИС».
Однако, согласно информации, представленной Департаментом ЖКХиБ
г. Москвы и ГКУ «Центр координации ГУ ИС», фактически до 01.01.2015
функции по печати и доставке ЕПД населению осуществляли ГКУ «Дирекции
ЖКХиБ административных округов».
В письменных пояснениях ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЦАО» указано, что в
период с 01.01.2014 по 01.01.2015 ежемесячно формировалась форма макета
ЕПД в городе Москве, который по электронной почте направлялся на
согласование в ГКУ «Центр координации ГКУ ИС» согласно п.2.2.2
распоряжения Департамента ЖКХиБ города Москвы от 22.08.2011 № 05-14-
545/1 и действующего устава ГКУ «Центр координации ГУ ИС», после чего
макет ЕПД отправлялся на печать.
Вместе с тем, ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЦАО» отмечено, что макет ЕПД с
рассматриваемой контактной информацией Дирекцией в период с 01.01.2014 по
01.01.2015 не согласовывался.
Также, как указано, макет для печати в январе 2015 был утвержден в
декабре 2014 руководителем ГКУ «Центр координации ГУ ИС».
4
Кроме того, согласно ответу Департамента ЖКХиБ г. Москвы, а также
письменным пояснениям ГКУ «Центр координации ГУ ИС» информация с
указанием телефонов организаций, осуществляющих свою деятельность на
коммерческой основе, исключена из ЕПД с февраля 2015.
Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, в 2013
году между ГКУ «Дирекцией ЖКХиБ ЦАО» и Московским городским фондом
«Московский ветеран» на основании результатов размещения заказа города
Москвы путем проведения открытого аукциона в электронной форме с
реестровым номером № 0873200000513000075 заключен государственный
контракт № 0873200000513000075/2013 от 11.12.2013 на оказание услуг по
печати ЕПД и производству бесконвертных почтовых отправлений для нужд
ГКУ г. Москвы ИС районов ЦАО города Москвы.
Согласно п. 4.3 Государственного контракта, ГКУ «Дирекция ЖКХиБ
ЦАО», являющийся заказчиком услуг по контракту, рассматривает результаты и
осуществляет приемку оказанных услуг на предмет соответствия их объема,
качества требованиям, изложенным в Государственном контракте и Техническом
задании. По итогам рассмотрения составляются акты сдачи-приемки услуг, в
которых указываются недостатки, которые необходимо устранить, в случае
обнаружения их Заказчиком.
Срок оказания услуг, согласно п. 3.2 Государственного контракта в период
с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Таким образом, ответственность за согласование конечного текста макета
ЕПД, распространенного по адресам жителей Центрального административного
округа города Москвы в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, возложена на ГКУ
«Дирекция ЖКХиБ ЦАО».
Также установлено, что в декабре 2014 года во исполнение п. 2.2.2
распоряжения Правительства Москвы от 12.07.2011 № 540-РП «Об изменении
типа Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Инженерная
служба города Москвы» на казенное», по результатам открытого аукциона с
реестровым номером № 0173200001414001706 на право заключения контракта на
оказание услуг по печати ЕПД и изготовлению бесконвертных почтовых
отправлений по адресам жителей города Москвы в 2015 году, между ГКУ «Центр
координации ГУ ИС» и ООО «Палладиум» заключен контракт № 20У5/24-ГКУ-14
от 30.12.2014.
Согласно п. 4.3 Государственного контракта, ГКУ «Центр координации ГУ
ИС», являющийся заказчиком услуг по контракту, рассматривает результаты и
осуществляет приемку оказанных услуг на предмет соответствия их объема,
качества требованиям, изложенным в Контракте и Техническом задании. По
итогам рассмотрения составляются акты сдачи-приемки услуг, в которых
указываются недостатки, которые необходимо устранить, в случае обнаружения
их Заказчиком.
5
Срок оказания услуг, согласно п. 3.1 Контракта в период с 01.01.2015 по
31.12.2015.
Таким образом, ответственность за согласование конечного текста макета
ЕПД, распространенного по адресам жителей Центрального административного
округа города Москвы в период с 01.01.2015 по 31.12.2015, возложена на ГКУ
«Центр координации ГУ ИС».
Учитывая изложенное, Комиссией определением об отложении
рассмотрения дела № 1-15-1266/77-15 исх. от 05.10.2015 № ОК/39737 в качестве
второго ответчика привлечено ГКУ «Центр координации ГУ ИС».
По запросу Комиссии, ГКУ «Центр координации ГУ ИС» представлены
акты сдачи приемки-услуг и заключение ГКУ «Центр координации ГУ ИС» о
приемке услуг, в том числе, за услуги по печати ЕПД и изготовлению
бесконвертных почтовых отправлений, оказанные в период с 01.01.2015 по
31.01.2015.
Учитывая, что согласование макета ЕПД от 01.01.2015 осуществляло ГКУ
«Центр координации ГУ ИС», Комиссией установлено, что рассматриваемые
признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГКУ
«Дирекция ЖКХиБ ЦАО» не нашли своего подтверждения.
На заседании Комиссии представитель ГКУ «Центр координации ГУ ИС»
утверждал, что рассматриваемая контактная информация является социально-
значимой.
Вместе с тем, данный довод не может быть принят во внимание ввиду того,
что социально-значимая информация, по мнению Комиссии, распространяется
неопределенному кругу лиц, носит информационно-разъяснительный характер,
предусматривающий распространение информации, касающейся исполнения
органами государственной власти и их подведомственными организациями
возложенных функций в рамках переданных им полномочий, или иная
информация, направленная на обеспечение интересов государства (города), а не на
информирование населения о предпринимательской деятельности,
осуществляемой хозяйствующим субъектом, выбранным не на основании
проведенного конкурентного отбора.
Таким образом, учитывая, что все номера телефонов, размещенные на
рассматриваемом ЕПД, принадлежат одному хозяйствующему субъекту, ГКУ
«Центр координации ГУ ИС» в нарушение установленного федеральным
законодательством порядка созданы преимущественные условия
осуществления предпринимательской деятельности по отношению к другим
хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги на рынке
установки и сервисного обслуживания приборов учета воды города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 распоряжения Правительства Москвы от 12.07.2011
№ 540-РП «Об изменении типа Государственного бюджетного учреждения города
Москвы «инженерная служба города Москвы» на казенное», функции и
полномочия учредителя ГКУ «Центр координации ГУ ИС» осуществляются
6
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы.
Таким образом, ГКУ «Центр координации ГУ ИС» является
подведомственной организацией Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы, создана с создано для координации
деятельности ГКУ Дирекции заказчиков ЖКХиБ АО и ГКУ ИС районов, а также
согласно п. 2.2.1 распоряжения Правительства Москвы от 12.07.2011 № 540-РП
«Об изменении типа Государственного бюджетного учреждения города Москвы
«инженерная служба города Москвы» на казенное» создано для осуществления
мероприятий, направленных на совершенствование механизмов обслуживания
населения и организаций в жилищно-коммунальной сфере города Москвы.
Учитывая изложенное, ГКУ «Центр координации ГУ ИС» создано
субъектом Российской Федерации с целью осуществления предусмотренных
законодательством Российской Федерации полномочий органов
государственной власти, деятельность которых регулируется ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Распространение контактной информации на ЕПД, влияет на рынок,
необоснованно выделяя одного хозяйствующего субъекта, осуществляющего
предпринимательскую деятельность, перед иными, оказывающими
аналогичные услуги в городе Москве.
Кроме того информация, размещенная на ЕПД, воспринимается
потребителями коммунальных услуг города Москвы в качестве информации,
рекомендуемой исполнительным органом государственной власти или
уполномоченной организацией, и, следовательно, должна вызвать у потребителя
повышенное внимание и доверие.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки
ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не
входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены
товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий
обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не
входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном
рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке
соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с
обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате
согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц,
своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие
возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия
обращения товара на товарном рынке, а также установление органами
государственной власти, органами местного самоуправления, организациями,
участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к
7
хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным
органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным
осуществляющим функции указанных органов органам или организациям,
организациям, участвующим в предоставлении государственных или
муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам,
Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)
осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением
предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)
осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного, ГКУ «Центр координации ГУ ИС»
предоставлены преимущества хозяйствующему субъекту, осуществляющему
предпринимательскую деятельность на рынке установки и сервисного
обслуживания приборов учета воды города Москвы, что могло привести к
ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.
Таким образом, Комиссия Управления полагает доказанным факт
нарушения ГКУ «Центр координации ГУ ИС» ч. 1 ст. 15 Закона о защите
конкуренции.
Комиссией также установлено, что по состоянию на дату заседания
Комиссии по рассмотрению дела, рассматриваемая контактная информация
удалена.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать ГКУ «Центр координации ГУ ИС» нарушившим часть 1
статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» путем предоставления преимуществ хозяйствующему субъекту,
осуществляющему предпринимательскую деятельность на рынке установки и
сервисного обслуживания приборов учета воды города Москвы, что могло
привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.
2. В отношении ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЦАО» дело о нарушении
антимонопольного законодательства прекратить.
3. Выдать ГКУ «Центр координации ГУ ИС» обязательное для
исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного
законодательства.
Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в
8
течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: (...)
Члены комиссии: (...)
(...)
(...)
(...)
9

Связанные организации

Связанные организации не указаны