Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-15-1280/77-16 о нарушении антимонопольно... от 31 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управа района Замоскворечье города Москвы

ул. Бахрушина, д. 13, г. Москва, 115054


 

ООО «Эко Минус»

1-й Спасоналивковский пер., д. 17, корп. 2, г. Москва, 119049

kvs1948@yandex.ru


 

ООО «ЭкоЛайн»

ул. Маршала Прошлякова, д. 10, корп. 1, 3-й этаж, г. Москва, 123458


 

РЕШЕНИЕ

по делу 1-15-1280/77-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «26» сентября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» октября 2016 г.

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-15-1280/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии [...] (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-15-1280/77-16 по признакам нарушения Управой района Замоскворечье города Москвы (адрес: ул. Бахрушина, д. 13, г. Москва, 115054) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителей: Управы района Замоскворечье города Москвы — [...] (по доверенности от 02.08.2016 № б/н); ООО «Эко Минус» – [...] (по доверенности от 17.08.2016 № б/н); в отсутствие представителей ООО «ЭкоЛайн», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, 


 

УСТАНОВИЛА:

 

Московским УФАС России по результатам рассмотрения перенаправленного Федеральной антимонопольной службой обращения ООО «Эко Минус», направленного письмом Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [...] от 15.02.2016 № ХГП-орг/247 установлено следующее.

Согласно доводам, изложенным в заявлении, Управа района Замоскворечье ЦАО города Москвы (далее — Управа), письмами за подписью главы Управы [...], обязывает юридических лиц района заключать договоры на вывоз мусора с организацией, имеющей государственный контракт на оказание услуг по внедрению комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального административного округа города Москвы от 29.12.2014 № 2-МЭП/14.

В целях полного и всестороннего рассмотрения заявления Управлением в адрес Управы района Замоскворечье ЦАО города Москвы,
ГКУ «Мосэкопром», ООО «ЭкоЛайн» были направлены запросы информации.

Из представленных документов и сведений усматривается следующее.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления) определено понятие твердых коммунальных отходов, согласно которому это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно статье 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).

Согласно пункту 3.1 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» (далее — Постановление № 1018) юридические лица, иные хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ. По городскому жилищному фонду договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ заключают управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖК, ЖСК).

В соответствии с пунктом 3.2.1 Постановления № 1018 ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается:

- по городскому жилищному фонду на управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖК, ЖСК);

- по объектам, финансирование которых производится по городскому (муниципальному) заказу, на соответствующие службы заказчиков префектур административных округов и служб Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

- по остальным территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании, на предприятия, организации, ведомства, иные хозяйствующие субъекты.

Так, ООО «Эко минус», являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов в городе Москве, осуществляет указанные услуги по договорам с организациями, предприятиями, ведомствами, в том числе, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье города Москвы, предметом которых является деятельность по сбору и транспортированию отходов.

Услуги по вызову (транспортировке) ТБО и КГМ, образующихся в многоквартирных домах на территории района Замоскворечье, по результатам конкурса с реестровым № 0173200001414001675 в рамках заключенного с находящимся в ведомственном подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы ГКУ «Мосэкопром» государственного контракта на оказание услуг по внедрению комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального административного округа города Москвы от 29.12.2014 № 2-МЭП/14 (далее — Государственный контракт), оказывает ООО «ЭкоЛайн».

Согласно пункту 1.2 Государственного контракта, указанный контракт заключен, в том числе, в целях реализации постановления Правительства Москвы от 10.11.2014 № 644-ПП «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном, Северном, Северо-Восточном, Юго-Восточном и Западном административных округах города Москвы, на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы» (далее — Постановление № 644-ПП).

В соответствии с пунктом 3.1 Постановления № 644-ПП проведение эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы, осуществляется в порядке, аналогичном Порядку проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее — Порядок), и в соответствии с Требованиями к составу и качеству оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 № 485-ПП «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП».

Согласно пункту 3.5 Постановления № 644-ПП целью эксперимента является организация централизованного обращения с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы, одним подрядчиком на один административный округ города Москвы, выбранным в установленном порядке.

При этом, пунктом 3.7 Постановления № 644-ПП определен исчерпывающий состав работ в рамках проведения эксперимента и включающий в себя:

  • вывоз и транспортировку твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующихся в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы, от мест их сбора (контейнерных площадок) до объекта обезвреживания/размещения;

  • обезвреживание/размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением раздельного сбора и/или сортировки отходов с выделением вторичного сырья.

Согласно пункту 2.1 Порядка эксперимент заключается в принятии городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, посредством заключения с управляющими компаниями, в случае принятия ими соответствующего решения, соглашения об участии в эксперименте.

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка проведение эксперимента основывается на принципах добровольного участия в эксперименте и выбора способа обращения с отходами управляющих компаний, и безусловного соблюдения их прав.

Исходя из совокупного толкования норм Порядка участниками эксперимента являются управляющие компании, получающие в установленном порядке субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, добровольно подписавшие соглашение и представившие его в ГКУ «Мосэкопром» в установленном порядке (также подтверждается пунктом 4.2 Порядка).

Вместе с тем, организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории района Замосковречье ЦАО г. Москвы за подписью главы Управы [...] направлялись письма, содержащие следующую информацию:

«В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» и требованиями Федерального Закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, обязана заключить договор со специализированным предприятием на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО).

Обслуживающее предприятие должно иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности и контейнерную площадку для сбора мусора на территории района, где осуществляется деятельность Вашей организации, в соответствии с действующим законодательством.

Информируем Вас, что на территории Центрального административного округа города Москвы с 2015 года мусоровывозящей компанией является ООО «ЭкоЛайн» (тел. 8(495)663-82-84, сайт www.ec-line.ru). Ответственный специалист по заключению договоров на вывоз ТБО, на подведомственной территории района Замоскворечье: [...]).

В связи с вышеизложенным, прошу предоставить копию действующего договора, заключенного Вашей организацией на вывоз ТБО, с мусоровывозящей компанией в управу района Замоскворечье города Москвы по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 13, каб. 403 до 25.01.2016/12.02.2016.

В случае непредставления запрашиваемых документов, информация будет передана в АТИ по ЦАО по городу Москве для принятия к Вашей организации мер административного воздействия».

Исходя из совокупного толкования содержания таких писем, положений Закона об отходах производства и потребления, Постановления № 1018 и Постановления № 644-ПП Управлением сделан вывод, что действие эксперимента, предусмотренного Порядком и Постановлением № 644-ПП распространяется исключительно на управляющие компании (добровольно подписавшие соглашение об участии в эксперименте и представившие его в ГКУ «Мосэкопром» в установленном порядке), а предприятия, организации, ведомства, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, вправе самостоятельно выбирать мусоровывозящие организации, осуществляющие вывоз ТБО и КГМ, а следовательно, такие письма Управы носили понуждающий характер.

Следует отметить, что последствием направления писем главы Управы района Замоскворечье явилось то, что организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье города Москвы, расторгли договоры, заключенные с ООО «ЭкоМинус», предметом которых также являлась деятельность по вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов.

Указанные действия Управы привели к невозможности для
ООО «ЭкоМинус» осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, а ООО «ЭкоЛайн»
получило преимущество по сравнению с другими участниками рынка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Управлением сделан вывод, что направление Управой района Замоскворечье ЦАО города Москвы в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье ЦАО города Москвы, указанных писем за подписью главы Управы [...] содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Управлением было выдано предупреждение Управе района Замоскворечье ЦАО города Москвы о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх. от 06.06.2016 № АХ/23375) путем:

  • прекращения действий (бездействия) по направлению писем, содержащих вышеуказанную информацию;

  • направления всем адресатам, получившим Письма, писем об их отзыве в связи с противоречием нормам антимонопольного законодательства;

  • размещения на сайте Управы информации о противоречии содержания Писем нормам антимонопольного законодательства.

Указанное предупреждение было получено 10.06.2016, в установленный срок его выполнения — 10 рабочих дней, который истек 27.06.2016, сведения о его выполнении в Управление не поступали.

На основании изложенного издан приказ Московского УФАС России от 15.07.2016 № 149 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управой района Замоскворечье ЦАО города Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела, в соответствии с письмом от 03.08.2016
№ ЗМ-13-413/6 (вх. от 03.08.2016 № 31655), Управа района Замоскворечье, в ответ на предупреждение сообщает, что Управой района Замоскворечье:

  1. Прекращены действия по направлению писем, содержащих информацию, понуждающую заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов с ООО «ЭкоЛайн» в адрес юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье ЦАО города Москвы.

  2. Направлены всем адресатам, получившим Письма, письма об их отзыве в связи с противоречием нормам антимонопольного законодательства.

  3. Размещена на сайте Управы информация о противоречии содержания Писем нормам антимонопольного законодательства.

Комиссия Московского УФАС России считает, что Управа района Замоскворечье города Москвы, выполняя предупреждение от 06.06.2016
№ АХ/23375 фактически признала наличие в действиях Управы,
выразившихся в направлении писем за подписью главы Управы [...] с информацией, понуждающей заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов с ООО «ЭкоЛайн» в адрес юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье ЦАО города Москвы, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из представленных документов и сведений, Письма направлялись в адрес следующих хозяйствующих субъектов:

  1. ООО «Мода Люкс»,

  2. ИП Садченков О.,

  3. ИП Косякин Д.Ю.,

  4. ООО «Фирма Пьезоприор»,

  5. ООО «Полиэдр»,

  6. ООО «Альянс»,

  7. ИП Грибанова А.В.,

  8. ООО «Акростиль»,

  9. ИП Михайлова О.О.,

  10. ИП Быстров В.А.,

  11. ООО «МиА Инвент»,

  12. ООО «Гранд»,

  13. ООО «Эль Хаус».

Вместе с тем, в адрес Управления представлены копии писем об отзыве, направленных всем адресатам, получившим Письма (т. е. в адрес вышеуказанных организаций), из которых усматривается, что указанные письма об отзыве не содержат адресатов и вручались хозяйствующим субъектам под роспись, что не может свидетельствовать о надлежащем выполнении предупреждения от 06.06.2016 № АХ/23375, поскольку в данном случае не представляется возможным надлежащим образом идентифицировать указанные хозяйствующие субъекты.

При этом, в материалах дела имеются копии Писем, направленных в адрес иных хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, Управлением сделан вывод, что признаки нарушения не устранены.

Комиссией Московского УФАС России, в соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов в городе Москве и установлено, что рынок является конкурентным.

Таким образом, направление Управой района Замоскворечье ЦАО города Москвы в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье ЦАО города Москвы, указанных Писем приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов в городе Москве и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48¹ Закона о защите конкуренции Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 1-15-1280/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.08.2016 (далее — Заключение), копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 48¹ Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Письменных возражений стороны по делу на Заключение не представили.

Представители ООО «Эко Минус», Управы на заседании Комиссии 26.09.2016 выступили с позициями по делу, при этом, новых пояснений, доводов, доказательств не изложили, не представили.

Комиссия Московского УФАС России, оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к выводу, что имеющихся в материалах дела документов и сведений достаточно для рассмотрения дела по существу и принятия решения.

Учитавая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Основания для прекращения дела № 1-15-1280/77-16 отсутствуют.

  2. Признать Управу района Замоскворечье города Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем направления писем за подписью главы Управы [...] с информацией, понуждающей заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов с ООО «ЭкоЛайн» в адрес юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории района Замоскворечье ЦАО города Москвы, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов в городе Москве.

  3. Выдать Управе района Замоскворечье города Москвы обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

  4. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с КоАП Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии:

[...]

 

 

Члены комиссии:

 

[...]

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны