Решение б/н Решение по делу №1-17-1359/77-16 о нарушении антимонопольног... от 12 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Камский кабель»
614030, г. Пермь, ул. Гайвинская,
д. 105
-
ГУП «Московский метрополитен»
129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41,
к. 2
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-17-1359/77-16 о нарушении
антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена «01» сентября 2016 г.
В полном объёме решение изготовлено «09» сентября 2016 г. г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела №1-17-1359/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия)
рассмотрев дело 1-17-1359/77-16, возбуждённое по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41, к. 2) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельно-проводниковой продукции (реестровый №31603402112) (далее - Аукцион),
при участии в заседании:
от заказчика — ГУП «Московский метрополитен» (далее – Заказчик):
в отсутствие:
ООО «Камский Кабель» (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «Камский Кабель» (вх. от 05.05.2016 №17188) на действия Заказчика при проведении Аукциона.
24.05.2016 комиссия Московского УФАС России рассмотрела указанную жалобу в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и вынесла решение по делу № 1-00-825/77-16, согласно которому жалоба ООО «Камский Кабель» на действия Заказчика при проведении Аукциона признана обоснованной в части неправомерного отказа в допуске на основании непредоставления документа, подтверждающего безаварийную эксплуатацию кабеля на протяжении не менее 5 лет, в остальной части признана необоснованной.
Комиссией Московского УФАС России, рассматривавшей жалобу в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции было принято решение о передаче материалов дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Приказом от 03.08.2016 №165 возбуждено дело № 1-17-1359/77-16 по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном установлении требования о предоставлении подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет.
Комиссия, проведя документальный анализ представленных документов и сведений, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 28.2 пункта 28 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина» аукционная документация должна содержать:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их объема и качественных характеристик;
- требования к участникам закупки, установленные в соответствии с настоящим Положением (и так далее).
Согласно пункту 17 Информационной карты Аукционной документации одним из требований, предъявляемых к участникам закупки является предоставление подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей).
При этом понятие «потребитель» в контексте данного Аукциона в Аукционной документации не определено.
Московское УФАС России отмечает, что, вопреки доводам ГУП «Московский метрополитен», вышеуказанное требование установлено именно к поставляемой непосредственно участниками закупки кабельной продукции, так как необходимость представления подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет предусмотрена в разделе документации «Требования к участникам».
Вместе с тем, согласно пункту 17 Информационной карты потенциальный участник Аукциона, среди прочего, должен соответствовать следующим требованиям:
- наличие у Участника закупки опыта поставок кабельно-проводниковой продукции не менее 2-х лет. В подтверждение опыта поставок должны быть представлены копии договоров и копии актов сверки (или копии актов приема-передачи товаров (товарных накладных);
- если участник закупки является производителем продукции, то необходимо в составе заявки предоставить декларацию или иной документ, подтверждающий его статус.
Для позиций №№ 7, 8, 9, 10, 169,170 пункта 1 Технического задания:
- наличие сертификата соответствия (обязательной сертификации) требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ с изм., №117 ФЗ от 10.07.2012 г. и № 185-ФЗ от 02.07.2013 г.) ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (подтверждается копией сертификата).
Для позиций 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 156, 157, 158, 169, 170 пункта 1 Технического задания:
- предоставление ТУ/выписки из технических условий завода-изготовителя с содержанием технических характеристик;
-
предоставление подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет (подтверждается письмами (декларацией) потребителей).
В свою очередь, ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2012 № 1097-ст, согласно которому утверждено ввести в действие ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» с 1 января 2014 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, стандарты, предусмотренные ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» распространяются на кабельные изделия, произведенные после введения в действие ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».
Совокупное толкование требований документации позволяет сделать вывод о том, что к участникам Аукциона установлено требование о предоставлении в составе заявки подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции (кабельной продукции, аналогичной предмету данного Аукциона) не менее 5 лет, которая в свою очередь должна соответствовать ГОСТу 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», введенному в действие с 1 января 2014 года, а также сертификата соответствия (обязательной сертификации) требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», что в свою очередь, является противоречивым.
Кроме того, участники Аукциона должны подтвердить опыт поставок кабельно-проводниковой продукции не менее 2-х лет, т. е. подразумевается, что организация-участник может существовать на рынке 2 года, но, вместе с тем, участнику, существующему на рынке менее 5 лет (т. е. от 2 до 5 лет) в принципе невозможно будет подтвердить безаварийность эксплуатации товара, поставляемого им, в течение 5 лет.
По мнению Московского УФАС России, вышеуказанная информация указывает на скрытое требование о существовании организации-участника на рынке более 5 лет.
Также Заказчиком не было представлено обоснование установления требования подтверждения безаварийной эксплуатации товара именно в течение 5 лет.
Вместе с тем, установление любых требований как к предмету закупки, так и к её участникам, должно иметь под собой объективную документальную подтвержденную необходимость. Обратное противоречило бы законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Реализация Заказчиком права на самостоятельное установление тех или иных требований к предмету закупки, а также к участникам закупки, не должно нарушать запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статья 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в составе Аукционной документации включен ряд взаимоисключающих и противоречащих требований которые приводят к нарушению антимонопольного законодательства, выразившемуся в ограничении потенциального количества участника закупки путем введения их в заблуждение.
В рамках заседании Комиссии представители ГУП «Московский метрополитен» с доводами заявления не согласились, представив пояснения в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, согласно которым, совокупное установление требований о предоставлении подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции не менее 5 лет, о наличии сертификата соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (вступившего в силу лишь 2014 году), о наличии у участника закупки опыта поставок кабельно-проводниковой продукциии не менее 2-х лет содержит признаки нарушения части 1 статья 17 Закона о защите конкуренции в связи с возможным ограничением круга лиц, способных участвовать в Аукционе. По мнению ГУП «Московский метрополитен» Аукцион, проведенный им, является конкурентным, так как на участие в вышеуказанном Аукционе было подано 6 заявок на участие, вместе с тем, к участию было допущено 2 участника. Между тем, в соответствии с приказом Департамента транспорта от 03.09.2015 №61-02-346/5 и приказом ГУП «Московский метрополитен» от 11.09.2015 №966 определены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе, требование о предоставлении подтверждения от потребителей продукции о сроках безаварийной эксплуатации поставляемой продукции.
Также, представители ГУП «Московский метрополитен» отметили, что существующий ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», указанный в Аукционной документации соответствует ГОСТу, утвержденному ранее.
Кроме того, представителями ГУП «Московский метрополитен» было представлено ходатайство о переносе срока рассмотрения дела №1-17-1359/77-16 с целью получения доказательств своей позиции от производителей кабельной продукции, ввиду того, что ГУП «Московский метрополитен» данным лицам был направлен запрос от 22.08.2016 №КСЗД-01-08-756/1, а также, представители ГУП «Московский метрополитен» отметили, что ТУ и ГОСТ, указанные в документации, в совокупности не противоречат друг другу, что может быть подтверждено в ходе сопоставления ТУ и ГОСТа.
Вместе с тем, вышеуказанные доводы, а также ходатайство о переносе срока рассмотрения дела, представителей ГУП «Московский метрополитен» подлежат отклонению со стороны Комиссии в связи со следующим.
Комиссия пришла к выводу о недоказанности со стороны Заказчика исполнимости одновременно требований о предоставлении подтверждения о сроках безаварийной эксплуатации, о наличии сертификата соответствия требованиям ГОСТ 31565-2012, о наличии опыта поставки на протяжении кабельно-проводниковой продукции не менее 2-х лет, ведущих к необоснованному ограничению конкуренции.
Кроме того, ГУП «Московский метрополитен» не было представлено сравнительной характеристики вышеуказанных ТУ 16.К180-035-2012 и ГОСТ 31565-2012, подтверждающей факт полного соответствия требуемых данными документами характеристик продукции, также как и не представлен анализ ГОСТ 31565-2012 и ГОСТ, действующий ранее, в соответствие с которым изготовитель производил свою продукцию до вступления в силу ГОСТа 31565-2012 на предмет, как указывает ГУП «Московский метрополитен», идентичности вышеуказанных документов.
Более того, ГУП «Московский метрополитен» не раскрыл информацию о том, кому именно из производителей кабельной продукции был направлен запрос (от 22.08.2016 №КСЗД- 01-08-756/1) с целью подтверждения отсутствия признаков антимонопольного законодательства при установлении требования о предоставлении подтверждения от потребителей о сроках безаварийной эксплуатации кабельной продукции не менее 5 лет, подтверждения отправки представителями ГУП «Московский метрополитен» также не представлено. Ввиду вышеизложенного, Комиссия решила оставить ходатайство о переносе рассмотрения дела №1-17-1359/77-16 без удовлетворения.
Также, на заседании было отмечено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.05.2016 №31603402112/1 на участие в Аукционе подано 6 заявок, однако 4 заявки из 6 были не допущены к участию, в том числе, по причине отсутствия в составе заявок документов, подтверждающих наличие безаварийного опыта эксплуатации кабельной продукции не менее 5 лет.
Данное обстоятельство также косвенно свидетельствует о возможном ограничении потенциального количества участников закупки путем ввода в заблуждение в отношении установления противоречивых и скрытых требований в Аукционной документации, и невозможности выполнения заявок на участие в Аукционе в полном соответствии с требованиями Аукционной документации.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ответчика нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.
Руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать в действиях ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41, к. 2) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений ГУП «Московский метрополитен» не выдавать (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41, к. 2), так как по результатам проведения Аукциона заключен договор от 10.06.2016 №61474.