Решение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 1-17-1404/77-16 о наруш... от 25 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. НП «Гильдия предпринимателей»

123290, Москва, 1-ый Магистральный тупик, д. 11, стр. 1, оф. 1

 

2. ИП Егоров А.В.

129110, Москва, ул. Щепкина, д. 64, стр. 1, кв. 19

 

3. ГУП «Московский метрополитен»

129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41

 

4. Департамент города Москвы по конкурентной политике

107045, Москва, Печатников пер.,

д. 12

 

  1. Заместителю прокурора

г. Москвы

Ведерникову В.В.

109992, Москва, пл. Крестьянская Застава, д. 1


 


 


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 1-17-1404/77-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«16» сентября 2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-1404/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

рассмотрев дело 1-17-1404/77-16, возбуждённое по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов посредством аукциона на право заключения договоров на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах вида «Павильон» по адресам: г. Москва, станции «Крестьянская застава», «Волжская», «Шипиловская», «Марьино», «Люблино», «Новогиреево», «Новокосино», «Митино», «Строгино», «Лермонтовский проспект», «Коньково», «Пражская», «Южная», «Варшавская», «Каховская», «Юго-Западная», «Домодедовская» (Лот № 73), общей площадью 1059,13 кв.м. (реестровый № 300316/0336103/01, СОМ30031600160) (далее - Торги),

 

при участии в заседании:

 

от организатора торгов - Департамент города Москвы по конкурентной политике

 

от инициатора торгов — ГУП «Московский метрополитен»

 

от заявителей —

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступили жалобы НП «Гильдия предпринимателей» (вх. от 30.05.2016 № 20851) и ИП Егорова А.В. (вх. от 27.05.2016 № 20603) на действия Организатора торгов и Инициатора торгов при проведении Аукциона.

07.06.2016 комиссия Московского УФАС России рассмотрела указанные жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и вынесла решения по делам №№ 1-00-982/77-16, 1-00-971/77-16, согласно которым жалобы Заявителей на действия Организатора торгов и Инициатора торгов при проведении Аукциона оставлены без рассмотрения в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания Комиссии было установлено, что согласно выписке из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 16.05.2016 № СОМ30031600160 ИП Егоров А.В. и НП «Гильдия предпринимателей» не подавали заявки на участие в торгах.

Таким образом, ИП Егоров А.В. и НП «Гильдия предпринимателей» не могли обжаловать указанные действия Организатора торгов и Инициатора торгов при проведении Аукциона (требования аукционной документации), так как не подавали заявки на участие в Аукционе.

В связи с чем, у Комиссии Московского УФАС России отсутствовали правовые основания для рассмотрения жалоб Заявителей в части утверждения Аукционной документации с нарушениями действующего законодательства в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией Московского УФАС России было принято решение о передаче материалов дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 04.08.2016 № 167 возбуждено дело № 1-17-1404/77-16 по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» и Департаментом города Москвы по конкурентной политике части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившимся в укрупнении лота (лот № 73), который состоит из нескольких нестационарных объектов, находящихся по разным адресам, что составляет примерно 70 % всех нестационарных объектов, передаваемых ГУП «Московский метрополитен» под торговую деятельность, что в свою очередь привело к установлению суммы задатка по указанному лоту в размере 120 044 955,00 рублей.

 

Комиссия, проведя документальный анализ представленных документов и сведений, установила следующее.

 

Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» утвержден, в том числе, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка Договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договор на размещение нестационарного торгового объекта с победителем аукциона (участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене аукциона, в случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения договора) заключают органы и организации, являющиеся инициаторами проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 8 Порядка Организатором аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договора на размещение нестационарного торгового объекта является Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Организатор торгов разрабатывает типовую аукционную документацию и согласовывает ее с инициаторами проведения аукциона, принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работ.

Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованному 30.03.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт), объектом торгов является осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах вида «Павильон» по адресам: г. Москва, станции «Крестьянская застава», «Волжская», «Шипиловская», «Марьино», «Люблино», «Новогиреево», «Новокосино», «Митино», «Строгино», «Лермонтовский проспект», «Коньково», «Пражская», «Южная», «Варшавская», «Каховская», «Юго-Западная», «Домодедовская» (далее – Объект) общей площадью 1059,13 кв.м.

Начальная цена договора составляет 8 002 997,00 рублей.

Одновременно с тем, 30.03.2016 на Официальном сайте Организатором торгов размещена Аукционная документация согласно которой (пункты 1.5, 1.6) начальная (минимальная) цена аукциона составляет 2 114 120 (два миллиона сто четырнадцать тысяч сто двадцать) копеек (включая НДС). Сумма задатка в размере 10 % от начальной (минимальной) цены аукциона за весь период срока действия договора (5 лет) составляет 12 684 720 (двенадцать миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи семьсот двадцать) рублей 00 коп.

Таким образом, информация относительно начальной (минимальной) цены аукциона и суммы задатка, указанная в Извещении противоречит информации, указанной в Аукционной документации.

В соответствии с подпунктом 9(1).1 пункта 9(1) Порядка в случае размещения нестационарного торгового объекта в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, переданных Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее - объекты метрополитена) начальная цена аукциона определяется исходя из площади нестационарного торгового объекта и фиксированной ежемесячной минимальной платы за 1 кв. м площади нестационарного торгового объекта, установленной в зависимости от показателя среднемесячного пассажиропотока по пропускным пунктам объекта метрополитена за 12 месяцев, предшествующих дате направления аукционной документации на согласование в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, в размерах указанных в подпунктах 9(1).1.1 — 9(1).2.3 Порядка.

Согласно извещению о проведении Аукциона сумма задатка в размере 25 % от начальной (минимальной) цены аукциона за весь период срока действия договора (5 лет) составляет – 120 044 955 (сто двадцать миллионов сорок четыре тысячи девятьсот пятьдесят пять) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 22 Порядка, участие в электронном аукционе возможно при наличии на счете заявителя, предназначенном для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету оператором электронной площадки, в размере не менее суммы задатка на участие в аукционе, предусмотренной документацией об аукционе.

Согласно Аукционной документации, задаток вносится единым платежом на расчетный счет Заявителя, открытый при регистрации на электронной площадке. Задаток победителя аукциона засчитывается в счет исполнения обязательств по договору на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте.

Вместе с тем, как уже было указано выше, в соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (минимальная) цена договора (цена лота) (с учетом налога на добавленную стоимость) – начальная ставка ежемесячной арендной платы: 8 002 997,00 рублей. При этом, срок действия договора аренды — 5 лет.

Таким образом, размер задатка для участия в Аукционе превышает стоимость аренды объекта за 1 год.

Согласно выписке из протокола от 16.05.2016 рассмотрения заявок на участие в аукционе по извещению № 300316/0336103/01 на участие в Аукционе поступили две заявки. По итогам рассмотрения поступивших заявок, комиссией принято решение о признании победителем ООО «МЕТРОТОРГ» с ценовым предложением 8 403 146,85 рублей.

На основании вышеуказанного протокола представляется возможным сделать вывод о том, что необоснованное укрупнение лота, а также установление задатка в размере 120 044 955 рублей 00 копеек создает препятствие потенциальным участникам для участия в Аукционе, тем самым ограничивает круг лиц, способных участвовать в Аукционе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В рамках заседании Комиссии представители ГУП «Московский метрополитен» и Департамента города Москвы по конкурентной политике не согласились с доводами, заявленными представителем Заявителей, и представили пояснения, согласно которым Аукцион на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах на территории станций ГУП «Московский метрополитен» проводился в соответствии с утвержденным Порядком.

Согласно пояснениям представителя Инициатора торгов, Лот №73 был сформирован с целью привлечения к участию в торгах субъектов среднего предпринимательства, то есть были учтены интересы всех категорий предпринимателей, как субъектов малого бизнеса (65 лотов) так и среднего бизнеса (Лот № 73).

Лот № 73 сформирован из объектов разной рентабельности, что также было направлено, согласно пояснениям представителя Инициатора торгов, на повышение эффективности распоряжения государственным имуществом.

Вместе с тем, вышеуказанные доводы представителей Инициатора торгов и Организатора торгов подлежат отклонению со стороны Комиссии.

Согласно представленному Организатором торгов общему своду торговых сессий по аренде объектов нестационарной торговли в пешеходных тоннелях, принадлежащих на праве оперативного управления ГУП «Московский метрополитен» за 2016 год было выставлено на аукцион порядка 79 лотов общей площадью 2 740,62 кв.м.

Из представленных сведений установлено, что по 74 лотам Инициатором торгов проводились аукционы на право осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах вида «Павильон» в соответствии с утвержденным Порядком, а именно, один лот — один нестационарный торговый объект (киоск, павильон).

Площадь указанных лотов составила от 4 до 110 кв. м. с начальной ценой договора от 6 500,0 рублей за метр.

Согласно представленным данным, на участие в аукционе по каждому из представленных лотов было подано от 10 до 77 заявок участников, что обеспечило конкуренцию среди участников аукционов и увеличение цены аукциона на сотни процентов.

В отличие от аукциона по лоту № 73, площадь которого составила 1 059,13 кв. м., и на участие в котором было подано всего две заявки, а увеличение в свою очередь составило лишь 5 %.

Кроме того, согласно представленным сведениям доля площади выставленного на аукцион Лота № 73 составляет более 35 % от общей площади выставленных на аукцион в 2016 году объектов.

Из представленных сведений следует, что необоснованное укрупнение лота, а также установление задатка в размере 120 044 955 рублей 00 копеек создает препятствие потенциальным участникам для участия в Аукционе, тем самым ограничивает круг лиц, способных участвовать в Аукционе, что подтверждается представленными в ходе заседания Комиссии сведениями.

При этом, объективная необходимость в укрупнении лота Инициатором торгов и Организатором торгов, и как следствие установление задатка в ранее названном размере, последними не доказана.

Так, в настоящем случае, Инициатор торгов совместно с Организатором торгов, установив требование о внесении задатка в размере 120 044 955 рублей 00 копеек, который значительно превышает начальную максимальную цену договора, делает фактически невозможным участие в торгах лиц, имеющих возможность исполнить финансовые обязательства по предполагаемому договору аренды. Однако, в силу установленного в документации размера задатка, не имеют возможность участвовать в Аукционе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Размер задатка, в разы превышающего начальную цену аукциона, входит в противоречие с целями антимонопольного регулирования, поскольку фактически направлено на ограничение доступа к участию в аукционе.

На основании вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Инициатора торгов и Организатора торгов нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:


 

    1. Установить в действиях ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41) и Департамента города Москвы по конкурнетной политике (107045, Москва, Печатников пер., д. 12) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.

Связанные организации

Связанные организации не указаны