Решение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 1-17-1415/77-16 о наруш... от 25 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Прокуратура города Москвы

109992, Москва, пл. Крестьянская Застава, д. 1

 

 

2. ГУП «Московский метрополитен»

129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41

 

 

3. Департамент города Москвы по конкурентной политике

107045, Москва, Печатников пер., д. 12


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 1-17-1415/77-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«16» сентября 2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-1415/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело 1-17-1415/77-16, возбуждённое по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41) и Департаментом города Москвы по конкурентной политике (105062, Москва, ул. Макаренко, д. 4, стр. 1) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов посредством открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах типа «Киоск» по адресам: г. Москва, станции «Пятницкое шоссе» (южный подуличный переход), «Митино» (северный и южный подуличные переходы), «Строгино» (северный подуличный переход), «Домодедовская» (северный и южный подуличные переходы), «Каховская» (южный подуличный переход), «Варшавская» (западный подуличный переход), «Новогиреево» (западный подуличный переход), «Марксистская» (подуличный переход), «Новокосино» (восточный подуличный переход), «Коньково» (северный и южный подуличные переходы), «Достоевская» (подуличный переход), «Зябликово» (северный подуличный переход) , «Шипиловская» (северный подуличный переход), «Марьино» (южный подуличный переход), «Люблино» (северный и южный подуличные переходы), «Дубровка» (подуличный переход), «Волжская» (южный подуличный переход), «Пражская» (южный подуличный переход), «Юго-Западная» (северный подуличный переход), «Лермонтовский проспект» (южный подуличный переход), «Крестьянская застава» (подуличный переход), (Лот 71), общей площадью 297,82 кв. м. (реестровый № 100516/0336103/04, COM10051600105) (далее — Аукцион),

 

при участии в заседании:

 

от организатора торгов -

 

от инициатора торгов —

 

в отсутствие представителей:

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России из Прокуратуры города Москвы поступило обращение Депутата Государственной думы Рашкина В.Ф. (вх. от 01.08.2016 № 31273) на действия Организатора торгов и Инициатора торгов при проведении Аукциона.

Рассмотрев данное обращение Московским УФАС России было принято решение о передаче материалов дела в ответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 05.08.2016 № 168 возбуждено дело № 1-17-1415/77-16 по признакам нарушения ГУП «Московский метрополитен» и Департаментом города Москвы по конкурентной политике части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в укрупнении лота № 71, который состоит из 25 нестационарных торговых объектов типа «киоск» находящихся по разным адресам на 21 станции метро, что в свою очередь привело к установлению суммы задатка по указанному лоту в размере 35 252 325,00 рублей.

 

Комиссия, проведя документальный анализ представленных документов и сведений, установила следующее.

 

Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» утвержден, в том числе, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка Договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договор на размещение нестационарного торгового объекта с победителем аукциона (участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене аукциона, в случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения договора) заключают органы и организации, являющиеся инициаторами проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 8 Порядка Организатором аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договора на размещение нестационарного торгового объекта является Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Организатор торгов разрабатывает типовую аукционную документацию и согласовывает ее с инициаторами проведения аукциона, принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работ.

Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованному 10.05.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт), объектом торгов является осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах типа «Киоск» по адресам: г. Москва, станции «Пятницкое шоссе» (южный подуличный переход), «Митино» (северный и южный подуличные переходы), «Строгино» (северный подуличный переход), «Домодедовская» (северный и южный подуличные переходы), «Каховская» (южный подуличный переход), «Варшавская» (западный подуличный переход), «Новогиреево» (западный подуличный переход), «Марксистская» (подуличный переход), «Новокосино» (восточный подуличный переход), «Коньково» (северный и южный подуличные переходы), «Достоевская» (подуличный переход), «Зябликово» (северный подуличный переход) , «Шипиловская» (северный подуличный переход), «Марьино» (южный подуличный переход), «Люблино» (северный и южный подуличные переходы), «Дубровка» (подуличный переход), «Волжская» (южный подуличный переход), «Пражская» (южный подуличный переход), «Юго-Западная» (северный подуличный переход), «Лермонтовский проспект» (южный подуличный переход), «Крестьянская застава» (подуличный переход) (далее – Объект) общей площадью 297,82 кв. м.

Начальная цена договора составляет 2 350 155 (два миллиона триста пятьдесят тысяч сто пятьдесят пять) рублей 00 копеек (включая НДС).

В соответствии с подпунктом 9(1).1 пункта 9(1) Порядка в случае размещения нестационарного торгового объекта в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, переданных Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее - объекты метрополитена) начальная цена аукциона определяется исходя из площади нестационарного торгового объекта и фиксированной ежемесячной минимальной платы за 1 кв. м площади нестационарного торгового объекта, установленной в зависимости от показателя среднемесячного пассажиропотока по пропускным пунктам объекта метрополитена за 12 месяцев, предшествующих дате направления аукционной документации на согласование в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, в размерах указанных в подпунктах 9(1).1.1 — 9(1).2.3 Порядка.

Согласно извещению о проведении Аукциона сумма задатка в размере 25 % от начальной (минимальной) цены аукциона за весь период срока действия договора (5 лет) составляет –  35 252 325,00 рублей.

В соответствии с пунктом 22 Порядка, участие в электронном аукционе возможно при наличии на счете заявителя, предназначенном для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету оператором электронной площадки, в размере не менее суммы задатка на участие в аукционе, предусмотренной документацией об аукционе.

Согласно Аукционной документации, задаток вносится единым платежом на расчетный счет Заявителя, открытый при регистрации на электронной площадке. Задаток победителя аукциона засчитывается в счет исполнения обязательств по договору на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте.

Вместе с тем, как уже было указано выше, в соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (минимальная) цена договора (цена лота) (с учетом налога на добавленную стоимость) – начальная ставка ежемесячной арендной платы: 2 350 155,00 рублей. При этом, срок действия договора аренды — 5 лет.

Согласно выписке из протокола от 20.06.2016 рассмотрения заявок на участие в Аукционе по извещению № 100516/0336103/04 на участие в Аукционе поступила одна заявка. В соответствии с подпунктом 2 пункта 12.1 Аукционной документации Аукцион признан несостоявшимся.

Согласно итоговому протоколу от 22.06.2016 комиссией было принято решение о заключении договора по итогам Аукциона по начальной цене аукциона с единственным участником Аукциона ООО «Стройпанелькомплект».

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что необоснованное укрупнение лота Организатором торгов повлекло за собой установление задатка в размере 35 252 325 рублей 00 копеек, что в свою очередь создает препятствие потенциальным участникам для участия в Аукционе, тем самым ограничивает круг лиц, способных участвовать в Аукционе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В рамках заседании Комиссии представители ГУП «Московский метрополитен» и Департамента города Москвы по конкурентной политике не согласились с доводами, заявленными представителем Заявителей, и представили пояснения, согласно которым Аукцион на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах на территории станций ГУП «Московский метрополитен» проводился в соответствии с утвержденным Порядком.

Согласно пояснениям представителя Инициатора торгов, при формировании лотов ГУП «Московский метрополитен» были учтены интересы всех категорий предпринимателей, как субъектов малого бизнеса (более 65 лотов), так и среднего бизнеса (два лота), в том числе Лот №71, включающий в себя 25 нестационарных торговых объектов со специализацией «Бытовые услуги», был сформирован с целью создания единообразной сети объектов обслуживания с мультисервисными услугами, такими как: ремонт и чистка обуви, металлоремонт, ремонт бытовых приборов, телефонов и часов, служба быта.

Лот № 71 сформирован из объектов разной рентабельности, что было направлено, согласно пояснениям представителя Инициатора торгов, на повышение эффективности распоряжения государственным имуществом.

Вместе с тем, вышеуказанные доводы представителей Инициатора торгов и Организатора торгов подлежат отклонению со стороны Комиссии.

Согласно представленному Организатором торгов общему своду торговых сессий по аренде объектов нестационарной торговли в пешеходных тоннелях, принадлежащих на праве оперативного управления ГУП «Московский метрополитен» за 2016 год было выставлено на аукцион порядка 79 лотов общей площадью 2 740,62 кв.м.

Из представленных сведений установлено, что по 74 лотам Инициатором торгов проводились аукционы на право осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах вида «Павильон» в соответствии с утвержденным Порядком, а именно, один лот — один нестационарный торговый объект (киоск, павильон).

Площадь указанных лотов составила от 4 до 110 кв. м. с начальной ценой договора от 6 500,0 рублей за метр.

Согласно представленным данным, на участие в аукционе по каждому из представленных лотов было подано от 10 до 77 заявок участников, что обеспечило конкуренцию среди участников аукционов и увеличение цены аукциона на сотни процентов.

В отличие от аукциона по лоту № 71, площадь которого составила 297,82 кв. м., и на участие в котором была подана всего одна заявка, что послужило основанием для заключения договора с единственным участником без увеличения начальной цены аукциона и ограничением конкуренции, что в свою очередь является нарушением Закона о защите конкуренции.

Из представленных сведений следует, что необоснованное укрупнение лота, а также установление задатка в размере 35 252 325 рублей 00 копеек создает препятствие потенциальным участникам для участия в Аукционе, тем самым ограничивает круг лиц, способных участвовать в Аукционе, что подтверждается представленными в ходе заседания Комиссии сведениями.

При этом, объективная необходимость в укрупнении лота Инициатором торгов и Организатором торгов, и как следствие установление задатка в ранее названном размере, последними не доказана.

Так, в настоящем случае, Инициатор торгов совместно с Организатором торгов, установив требование о внесении задатка в размере 35 252 325 рублей 00 копеек, который значительно превышает начальную максимальную цену договора, делает фактически невозможным участие в торгах лиц, имеющих возможность исполнить финансовые обязательства по предполагаемому договору аренды. Однако, в силу установленного в документации размера задатка, не имеют возможность участвовать в Аукционе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Размер задатка, в разы превышающего начальную цену аукциона, входит в противоречие с целями антимонопольного регулирования, поскольку фактически направлено на ограничение доступа к участию в аукционе.

На основании вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ответчика нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:


 

    1. Установить в действиях ГУП «Московский метрополитен» (129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41) и Департамента города Москвы по конкурентной политике (105062, Москва, ул. Макаренко, д. 4, стр. 1) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Аукциона.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны