Решение б/н Решение и предписание о нарушении антимонопольного законодат... от 15 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ОАО «Российские железные дороги»

107174, Москва, ул. Басманная Нов.,
д. 2

 

2. ИП Бразовская О.П.

241519, Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Центральная,

д. 61

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-17-1744/77-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2015 г.

В полном объёме решение изготовлено «19» ноября 2015 г. г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-1744/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело 1-17-1744/77-15, возбуждённое по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Басманная Нов., д. 2) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по стирке и дезинфекции белья на вокзале Брянск-Орловский (реестровый № 31502394803),

 

при участии в заседании:

 

от заказчика — ОАО «РЖД» (далее – Заказчик): Суздальцева Д.Н. (по доверенности от 18.05.2015 № 119-ДЮ), Нуянзиной Н.А. (по доверенности от 25.02.2015 № 146-ДП),

 

в отсутствие:

 

ИП Бразовской О.П. (уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.10.2015 № ИШ/42505),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступило заявление ИП Бразовской О.П. (вх. от 18.06.2015 № 21089) с жалобой на действия заказчика — ОАО «РЖД» (далее также — ответчик), при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по стирке и дезинфекции белья на вокзале Брянск-Орловский (реестровый № 31502394803) (далее — Аукцион).

 

Приказом от 20.10.2015 № 287 возбуждено дело № 1-17-1744/77-15 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На заседании Комиссии представители ОАО «РЖД» с доводами заявления не согласились, 03.11.2015 (вх. № 39800) представили письменные пояснения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как усматривается из материалов дела, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) Заказчиком 26.05.2015 размещено извещение о проведении Аукциона.

Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания подачи заявок — 16.06.2015 в 11 час. 00 мин., дата и время проведения Аукциона — 02.07.2015 в 11 час. 45 мин.

Начальная (максимальная) цена договора: 109 881 (сто девять тысяч восемьсот восемьдесят один) рубль 60 копеек с учетом НДС

 

Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в открытом аукционе от 30.06.2015 № 4254/ОАЭ-ДЖВ/15/2 на участие в аукционе № 4254/ОАЭ-ДЖВ/15 не подано ни одной аукционной заявки, аукцион признается несостоявшимся.

 

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым.

ОАО «РЖД» является субъектом Закона о закупках на основании части 2 статьи 1 Закона о закупах.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» утверждено советом директоров 30.06.2014 (далее — Положение о закупках), размещено на Официальном сайте 20.03.2015 и действовало на момент объявления Аукциона.

 

В соответствии с подпунктами 2, 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с требованиями Аукционной документации обеспечение аукционной заявки представляется исключительно в форме банковской гарантии.

При этом согласно пункту 1.6 Аукционной документации обеспечение аукционной заявки должно быть оформлено в виде банковской гарантии согласно приложению № 3, выданной одним из банков, указанных в приложении № 4 к Аукционной документации. Размер обеспечения аукционной заявки составляет – 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 7.6.10 Аукционной документации обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению № 3 к Аукционной документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении № 4 Аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе аукционной заявки.

Приложением № 3 к Аукционной документации утверждена форма Банковской гарантии.

Приложением № 4 к Аукционной документации утвержден Список банков, чьи гарантии ОАО «РЖД» принимает для обеспечения заявки в аукционах. В указанный список входит 51 банк.

 

Согласно письменным пояснениям ответчика, в рамках подготовки проведения Аукциона (начальная максимальная цена Аукциона составила 109 881,60 руб. с учетом НДС) Московская РДЖВ установила требование: «Обеспечение аукционной заявки должно быть оформлено в виде банковской гарантии согласно приложению № 3, выданной одним из банков, указанных в приложении № 4 к настоящей аукционной документации. Размер обеспечения аукционной заявки составляет — 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.». Данное требование является обязательным для всех участников закупки, не создает преимущественных условий определенным участникам и не влечет искусственного и необоснованного ограничения числа участников закупки. При этом пунктом 216 Положения о закупках предусмотрено, что размер обеспечения заявки должен составлять не более 7 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота). Соответственно, требование об обеспечении заявки на участие в аукционе в равной мере относится ко всем участникам закупки, что прямо предусмотрено пунктом 218 положения о закупках. Таким образом, требование по обеспечению заявок на участие в аукционе только в форме банковской гарантии в размере 5 000,00 руб не противоречит допустимому значению, указанному в пункте 216 положения о закупках.

 

На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что способ обеспечения исполнения обязательств, выбранный заказчиком в рамках проведения Аукциона, является наиболее эффективным и предъявляется в равной степени ко всем участникам процедуры, не ограничивает допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований и не создает преимущественных условий участникам, а также установлен с целью исключения возможности возникновения кредитных и финансовых рисков для ОАО «РЖД».

 

Заказчик на заседании комиссии пояснил, что финансово-кредитные учреждения, у которых можно получить банковскую гарантию предусматривают различную тарификацию за оказанную услугу в зависимости от суммы запрашиваемой принципалом гарантии.

 

Кроме того, согласно пояснениям заказчика, Московская РДЖВ обращалась в адрес организатора по вопросу разъяснения причин не включения в документацию обеспечения заявки на участие в закупке путем внесения денежных средств (от 29.07.2015 № 2967/РДЖВ Моек), на что был получен ответ о возможности перечисления средств на расчетный счет для обеспечения заявок исключительно для процедур, в которых установлены особенности участия, а именно процедуры проводятся среди субъектов малого и среднего предпринимательства (от 03.08.2015 № исх-1110/МСК РКЗ).

 

При этом Комиссией изучено представленное ответчиком письмо (от 03.08.2015 № исх-1110/МСК РКЗ), и установлено следующее.

 

Московское региональное отделение Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» в дополнение сообщило Московской РДЖВ о том, что перечисление средств для обеспечения заявок возможно на расчетный счет Желдоручет ОАО «РЖД», перечисление средств на расчетный счет для обеспечения исполнения договора возможно при предоставлении в адрес организатора реквизитов Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.

 

Таким образом, невозможность перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика (организатора торгов) для обеспечения заявок на участие в Аукционе не доказана последним.

 

При этом иных документов, подтверждающих невозможность перечисления денежных средств на расчетный счет, ответчиком не представлено.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Между тем, требование к обеспечению заявки на участие в Аукционе только в форме представления банковской гарантии ничем необоснованно Заказчиком. Кроме того, Заказчик не обосновал невозможность предоставления обеспечения аукционной заявки, к примеру, в форме внесения денежных средств (при условии начальной (максимальной) цены договора – 93 120,00 руб. без учета НДС, размера обеспечения заявки — 5 000,00 руб), что приводит к ограничению количества участников.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять положения аукционной документации, ориентируясь на удовлетворение потребностей, не освобождает его от обязанности при формировании аукционной документации соблюдать иные требования действующего законодательства и в любом случае не должно приводить к нарушению Закона о закупках в части ограничения круга участников.

В силу части 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром. Главным предназначением банковской гарантии является ее обеспечительная функция.

Комиссия учитывает, что в рассматриваемом случае банковская гарантия должна была обеспечивать лишь участие (заявку), но не обязательства контрагента перед заказчиком в рамках заключенного и исполняемого договора.

Не установлено антимонопольным органом также правовых оснований для установления требований к форме банковской гарантии, поскольку действующее гражданское законодательство таких требований не предусматривает, что ставит участников в зависимость от действий третьих лиц, поскольку предоставление банковской гарантии Банком должно быть по форме, установленной Аукционной документацией Заказчика.

Доказательств объективной необходимости установления повышенных требований к форме банковской гарантии, с учетом того, что данное требование предъявлено на стадии подачи заявок, Заказчиком не представлено.

При этом согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в аукционе от 30.06.2015 № 4254/ОАЭ-ДЖВ/15/2 на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.

Кроме того, ИП Бразовской О.П. представлены копии ответов таких банков, как ПАО «Промсвязьбанк», АО «Райффайзенбанк», по запросу ИП Бразовской О.П. в части предоставления банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в Аукционе в размере 5 000 руб, согласно которым минимальный размер комиссии составляет 50 000 руб, комиссия за выпуск банковской гарантии составляет 3 600 руб в квартал, которая сопровождается 100% денежным покрытием в банке на срок действия гарантии, соответственно.

Таким образом, установление Заказчиком повышенных требований к банкам-гарантам, к форме банковской гарантии, а также отсутствие возможности выбрать альтернативный способ обеспечения заявки на участие в Аукционе не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

 

Как следует из части 1 статьи 2 Закона о закупках, законодательство о закупках является частью гражданского законодательства и основано на нем.

Принятие Закона о закупках и предоставление заказчикам права устанавливать особенности проведения закупок в утверждаемых ими положениях, не свидетельствует о либерализации законодательства. Напротив, Закон о закупках определил перечень заказчиков, чья закупочная деятельность подлежит антимонопольному контролю. Названный Закон содержит лишь общие принципы осуществления закупочной деятельности. Принятие специального закона от необходимости соблюдения требований кодифицированного акта и иных специальных норм (Закона о защите конкуренции) заказчиков не освобождает.

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

При таких данных Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также ответчиком сообщено, что по результатам процедуры Аукциона договор не заключен, Аукцион признан несостоявшимся.

 

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Басманная Нов., д. 2) нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления требования в Аукционной документации, выразившимся в предоставлении обеспечения заявки на участие в Аукционе исключительно в форме банковской гарантии.

    1. Выдать ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Басманная Нов., д. 2) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

 

  1. 1. ОАО «Российские железные дороги»

  2. 107174, Москва, ул. Басманная Нов.,
    д. 2

  3.  

  4. 2. ИП Бразовская О.П.

  5. 241519, Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Центральная, д. 61

  6.  

  7.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-17-1744/77-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

19 ноября 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-1744/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

руководствуясь частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии по делу 1-17-1744/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Российские железные дороги» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по стирке и дезинфекции белья на вокзале Брянск-Орловский (реестровый № 31502394803) (далее — Аукцион), а именно:

  1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

  2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на

 

 

 

официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) в сети Интернет.

    1. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии по делу 1-17-1744/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

    2. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее чем пятнадцать дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

    3. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.

    4. Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, проведения Аукциона.

    5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.12.2015.

    6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2015 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

  1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

  2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны