Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ОАО «Газпром»

117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16

 

 

2. ООО «Балта»

629300, Тюменская обл., г. Новый Уренгой, мкр. Советский 3/1, кв. 130

 

 

3. ООО «Газпром центрремонт»

117630, Москва, ул. Обручева, д. 23,

стр 3

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-17-2132/77-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» мая 2015 г.

В полном объёме решение изготовлено «27» мая 2015 г. г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-2132/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия)

 

рассмотрев дело 1-17-2132/77-14, возбуждённое по признакам нарушения ОАО «Газпром» (117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении запроса предложений № Ю45/ГЦР/13-2.1-8036/16.12.13/ЗЭПГОС по лоту № 4 «Оказание транспортных услуг для филиалов ООО «Газпром центрремонт» в 2014 году Северного региона (Сургутский, Уренгойский филиалы) (реестровый номер <...> 31300757145),

 

при участии в заседании:

 

от организатора торгов — ОАО «Газпром» (далее – Организатор торгов): Николаева О.М. (по доверенности от 07.11.2014 № 01/04/04-602д), Девятериковой М.А. (по доверенности от 22.12.2014 № 01/04/04-682д),

 

в отсутствие:

 

ООО «Балта», ООО «Газпром центрремонт» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.04.2015 № ИШ/15167),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступило заявление ООО «Балта», направленное из ФАС России, (вх. от 22.04.2014 № 12666) с жалобой на действия Организатора торгов — ОАО «Газпром» (далее также — ответчик), при проведении запроса предложений № Ю45/ГЦР/13-2.1-8036/16.12.13/ЗЭПГОС по лоту № 4 «Оказание транспортных услуг для филиалов ООО «Газпром центрремонт» в 2014 году Северного региона (Сургутский, Уренгойский филиалы) (реестровый номер <...> 31300757145) (далее - Закупка).

Приказом от 21.04.2015 № 93 возбуждено дело № 1-17-2132/77-14 по признакам нарушения ОАО «Газпром» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На заседании Комиссии представители ОАО «Газпром» с доводами заявления не согласились, 13.05.2015 (вх. № 16127) представили письменные пояснения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как усматривается из материалов дела, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) Организатором торгов 16.12.2013 размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 04.02.2014 (действующая редакция № 9) дата и время окончания подачи заявок — 24.12.2013 в 12 час. 00 мин., дата и время подведения итогов — 06.02.2014 в 23 час. 59 мин.

В соответствии с пунктом 4.1.11 информационной карты Закупочной документации начальная (максимальная) цена договора: Лот № 4: 9 883 440,00 руб. (без НДС), 11 662 459,20 руб. (с учетом НДС).

 

Согласно протоколу заседания комиссии ОАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений № 2045/ГЦР/13-2.1 8036/16.12.13/ЗЭПГОС на оказание транспортных услуг для нужд территориальных управлений ООО «Газпром центрремонт» в 2014 году для нужд ООО «Газпром центрремонт», состоявшихся 06.02.2014, от 12.02.2014 № 1/2045/ГЦР/13-2.1-8036/16.12.13/ЗЭПГОС по Лоту № 4 подано три заявки:

  • от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ространс»;

  • от Индивидуального предпринимателя Сенивой Юлии Юрьевны;

  • от общества с ограниченной ответственностью «БАЛТА».

По Лоту № 4 решено определить лучшей заявку общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ространс» (169311, Российская Федерация, Республика Коми, Ухта, Ленина, 79) с ценой заявки на участие в запросе предложений 9 738 218,85 рублей (c НДС).

 

Согласно письменным пояснениям ответчика, порядок присвоения баллов участникам закупки определен в главе 2.9 Закупочной документации. В соответствии с пунктом 2.9.13 Закупочной документации в рамках оценочной стадии заказчик (организатор) с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Закупке и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, учитывая следующие критерии: оценка квалификации участника; оценка коммерческого предложения участника (уровень цены заявки и ее обоснованность); оценка технического предложения участника.

На основании пункта 9.8.14 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром и пункта 2.9.13 Закупочной документации к рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок организатором привлечен эксперт. На основании оценки и сопоставления заявок по критериям, установленным Закупочной документацией, произведен расчет баллов (прилагается) и определена лучшая заявка на участие в Закупке.

 

На заседании Комиссии представители ответчика подтвердили, что для оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке привлекались эксперты, которые присваивали баллы заявкам на участие в Закупке на основании «Критериев и методики оценки заявок на участие в запросе предложений на оказание транспортных услуг для нужд территориальных управлений ООО «Газпром центрремонт», утвержденного начальником Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» 16.12.2013.

Представители ответчика также пояснили, что документ «Критерии и методика оценки заявок на участие в запросе предложений на оказание транспортных услуг для нужд территориальных управлений ООО «Газпром центрремонт» в 2014 году для нужд ООО «Газпром центрремонт» лоты №№ 1-6 № Ю45/ГЦР/13-2.1-8036/16.12.13/ЗЭПГОС» в открытых источниках, в том числе на Официальном сайте, не размещен.

При этом указанная методика присвоения баллов содержит информацию о порядке присвоения баллов участникам Закупки, а также информацию об удельном весе критериев и подкритериев Закупки.

Ответчиком представлен расчет баллов заявок участников Закупки (в открытом доступе не размещен), согласно которому итоговый балл заявки ООО «Балта» составил 881,2 балла, победителя Закупки (Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ространс») составил 981,8 балла.

При этом пояснения по начислению баллов участникам Закупки ответчиком не представлены.

 

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым.

ОАО «Газпром» является субъектом Закона о закупках на основании части 2 статьи 1 Закона о закупах.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (с изменениями, утвержденными решениями Совета директоров ОАО «Газпром» от 12 октября 2012 г. № 2063, от 26 декабря 2012 г. № 2104, от 28 марта 2013 г. № 2144) (далее — Положение о закупке), размещено на Официальном сайте 05.04.2013 и действовало на момент объявления Закупки.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пунктам 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке документация о запросе предложений должна содержать следующие сведения:

- Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений;

- Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

В соответствии с пунктом 9.8.14 Положения о закупке организатор вправе привлекать к рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в запросе предложений экспертов - профильные структурные подразделения Общества, Заказчика, сторонних лиц, обладающих специальными знаниями по предмету закупки.

Согласно пункту 2.9.13 Закупочной документации в рамках оценочной стадии заказчик с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Закупке и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая следующие критерии:

1) оценка квалификации участника:

  • опыт выполнения работ, аналогичных предмету Закупки;

  • состав и квалификация персонала участника;

  • материально-техническое обеспечение;

  • профессиональная репутация (отзывы других заказчиков);

  • наличие документа, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества.

2) оценка коммерческого предложения (уровень цены заявки и ее обоснованность).

3) оценка технического предложения участника.

4) нахождение участника в реестре потенциальных участников закупок группы Газпром по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации в соответствии с предметом Закупки.

5) привлечение для выполнения работ по предмету Закупки в качестве субподрядчиков/соисполнителей российских организаций малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 

На заседании Комиссии представители Организатора торгов не смогли пояснить, каким образом участникам Закупки присваивались баллы по указанным в Закупочной документации критериям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Порядок оценки заявок в Закупочной документации отсутствует, методика оценки, на основании которой определялся победитель Закупки, на Официальном сайте не размещена, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах. Следовательно, определить правомерность выбора победителя не представляется возможным.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 № 3323/13 отсутствие в действующем законодательстве требования установления в закупочной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (закупочной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно присваивать баллы участникам закупки, оставляя за собой право по собственному усмотрению определять победителя закупочной процедуры, и лишает участников возможности получить информацию о начисленных баллах по критериям и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из части 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (часть 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из части 1 статьи 2 Закона о закупках, законодательство о закупках является частью гражданского законодательства и основано на нем.

Принятие Закона о закупках и предоставление заказчикам права устанавливать особенности проведения закупок в утверждаемых ими положениях, не свидетельствует о либерализации законодательства. Напротив, Закон о закупках определил перечень заказчиков, чья закупочная деятельность подлежит антимонопольному контролю. Названный Закон содержит лишь общие принципы осуществления закупочной деятельности. Принятие специального закона от необходимости соблюдения требований кодифицированного акта и иных специальных норм (Закона о защите конкуренции) заказчиков не освобождает.

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Комиссия отклоняет довод представителей ответчика о том, что действиями организатора торгов не могли быть нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, обоснованный тем, что ООО «Балта» участвовало в закупке. Неосведомление названного общества о порядке оценки заявок и значимости критериев лишило его возможности заблаговременно сформировать наиболее конкурентноспособное предложение.

Упомянутой нормой права установлен запрет на любые действия при проведении торгов, которые не только ограничили, но могут ограничить конкуренцию (формальный состав нарушения).

Отсутствие в свободном доступе такой существенной информации о торгах, как критерии и порядок оценки заявок, объективно влечет сокращение участников закупочных процедур: не располагая такой информацией, хозяйствующие субъекты воздерживаются от участия в закупке, поскольку не могут рассчитать свои возможности. Потенциальным участникам известно, какие документы необходимо представить для участия в закупке, но уточнения по критериям начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов содержался только в заведомо закрытой от претендентов методике оценки.

 

При таких данных Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. При этом по результатам Закупки заключен договор от 12.02.2014 № ГЦР-т01-0040-14, в связи с чем обязательное к исполнению предписание не выдается.

 

Руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Газпром» (117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16) нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части отсутствия порядка оценки заявок на участие в запросе предложений № Ю45/ГЦР/13-2.1-8036/16.12.13/ЗЭПГОС по лоту № 4 «Оказание транспортных услуг для филиалов ООО «Газпром центрремонт» в 2014 году Северного региона (Сургутский, Уренгойский филиалы).

2. Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушенийОАО «Газпром» (117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16) не выдавать, так как по результатам Закупки заключен договор от 12.02.2014 № ГЦР-т01-0040-14.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны