Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-17-2341/77-17 о нарушении антимонопольно... от 31 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Оценка и Консалтинг»
ул. Фучика, д. 90А, оф. 814, г. Казань, 420140
ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова»
ш. Волоколамское, д. 88, Москва, 125424
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-17-2341/77-17 о нарушении
антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена «23» марта 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено «31» июля 2018 г. г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-2341/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия)
рассмотрев дело № 1-17-2185/77-17, возбужденного по признакам нарушения ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова» (125424, Москва, ш. Волоколамское, д. 88) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по оценке земельного участка по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, вл. 67 (реестровый № 0573100020717000001) (далее также - Конкурс), выразившегося в необоснованном установлении в Конкурсной документации подкритерия оценки «Опыт участника процедуры закупки оказания услуг, аналогичных предмету закупки, за период 2014-2017 гг.: оценка рыночной стоимости земельных участков в Москве для целей определения вклада Российской Федерации в инвестиционном контракте (для вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 505 от 07.08.2007 на инвестиционных условиях), прошедших согласование в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом», предоставляющий преимущества определенным участникам Конкурса при участии в закупочной процедуре,
в отсутствие представителей ООО «Оценка и Консалтинг» и ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова» (уведомлены надлежащим образом определением Московского УФАС России от 02.03.2018 № 10148/18).
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО «Оценка и Консалтинг» (вх. от 17.05.2017 № 22448-ЭП/17) относительно действий ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по оценке земельного участка по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, вл. 67 (реестровый № 0573100020717000001).
Приказом от 02.11.2017 № 343 возбуждено дело № 1-17-2341/77-17 по признакам нарушения Заказчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном установлении в Конкурсной документации подкритерия оценки «Опыт участника процедуры закупки оказания услуг, аналогичных предмету закупки, за период 2014-2017 гг.: оценка рыночной стоимости земельных участков в Москве для целей определения вклада Российской Федерации в инвестиционном контракте (для вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 505 от 07.08.2007 на инвестиционных условиях), прошедших согласование в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом», предоставляющий преимущества определенным участникам Конкурса при участии в закупочной процедуре.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам указанного анализа установлено, что Заказчиком проводилась закупка услуг по оценке земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, вл. 67, с кадастровым номером 77:08:0015001:1002».
Временной интервал исследования определен периодом с 28.04.2017 (дата размещения извещения о проведении Конкурса) по 19.05.2017 включительно (дата подведения итогов Конкурса).
В состав участвовавших в Конкурсе лиц входили: ООО «АФК-Аудит» (ИНН: 7802169879) и ООО «Стремление» (ИНН: 7734215210), которые в период проведения Конкурса являлись между собой конкурентами на право заключения договора с Заказчиком.
01.12.2017, перед окончанием рассмотрения дела № 1-17-2341/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела. Указанное заключение было направлено сторонам 07.12.2017 (исх. № ИШ/63038/17).
На заключение об обстоятельствах дела №1-17-2341/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства Заказчиком не было представлено каких-либо письменных возражений и пояснений, ранее неизвестных Комиссии. При этом в материалах дела имеются документы, подтверждающие получение указанного заключения Заказчиком.
Комиссия, проведя документальный анализ представленных документов и сведений, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с приложением № 1 к Информационной карте Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий, в том числе квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%).
Оценка производится в соответствии с порядком оценки, определенным Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании пункта 2 Приложения № 1 к Информационной карте Конкурсной документации количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (НЦБi) определяется:
а) в случае если Кmax < Kпред, - по формуле: НЦБi = KЗ*100*(Кi/Kmax);
б) в случае если Кmax ≥ Kпред, - по формуле: НЦБi = KЗ*100*(Кi/Kпред);
при этом НЦБmax = KЗ*100,
где:
KЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 1 к Информационной карте Конкурсной документации установлен следующий подкритерий критерия «Квалификация участника» - «Опыт участника процедуры закупки оказания услуг, аналогичных предмету закупки, за период 2014-2017 гг.: оценка рыночной стоимости земельных участков в Москве для целей определения вклада Российской Федерации в инвестиционном контракте (для вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 505 от 07.08.2007 на инвестиционных условиях), прошедших согласование в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом». Бальная оценка по подкритерию - «менее 3 договоров и актов сдачи-приемки - 0 баллов; от 3 договоров и актов сдачи-приемки услуг - 30 баллов. Значение подкритерия — 0,3.
Для осуществления Заказчиком оценки по указанному подкритерию участники Конкурса представляют в составе заявок копии договоров и актов об оказании услуг.
Следовательно, Заказчиком в Конкурсной документации установлен подкритерий «Опыт участника процедуры закупки оказания услуг, аналогичных предмету закупки, за период 2014-2017 гг.: оценка рыночной стоимости земельных участков в Москве для целей определения вклада Российской Федерации в инвестиционном контракте (для вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации №505 от 07.08.2007 на инвестиционных условиях), прошедших согласование в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом» и порядок оценки по данному подкритерию.
Согласно тексту заявления, указанный подкритерий предоставляет преимущества определенным участникам, оказывающим услуги в г. Москве, и не позволяет участникам, имеющих аналогичных опыт оказания услуг в других субъектах России, предоставить соответствующий опыт оказания таких услуг, что оказывает влияние на определение победителя Конкурса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 1 к Информационной карте Конкурсной документации Заказчиком оценивается опыт участника по оказанию услуг аналогичных предмету Конкурса с указанием необходимости оказания таких услуг на территории города Москвы.
Согласно Приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) от 01.03.2013 № 58, названная организация в лице Управления организации оценки федерального имущества Росимущества (далее — Управление Росимущества) участвует в подготовке решений, связанных с реализацией Росимуществом полномочий собственника федерального имущества, в том числе в части рассмотрения отчетов об оценке прав на земельные участки в рамках исполнения инвестиционных контрактнов на предмет их соответствия требованиям законодательства в области оценочной деятельности Российской Федерации.
В этой связи, с целью установления круга лиц, соответствующих спорному подкритерию, Московским УФАС России был направлен запрос информации в адрес Росимущества (исх. от 14.07.2017 № ИШ/35262/17).
Вместе с тем, представленный в Московское УФАС России ответ Управления организации оценки федерального имущества Росимущества (вх. от 29.08.2017 № 41594-ЭП/17) не содержит сведений о количестве организаций, которые за период с 2014-2017 гг, проводили оценку земельных участков в г. Москве, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии конкурентного круга организаций, обладающих соответствующим опытом.
Из ранее представленных письменных пояснений Заказчика следует, что спорный критерий был установлен в Конкурсной документации по причине наличия в составе услуг, являющихся предметом Конкурса, услуг по оценке земельного участка, расположенного на территории города Москвы, а также по причине необходимости прохождения согласования отчета рыночной стоимости в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
При этом, иных доказательств правомерности установления вышеуказанного критерия оценки Заказчиком не представлено.
Комиссия не находит правовых и фактических оснований правомерности рассматриваемого критерия оценки.
Кроме того, согласно информации из ЕИС, а также представленным в Управление сведениям, на участие в Конкурсе подано две заявки: ООО «Стремление» и ООО «АФК-Аудит». Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе следует, что по спорному подкритерию ООО «Стремление» представлено 3 договора (на общую сумму 1 850 000 рублей) и Заказчиком указанному участнику присвоен максимальный балл по данному подкритерию (30 баллов). Также, установлено, что ООО «АФК-Аудит» в составе заявки не представлены сведения о наличии опыта об оказании услуг по предмету Конкурса в г. Москве, в связи с чем Заказчиком данному участнику присвоено 0 баллов.
При этом, ООО «АФК-Аудит» в составе заявки представлены сведения о наличии опыта об оказании услуг по предмету Конкурса в иных субъектах Российской Федерации (10 договоров на общую сумму более 106 000 000 рублей), однако, в силу установленного спорного требования к оценке, данные сведения не были учтены Заказчиком.
Кроме того, заявка ООО «АФК-Аудит» содержала лучшее ценовое предложение, а именно 700 000,00 рублей; ООО «Стремление» - 1 190 000,00 рублей (начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 000 000,00 рублей).
По итогам рассмотрения заявок участников Конкурса Заказчиком присвоен следующие итоговые баллы заявкам участников: ООО «Стремление» - 75,29 баллов; ООО «АФК-Аудит» - 74,00 баллов.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что непредоставление ООО «АФК-Аудит» в составе заявки сведений, соответствующих спорному подкритерию, повлияло на определение победителя Конкурса.
Вместе с тем, Заказчиком в адрес Управления доказательств, опровергающих доводы Заявителя, несоответствие представленных ООО «АФК-Аудит» сведений предмету Конкурса, а также объективное обоснование необходимости установления спорного подкритерия не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов установить объективность предъявления спорного подкритерия оценки Заказчика, а именно опыта оказания услуг по предмету Конкурса в городе Москве, а также специфику осуществления данных услуг на территории Москвы и их отличие от оказания таких услуг в других субъектах Российской Федерации, не представляется возможным.
Анализ вышеуказанных сведений позволяет сделать вывод о недоказанности Заказчиком необходимости установления спорного критерия оценки.
Комиссия считает, что именно Заказчик обязан доказать обоснованность установления спорного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе.
Любое требование должно быть объективно обосновано и не ограничивать в правах участников товарного рынка. Право заказчика самостоятельно определять требования не освобождает его от обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Перечень конкретных нарушений, установленных пунктами 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим. Это означает, в частности, что частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие универсальные запреты на любые действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и антимонопольный орган вправе установить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не квалифицируя при этом нарушение конкретного пункта упомянутой нормы, учитывая наличие в рассматриваемой норме оборота «в том числе».
Статья 17 по сути, содержит формальный состав нарушения — достаточно угрозы наступления негативных для конкуренции последствий.
Фактически Заказчиком установлен критерий, согласно которому он оценивает опыт оказания услуг по предмету Конкурса исключительно в городе Москве. При этом не учитывается опыт участников, имеющих аналогичный опыт оказания услуг по предмету Конкурса в иных субъектах Российской Федерации, что повлияло, в том числе, на выбор победителя Конкурса.
Таким образом, Комиссия усматривает наличии в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссией рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не свидетельствуют об отсутствии вменяемого нарушения, равно не подтверждают доводы и возражения, которые приводятся в обоснование позиции по спору.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать в действиях ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова» (125424, Москва, ш. Волоколамское, д. 88) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Конкурса.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений ФГУП «Национальный аэроклуб России им. Чкалова» не выдавать, так как по результатам проведения Конкурса заключен контракт.
-
-
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть оспорено в порядке, установленном статьей 52 Закона о защите конкуренции