Решение б/н б/а от 20 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17170/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.12.2019 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ООО «СДЭК-ЛК»: <...>

от ФГП ВО ЖДТ России: <...>

рассмотрев жалобы ООО «СДЭК-ЛК» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГП ВО ЖДТ России (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспресс-доставке почтовых отправлений для нужд филиала ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге (реестровый № 31908447844) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном снижении цены договора после подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении процедур, размещено в ЕИС — 11.02.2019.

Извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора в размере 200 200,00 руб. размещено на Официальном сайте 28.10.2019.

Согласно итоговому протоколу от 14.11.2019 ООО «СДЭК-ЛК» признано победителем Аукциона с ценовым предложением в размере 301 446, 72 руб.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в адрес Общества направлен проект договора, содержащий неверную цену, а именно применено пропорциональное снижение начальной (максимальной) единичной цены услуги, а также сумма уменьшена на 20% ввиду применения победителем УСН.

Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 200 200 (двести тысяч двести) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20 % - 33 366,67 рублей.

В связи с невозможностью определить количество почтовых отправлений принято решение установить цену почтовых отправлений по минимальному коммерческому предложению: общая стоимость почтовых отправлений 1 282 752,00 рублей (один миллион двести восемьдесят две тысячи семьсот пятьдесят два) рубля 00 копеек, в том числе НДС 20%. Цена почтовых отправлений, подлежащие снижению во время торгов, указаны в Приложение 3 к НМЦК.

Оплата полной цены договора (в том числе НДС-20%) осуществляется после выставления победителем закупочной процедуры, с которым заключается договор, счет-фактуры, с выделенной в ней ставкой НДС-20%.

Если победитель закупочной процедуры, или участник закупочной процедуры, с которым заключается договор, применяет упрощенную систему налогообложения, цена, указываемая в договоре, уменьшается с учетом ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС-20%) (пункт 6 Информационной карты Аукциона).

В ходе заседания Комиссии было установлено, что Заявитель направлял в адрес Заказчика протоколы разногласий по поводу снижения цены договора.

При этом по вопросу снижения цены договора на сумму ставки НДС стороны пришли к соглашению и были готовы подписать проект договора без вычета соответствующей суммы.

Относительно правомерности пропорционального снижения единичных расценок стороны к согласию не пришли, что повлекло неподписание договора в регламентированные сроки, в связи с чем 05.12.2019 Заявитель был признан уклонившимся от заключения договора.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в случае, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена почтовых отправлений и начальная (максимальная) цена единицы почтового отправления, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены услуги.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 13.01.2016 № Д28и-116 если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, несколько этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента. То есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

В ходе проведения Аукциона НМЦК была снижена на 76,5%, в связи с чем в спецификации цена каждого почтового отправления была снижена на соответствующий процент.

Представители Заявителя с указанными доводами Заказчика не согласились в связи с тем, что условием для применения пропорционального снижения единичных расценок является указание на это в Аукционной документации. В настоящем случае, подобные положения в документации отсутствуют, в связи с чем при подаче ценового предложения Заявитель не учитывал, что такое снижение будет осуществляться Заказчиком.

Кроме того, представители Заявителя пояснили, что на электронной торговой площадке участники Аукциона торговались по сумме единичных расценок, а не за каждую единицу услуги.

В целях всестороннего, объективного рассмотрения дела Московским УФАС России в адрес оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» (далее — оператор ЭТП) был направлен запрос информации, содержащий вопросы о том, каким образом Заказчиком выставлены параметры подачи участниками ценовых предложений, каким образом такие предложения подавались участниками и какое ценовое предложение было подано Заявителем.

В ответ на запрос оператор ЭТП сообщил, что подача ценовых предложений в Аукционе осуществлялась от общей начальной цены за единицу продукции, то есть от 1 288 752, 00 руб. в соответствии с параметром, установленным Заказчиком (подтверждающий скриншот представлен в материалы дела).

Таким образом, ценовые предложения подавались участниками, начиная от суммы единичных расценок.

Более того, Комиссией установлено, что документация не содержит положений о возможном пропорциональном снижении единичных расценок, а ссылки Заказчика на то, что при указании единичных расценок в документации подразумевается, что при формировании проекта договора с победителем будет применяться данное снижение Комиссия считает несостоятельными ввиду того, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность изменения условий заключаемого договора со ссылкой на такие требования.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы и сведения, заслушав стороны, приходит к выводу о том, что снижение цены договора на условиях, не предусмотренных Аукционной документацией, нарушают принципы, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СДЭК-ЛК» (ОГРН: 1164205059523, ИНН: 4212038620) на действия ФГП ВО ЖДТ России (ОГРН: 1037701021841, ИНН: 7701330105) при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны