Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 077/07/00-7841/2020 о наруше... от 13 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ТК МОНТЕКС»

 

119136, Москва город, улица Минская, дом 1б, комната 23

 

2. ПАО «МРСК ЦЕНТРА»

 

119017, город Москва, улица Ордынка М., дом 15

 

3. АО «ЕЭТП»

 

115114, Москва город, улица Кожевническая, дом 14, строение 5

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-7841/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08.05.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

«...»

в присутствии посредством видеоконференц связи представителей

ООО «ТК МОНТЕКС»: «...»,

ПАО «МРСК ЦЕНТРА»:«...»,

рассмотрев жалобу ООО «ТК МОНТЕКС» (далее — Заявитель) на действия
ПАО «МРСК ЦЕНТРА» (далее — Организатор конкурса) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масла трансформаторного ГК для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиалов «Владимирэнерго», «Калугаэнерго», «Кировэнерго», «Мариэнерго», «Нижновэнерго», «Рязаньэнерго», «Тулэнерго» и «Удмуртэнерго») (реестровый
№ 32009026794) (далее — Конкурс);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конку
ренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора конкурса при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Организатора конкурса при проведении закупочной процедуры, выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу очного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 20.04.2020 участнику ООО «ТК МОНТЕКС» (идентификационный номер заявки - 373204) отказано в допуске к дальнейшему участию в Конкурсе на основании подпункта «б» пункта 6.2.3 Конкурсной документации со следующим обоснованием: «Вторая часть заявки не отвечает требованиям конкурсной документации в части предоставления форм, входящих в состав заявки, оформленных с нарушением требований пунктов 3.4.3 и 3.4.6 части I «Общие требования проведения закупки» (в предоставленных документах отсутствует собственноручная подпись уполномоченного представителя, предусмотренная формами части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки», либо данные об электронной цифровой подписи, в соответствии с законодательством Российской Федерации)».

В силу подпункта «б» пункта 6.2.3 Конкурсной документации закупочная Комиссия Организатора конкурса отклоняет заявку участника от дальнейшего участия в процедуре в случае, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Согласно пункту 3.4.6 Конкурсной документации электронные документы, заверенные электронной подписью, не рассматриваются, если нарушены правила использования электронной подписи, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Конкурсной документации представление документов с отклонением от установленных в документации о закупке форм (III «Образцы форм для заполнения участниками закупки») может быть расценено Закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

В Приложении № 4 к Конкурсной документации Заказчиком установлены типовые формы сведений, необходимых представлению участником в составе заявки, в том числе предусмотрено, что документы второй части заявки должны содержать подпись и печать участника процедуры.

Установлено, что в составе второй части заявки участником ООО «ТК МОНТЕКС» представлены предусмотренные Конкурсной документацией сведения по составленным Заказчиком формам.

На заседании Комиссии представитель Организатора конкурса указал, что заявка Заявителя от дальнейшего участия в процедуре была отклонена правомерно, поскольку документы, входящие в состав второй части заявки не были подписаны участником ни электронной цифровой подписью, ни собственноручно.

Представитель Заявителя указал, что у Организатора конкурса отсутствовали правовые основания для отклонения заявки в связи с тем, что сама заявка была подписана действующей электронно цифровой подписью участника, которая, в свою очередь, удостоверяла достоверность представленных в такой заявке сведений.

Установлено, что документы в составе второй части заявки не содержали подписи и печати ООО «ТК МОНТЕКС». Вместе с тем, в документах содержалось указание о том, что такие документы составлены генеральным директором «...», электронной цифровой подписью которого была подписана заявка в целом, что, по мнению Комиссии, является достаточным для дальнейшего участия в процедуре.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что прямая обязанность по отклонению заявок участников предусмотрена исключительно в случае неполного представления в составе заявки участника документов, перечисленных в пунктах 14 и 16 части IV «Информационная карта закупки» (пункт 3.4.2 Конкурсной документации). Как было установлено, такие документы были представлены Заявителем в составе заявки.

Вместе с тем, пункт 3.4.3 Конкурсной документации предусматривает право Заказчика отклонить заявку участников в случае представления документов с отклонением от установленных в Конкурсной документации форм.

Комиссия отмечает, что формальное несоответствие документа установленному требованию Конкурсной документации не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, поскольку в спорных документах информация была представлена в полном объеме и сама заявка была подписана уполномоченным на подачу заявки от имени Общества лицом.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя осуществлено Организатором конкурса по формальному основанию.

Между тем, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Таким образом, у Организатора конкурса отсутствовали правовые основания для отказа в допуске заявки Заявителя по спорному основанию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На заседании Комиссии представитель Организатор конкурса указал, что по результатам проведения процедуры заказчиками 06.05.2020 были заключены соответствующие договоры.

Итоговый протокол был размещен Организатором конкурса — 24.04.2020.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации.

Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введённые в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239).

Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев – такое исполнение полностью невозможно.

Таким образом, срок, отведенный на подачу соответствующей жалобы при осуществлении спорной процедуры истекал с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации 06.05.2020, так как 04.05.2020 и 05.04.2020 являются нерабочими праздничными днями, следовательно, действие моратория на заключение договоров в таком случае прекращался 07.05.2020.

Вместе с тем, договоры по результатам Конкурса заключены 06.05.2020, то есть с нарушением срока «моратория» на заключение договора, что свидетельствует о нарушении требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Поскольку договоры от 06.05.2020 заключены с нарушением части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, таких договоры являются ничтожным в силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТК МОНТЕКС» (ОГРН 5077746811764
ИНН 7729575497) на действия
ПАО «МРСК ЦЕНТРА» (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) при проведении Конкурса обоснованной.

2. Установить в действиях ПАО «МРСК ЦЕНТРА» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ПАО «МРСК ЦЕНТРА» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

«...»

 

 

 

 

 

1. ООО «ТК МОНТЕКС»

 

119136, Москва город, улица Минская, дом 1б, комната 23

 

2. ПАО «МРСК ЦЕНТРА»

 

119017, город Москва, улица Ордынка М., дом 15

 

3. АО «ЕЭТП»

 

115114, Москва город, улица Кожевническая, дом 14, строение 5

  1.  
  2. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-7841/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

08.05.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

«...»

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 08.05.2020
по делу
077/07/00-7841/2020,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «МРСК ЦЕНТРА» (далее — Организатор конкурса) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масла трансформаторного ГК для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиалов «Владимирэнерго», «Калугаэнерго», «Кировэнерго», «Мариэнерго», «Нижновэнерго», «Рязаньэнерго», «Тулэнерго» и «Удмуртэнерго») (реестровый № 32009026794) (далее — Конкурс):

1. Организатору конкурса отменить протокол очного заседания Конкурсной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 24.04.2020 № 0087-ИА-20-3, протокол очного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 20.04.2020 № 0087-ИА-20-2;

2. Организатору конкурса назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок, ату подведения итогов;

3. Организатору конкурса пересмотреть заявки участников Конкурса с учетом принятого решения от 08.05.2020 077/07/00-7841/2020;

4. Организатору конкурса не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

    1. Организатору конкурса продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Конкурсной документации;

    2. Для устранения нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок электронной площадке АО «ЕЭТП» обеспечить возможность исполнения данного предписания Организатором конкурса.

7. Организатору конкурса надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 15.06.2020;

8. Организатору конкурса надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 22.06.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  1. «...»

Связанные организации

Связанные организации не указаны