Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Вектор» на действия ФГ... от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9748/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.06.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Вектор» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина» (далее также — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на закупку работ по капитальному ремонту помещений кафедры автоматизированных систем управления нефти РГУ нефти и газа (НИУ) имени
И.М. Губкина (реестровый № 32009166967, далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная с несоответствием указанных в техническом задании требуемых характеристик товаров указанным на сайтах производителей товаров, а также отсутствием в инструкции по заполнению технического предложения значений символа «-», а также предлогов «от» и/или «до», что не позволяет корректно указать характеристики товаров.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги.

Относительно довода Заявителя о несоответствии указанных при описании технического задания характеристик товара заявленных производителями товаров на сайтах, а также в открытых источниках, Комиссия установила следующее.

Так, например, Общество указывает, что для товара «Клей плиточный «Юнис Гранит» в таблице сведений о технических характеристиках товара Заказчиком установлено требование: «Время корректировки 20 мин.». В то время как согласно информации указанной на официальном сайте производителя время корректировки для товара составляет 30 минут.

Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с тем, что информация, публикуемая на сайте любого производителя, является исчерпывающей, достаточной, позволяющей делать бесспорный вывод о недостоверности сведений в заявке участника закупки в случае наличия какого-либо расхождения сведений, представленных участником закупки в заявки и публикуемых на официальном сайте. Информация, размещаемая производителем на своем сайте, в первую очередь, носит информационный характер и не всегда может быть актуальна и отражать действительные характеристики товара, поскольку последний может претерпеть модификацию, изменяющую его свойства и функциональные качества, о чем своевременно может быть и не отражено на сайте производителя.

В свою очередь, информация, публикуемая на сайте производителя может быть воспринята в качестве доказательства лишь в том случае, если сам производитель подтвердит актуальность и исчерпывающий характер сведений, публикуемых им на официальном сайте.

Таким образом, сведения, публикуемые производителем на сайте, не могут с достоверностью свидетельствовать о представлении участником закупки недостоверных сведений, в случае наличия какого-либо расхождения, вызывающего сомнения.

Вместе с тем представитель Заказчика указал, что на сайтах других известных поставщиков указаны характеристики товаров, соответствующие техническим требованиям Заказчика, представив соответствующие документы в материалы дела.

Кроме того, представитель Заказчика дополнил, что сведения размещенные на сайте производителей носят информационный характер, и ввиду того, что характеристики товара постоянно корректируются и улучшаются, производитель подтверждает, что информация о технических характеристиках товара, указанная на сайте, не всегда является достоверной.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

Также Заявитель в своей жалобе указывает, что ввиду неразмещения полной инструкции, в том числе раскрывающей чем руководствоваться участнику при заполнении технических характеристик товара при в случае указания Заказчиком показателей товаров с использованием символа «-», а также предлогов «от» и/или «до».

В соответствии с пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части IV Закупочной документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» при оформлении заявки участникам аукциона следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Как пояснил представитель Заказчика, символы «-», «…» являются общепринятым обозначением для технических характеристик товара диапазонного значения, которые включают крайние минимальные и максимальные значения.

Вместе с тем Комиссией было установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Закупке закупочной документации в действительности отсутствуют пояснения относительно того, каким образом необходимо заполнять технические характеристики товаров с использованием символа «-», а также предлогов «от» и/или «до».

Следует отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Комиссия обращает внимание, что в настоящем деле объектом закупки является не поставка товара, а выполнение работ, и, следовательно, для покрытия потребностей Заказчика, потенциальный исполнитель договора делает свое предложение именно по технологии их выполнения.

В связи с чем потребность заказчика выражается в получении итогового результата – выполнения требуемых работ в соответствии с требованиями Технического задания. При этом заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований к товарам в Закупочную документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТам, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в силу того, что заказчиком уже в документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным требованиям, то заказчику нет необходимости предъявлять к участникам закупки дублировать такие положения в заявках, поскольку потребность заказчика будет удовлетворена в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на использование товаров при выполнении работ в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Комиссия также отмечает, что допустимым может являться, например, установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие на использование товаров при выполнении работ в соответствии с требованиями Закупочной документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в техническом задании.

Таким образом, дача участником согласия на выполнение работ в соответствии с положениями документации является достаточным для принятия участия в процедуре.

При таких обстоятельствах Комиссия считает, что действия Заказчика не соответствуют принципу информационной открытости, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках и признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным.

В свою очередь, Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 08.06.2020 № 32009166967-01 заявка одного из участников была отклонена в связи с непредставлением в первой части заявки конкретных характеристик товара, который он будет применять при выполнении работ.

С учетом изложенного, в связи с поступлением на участие в Закупке 9 заявок в целях предотвращения затягивания процедуры Закупки в настоящем случае Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о пересмотре первых частей заявок с учетом решения Комиссии.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Вектор» (ОГРН: 1187746732656, ИНН: 7743268346) на действия ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа
    им. И.М. Губкина» (ОГРН: 1027739073845, ИНН: 7736093127) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-9748/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

15.06.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 15.06.2020 № 077/07/00-9748/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на закупку работ по капитальному ремонту помещений кафедры автоматизированных систем управления нефти РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (реестровый № 32009166967, далее — Аукцион, Закупка),
а именно:

1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки;

2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) в сети Интернет;

3. Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новых датах рассмотрения и оценки заявок участников, подведения итогов Аукциона;

4. Заказчику провести рассмотрение заявок на участие в Аукционе с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 15.06.2020 № 077/07/00-9748/2020;

5. Оператору электронной торговой площадки — ООО «РТС-Тендер», обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком;

6. Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации;

7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.07.2020;

8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.07.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны