Решение б/н б/а от 19 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-15283/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


13.10.2022 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Оптима»,...

рассмотрев жалобу ООО «Оптима» (далее — Заявитель) на действия ...

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика установлены частью 3 Закупочной документации «Техническое задание».

Описание участниками закупки поставляемых товаров осуществляется в соответствии с требованиями технического задания.

 

Наименование товара

Характеристики товара

Кол-во

1

Профессиональный дисплей

Тип панели – должно быть IPS с прямой светодиодной подсветкой

Рабочая площадь экрана (ш x в) [мм] – не менее 1 428,48 x 803,52

Размер экрана [дюймы/см] – не менее 64,5 / 164

Соотношение сторон – не менее 16:9

Шаг пикселя [мм] – не более 0.372

Яркость [кд/м²] – не менее 350

Контрастность (тип. значение) – не менее 1200:1

Угол обзора [°] – не менее 178 по горизонтали / 178 по вертикали

Colour Depth [bn] – не менее 1.073 (10bit)

Время отклика (тип. значение) [мс] – не менее 8 (от серого к серому)

Частота регенерации изображения [Гц] – не менее 60

Частота строчной развертки [кГц] – не хуже 15 - 136

Частота кадровой развертки [Гц] – не хуже 24 - 75

Родное разрешение – не менее 3840 x 2160

Поддержка цифровых и аналоговых входных сигналов (ПК) – не хуже 1280 x 720; 1920 x 1080; 1920 x 1200; 3840 x 2160; 4096 x 2160; 640 x 480; 720 x 480; 720 x 576

Видеовход аналоговый – не менее 1 x VGA; Композитный (RCA); Компонентный (RCA)

Видеовход цифровой – не менее 3 x HDMI

Аудиовход аналоговый – не менее 1 x 3.5 мм

Аудиовход цифровой – не менее 3 x HDMI

Контрольный вход – не менее 1 x RS232; ЛВС 100 Мбит

Input Data – не менее 1 x USB 2.0 (MediaPlayer); 1 x USB Type-C

Аудиовыход аналоговый – не менее 1 x 3,5 мм Jack

Выход аудио цифровой – не менее 1 x SPDIF

Дистанционное управление – не менее Remote Control IR; RS-232C (9 pin D-Sub) Вход

Температурный датчик – должно быть Встроенные, 1 датчики, активированные операции с программным управлением

Внешняя температура (рабочая) [°C] – не хуже +0 до +40

Влажность (рабочая) [%]– не хуже 10 до 80

Уровень влажности при хранении [%]– не хуже 5 до 85

Температура хранения [°C] – не хуже -10 до +60

Размеры (Ш x В x Г) [мм] – не более без подставки 1 457,5 x 833,9 x 73

Вес [кг] – не более без подставки 23,8

Ширина рамки [мм] – не более 13 (слева, справа и сверху); 14,4 (снизу)

Крепление VESA [мм] – должно быть 4 отверстие; 600 x 400 (FDMI); M6

1

2

Стойка с кронштейном

Диагональ экрана – не хуже 55"-100"

Нагрузка макс. (кг) – не менее 100,0

Нагрузка макс. полки (кг) – не менее 5

VESA (мм) – должен быть 200х200 300x300 400x200 400x400 600x400 800x400 800x600 900x600 1000x600

Наклон – не хуже -10°/ +5°

Регулировка высоты ТВ, мм – не хуже 1335 - 1635 (плавно)

Цвет – должен быть Черный

Тип – должен быть Наклонный

1

3

Системный блок

Процессор – не хуже Intel Core i7-10700 (2.9 ГГц)

Оперативная память – не менее 32 ГБ

Общий объем SSD, ГБ – не менее 512

Общий объем HDD, ГБ – не менее 1024

Видеокарта – не хуже NVIDIA GeForce RTX 3060 (12 Гб)

ОС – не хуже Windows 11 Home

Тип памяти – не хуже DDR4

Число ядер процессора – не менее 8

Тип видеокарты – не хуже Дискретная

Гарантийный срок – не менее 1 год

Частота процессора, ГГц – не менее 2.9

Возможность расширения RAM, до – не менее 128 ГБ

Количество HDD – не менее 1

Количество SSD – не менее 1

Видеопамять – не менее 12 ГБ

Модуль связи WiFi – не хуже 802.11ac, 802.11b/g/n

Модуль связи Bluetooth – не хуже 5.0

Сетевая карта – не менее 1000 Мбит/с (GE)

Материал корпуса – не хуже Металл, Пластик

Число портов USB 3.2 Gen 1 – не менее 3

Число портов DisplayPort – не менее 1

Размеры, мм – не более 407 х 108 х 417

Форм-фактор SSD – не хуже M.2

Устройства ручного ввода – не менее Клавиатура, Мышь

Модель процессора – не хуже Intel Core i7

Версия Windows – не менее Windows 11 Home

Размер корпуса – не более Mini Tower

Интерфейсы и разъемы – не менее 3.5 мм, RJ-45 Ethernet, USB Type-C, USB 3.1, VGA (D-Sub), DisplayPort

Соответствие стандарту MIL-STD-810H – наличие

1

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что в Техническом задании установлены значения, которые могут вводить участников закупки в заблуждение и привести к сокращению числа участников, в частности:

П1. Профессиональный дисплей:

  • Частота строчной развертки [кГц] – не хуже 15 – 136

  • Частота кадровой развертки [Гц] – не хуже 24 – 75

  • Поддержка цифровых и аналоговых входных сигналов (ПК) – не хуже 1280 x 720; 1920 x 1080; 1920 x 1200; 3840 x 2160; 4096 x 2160; 640 x 480; 720 x 480; 720 x 576

  • Внешняя температура (рабочая) [°C] – не хуже +0 до +40

  • Влажность (рабочая) [%]– не хуже 10 до 80

  • Уровень влажности при хранении [%]– не хуже 5 до 85

  • Температура хранения [°C] – не хуже -10 до +60

П.2 Стойка с кронштейном:

  • Диагональ экрана – не хуже 55"-100"

  • Наклон – не хуже -10°/ +5°

  • Регулировка высоты ТВ, мм – не хуже 1335 - 1635 (плавно)

П.3 Системный блок:

  • Процессор – не хуже Intel Core i7-10700 (2.9 ГГц)

  • Видеокарта – не хуже NVIDIA GeForce RTX 3060 (12 Гб)

  • ОС – не хуже Windows 11 Home

  • Тип памяти – не хуже DDR4

  • Тип видеокарты – не хуже Дискретная

  • Модуль связи WiFi – не хуже 802.11ac, 802.11b/g/n

  • Модуль связи Bluetooth – не хуже 5.0

  • Материал корпуса – не хуже Металл, Пластик

  • Форм-фактор SSD – не хуже M.2

  • Модель процессора – не хуже Intel Core i7

 

Согласно позиции Заявителя, установления значений «Не хуже» является неправомерным, так как данное значение подразумевает субъективное толкование, кроме того, в инструкции по заполнению заявки отсутствует описание указанного значения.

Также Заявитель указывает на следующие положения Технического задания, которые могут вводить участников Закупки в заблуждение и тем самым повлечь ограничение конкуренции, а именно:

Профессиональный дисплей:

- Размер экрана [дюймы/см] – не менее 64,5 / 164

- Угол обзора [°] – не менее 178 по горизонтали / 178 по вертикали

Стойка с кронштейном:

- Наклон – не хуже -10°/ +5°

Так, в инструкции по заполнению заявки отсутствует значение символа «/», в связи с чем данное требование вводит участников в заблуждение и не дает возможности принять участие в обжалуемой процедуре.

Относительно данных доводов Заказчик пояснил, что данные требования установлены на основании потребности Заказчика. Также Заказчик отметил, что профессиональный участник рынка имеет необходимые знания, чтобы корректно заполнить заявку.

При этом, представитель Заказчика подтвердил, что значение показателя «Не хуже», а также символ «/» не установлены инструкцией по заполнению заявки.

Комиссия оценивает позицию Заказчика критически ввиду того, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок.

Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

В свою очередь, указание в Техническом задании показателей и символов, которые не установлены в инструкции по заполнению заявки влечет их множественное толкование, и тем самым может повлечь сужение круга потенциальных участников.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 1 части 10 статьи 4, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках и признает жалобу Заявителя в указанных частях обоснованной.

Также в своей жалобе Заявитель указывает на требования Технического задания, которые по его мнению являются избыточными, а именно:

Профессиональный дисплей:

  • Влажность (рабочая) [%]– не хуже 10 до 80;

  • Уровень влажности при хранении [%]– не хуже 5 до 85.

Согласно позиции Заявителя, данные требования являются избыточными, так как данные требования относятся не к поставляемому товару, а к помещению, где товар будет находиться.

Относительно данного довода жалобы Комиссия отмечает, что вопреки позиции Заявителя, обжалуемые требования установлены к поставляемому товару «Профессиональный дисплей».

Данные требования позволяют установить работоспособность товара в условиях температуры хранения, и являются существенными при выборе товара.

Комиссия отмечает, что одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом, само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя.

Таким образом, Заказчик формирует Техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к порядку выполнения работ, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что в Техническом задании установлены требования, которые могут вводить потенциальных участников закупки в заблуждение, а именно:

1) Профессиональный дисплей:

- Рабочая площадь экрана (ш x в) [мм] – не менее 1 428,48 x 803,52

- Размеры (Ш x В x Г) [мм] – не более без подставки 1 457,5 x 833,9 x 73

П3. Системный блок:

- Размеры, мм – не более 407 х 108 х 417.

Заявитель в своей жалобе указывает, что из требований Технического задания не понятно, к какому числовому значению будет относится слово «не менее» и слово «не более». К первому числовому значению или ко всем. При этом в инструкции данное разъяснение отсутствует.

В свою очередь Комиссия отмечает, что из Технического задания ясно следует, что данное требования установлено ко всем параметрам системного блока.

В свою очередь, Заявитель не доказал, что данное значение характеристики влечет ограничение конкуренции, при этом, запросов разъяснения по данному поводу не подавал.

2) Профессиональный дисплей:

- Родное разрешение – не менее 3840 x 2160.

Согласно позиции Заявителя, Заказчик неправомерно не установил в Техническом задании единицы измерения для указанного значения.

В свою очередь Комиссия отмечает, что данное написание значения «разрешения экрана» является общепринятым и не должно вводить профессиональных участников рынка в заблуждение.

В свою очередь, Заявитель не доказал, что данное обстоятельство повлекло ограничение конкуренции, при этом, запросов разъяснения по данному поводу не подавал.

3) Профессиональный дисплей:

- Соотношение сторон – не менее 16:9;

- Контрастность (тип. значение) – не менее 1200:1.

Согласно доводам жалобы, в связи с тем, что в инструкции не указано, как участнику закупки необходимо представить в заявке значения, если значения указаны одновременно с использованием символа «:» и слово «не менее», то участник лишен возможности корректно заполнить заявку и принять участие в Закупке.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что значение «Соотношение сторон» и «Контрастность» является общепринятым и всегда указывается через «:», в связи с чем данное написание вышеуказанных значений не должно вводить профессиональных участников рынка в заблуждение.

В свою очередь, Заявитель не доказал, что данное обстоятельство повлекло ограничение конкуренции, при этом, запросов разъяснения по данному поводу не подавал.

4) Профессиональный дисплей:

- Время отклика (тип. значение) [мс] – не менее 8 (от серого к серому).

Заявитель указывает, что ему не ясно значение «от серого к серому», при этом в инструкции по заполнению заявки отсутствует описание указанного значения.

В свою очередь Комиссия отмечает, что значение параметра от серого к серому (grey to grey, GTG) также является общепринятым обозначением времени отклика дисплея. Данное значение указано в технической спецификации к дисплею.

Таким образом, указание значения параметра «от серого к серому» не может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь ограничения конкуренции, так как данное значение указано в технической спецификации к каждому дисплею.

В свою очередь, Заявитель не доказал, что данное обстоятельство повлекло ограничение конкуренции, при этом, запросов разъяснения по данному поводу не подавал.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, жалоба Заявителя в указанных частях признается необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Оптима» (ИНН: 7723469598; ОГРН: 1167746809471) на действия ... при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны