Решение б/н б/а от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22679/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

25.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя

в отсутствие представителей ООО «Профэлектромаркет», ООО «СТЭП» (уведомлены письмом Московского УФАС России от 21.12.2020 № ЕО/73593/20),

рассмотрев жалобу  (далее - Заявитель) на действия ООО «СТЭП» (далее — Оператор ЭТП) при проведении ООО «ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ» (далее — Организатор торгов) торгов по реализации имущества должника (извещение № 091120/39599967/14 лот №1), перенаправленной письмом ФАС России от 16.12.2020 № 04/110391/20 (далее — Торги), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов.

Заявитель обжалует невозможность принятия участия в Торгах, по причине технических сбоев в работе ЭТП.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Комиссия, рассмотрев жалобы Заявителя установила следующее.

Заявитель подал заявку на участие в указанных Торгах.

Заявитель был допущен до Торгов, что подтверждается сообщением Оператора ЭТП, а также протоколом определения участников.

При этом во время проведения Торгов на ЭТП все попытки Заявителя принять участие в определении цены (повышении ставки) ЭТП отвергались, например сообщение ЭТП при попытке предложить цену: «failed: The requested operation has been cancelled by the user», хотя такое предполагаемое действие как «отмена» совершенно точно не соответствует действительности.

В подтверждение довода Заявителем был приложен соответствующий скриншот.

Также, исходя из текста жалобы, участие в Торгах затруднительно на основании следующих технических особенностей ЭТП.

На ЭТП отсутствует автоматическое предложение следующей ставки с учетом повышения на установленный шаг аукциона.

Согласно Инструкции ЭТП о Порядке подачи ценовых предложений, для повышения ставки, в открывшемся окне повышения ставки, собственноручно ввести ценовое предложение с учетом шага аукциона» (пункт 7).

Исходя из текста жалобы, необходимость автоматического предложения последующей ставки подтверждается практикой работы других электронных торговых площадок.

На ЭТП отсутствует автоматическое обновление предложений о цене, инструкцией ЭТП установлена необходимость вручную обновлять данные о ходе торгов.

Согласно п. 10 Инструкции ЭТП о Порядке подачи ценовых предложений, в ходе аукциона, для подачи актуальных ценовых предложений, рекомендуется регулярно производить обновление ставок аукциона и отслеживать ценовые предложения участников торгов.

Рекомендация оператора электронной площадки выполнять «ручное обновление страницы» представляется Заявителю абсурдной.

Также Заявитель оспаривает, что время для предоставления предложения о цене, составляет 3 минуты.

Заявитель считает, что установленное время предложения о повышении ставки
с учетом возможных технических помех, а также при вышеупомянутых условиях собственноручного введения суммы при отсутствии автоматического обновления предложений о цене, дискредитирует саму суть проведения торгов с целью реализации имущества по максимально выгодной цене.

По мнению Заявителя очевидно, что установленный ЭТП временной интервал для предложения повышения ставки, выбивается из правил, установленных смежным законодательством, и направлен на то, чтобы ограничить права участников торгов на выражение своей воли.

При обращении к Оператору ЭТП не осуществлена обязанность по технической поддержке участников торгов.

В нарушение п. 3.4.3. Регламента ЭТП, устанавливающих, что в ходе торгов, начиная от времени начала торгов до времени подведения результатов торгов, Оператор ЭТП обеспечивает техническую поддержку Организаторов торгов, лиц, представивших заявки на участие в торгах, участников торгов при пользовании ЭТП, контактный центр ЭТП не отвечал по заявленным телефонам.

Оператором ЭТП не исполнена заявленная Регламентом обязанность по времени ответа на обращение к ЭТП.

В соответствии с п. 3.4.14 Регламента ЭТП Оператор ЭТП обеспечивает наличие канала связи, позволяющего одновременно принимать участие в работе ЭТП не менее чем пятистам зарегистрированным пользователям, и пятистам пользователям, незарегистрированным на ЭТП, со временем ответа на обращение к ЭТП не более одной секунды.

В подтверждение довода Заявитель приложил видеозапись экрана монитора, сделанной 02.12.2020 в 12:18, ЭТП не реагировала на запрос пользователя о повышении ставки.

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действия Оператора ЭТП, в данном случае повлекли за собой необоснованное ограничение конкуренции, ввиду того, что площадка допускала технические сбои при проведении Торгов, что привел к ограничению количества участников торгов.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом Комиссия отмечает, что действительно, законодательство о публичных торгах не устанавливает каких-либо требований к электронным торговым площадкам.

Законодательством о проведении публичных торгов фактически не предусматривается каких-либо избыточных ограничений для участия в торгах, а имеющиеся ограничения направлены исключительно на предотвращение злоупотреблений в данной сфере, на недопущение конфликта интересов и т.д.

Вместе с тем, отсутствие прямого запрета на совершение тех или иных действий (допущения определенного бездействия) не является достаточным основанием для их совершения или допущения, если такие действия (бездействие) приводят к искажению целей, установленных законодателем, ограничению конкуренции и может привести к различным негативным последствиям, даже к гипотетической возможности наступления таких последствий.

Комиссия считает необходимым отметить, что Ростовским УФАС России было выдано предписание № 1041/04 об аннулировании оспариваемых Торгов.

Также Комиссией установлено, что Оператором ЭТП нарушена обязанность по возвращению денежных средств, принадлежащих Заявителю.

Согласно п. 6.3.6 Регламента ЭТП, возврат свободных денежных средств, отраженных на лицевом счете пользователя, производится Оператором в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки.

Заявление о возврате свободных денежных средств направлена Оператору ЭТП 10.12.2020, при этом на момент рассмотрения настоящей жалобы возврат средств не осуществлен.

Таким образом, довод жалобы признается обоснованным, а Оператору ЭТП выдается обязательное для исполнения предписание.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП обоснованной.

    2. Признать действия Оператора ЭТП нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

    3. Выдать Оператору ЭТП обязательное для исполнения предписание.

       

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-22679/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

25.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25.12.2020 по делу № 077/07/00-22679/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «СТЭП» (далее — Оператор ЭТП) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по реализации имущества должника (извещение № 091120/39599967/14 лот №1), а именно:

  1. Оператору ЭТП разблокировать и возвратить денежные средства всем участникам Торгов, а также лицам, не являющихся участниками Торгов согласно протоколам, но подавшим заявки на участие в оспариваемых процедурах.

  2. Оператору ЭТП исполнить настоящее предписание в срок до 25.01.2021.

  3. Организатору торгов и Оператору ЭТП о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.01.2021 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

  1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны