Решение б/н б/а от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение и предписания отменены на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2023 по делу № А40-201887/2023 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/bff9ac6a-31f2-48bb-8669-0d83057af030/0a27e7b4-d1f5-460c-9a41-7e2444d08ab0/A40-201887-2023_20231222_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True) и  постановления Девятого Арбитражного суда от 28.03.2024 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/bff9ac6a-31f2-48bb-8669-0d83057af030/ecac10e6-b884-4876-aba2-4bc9d9a54632/A40-201887-2023_20240328_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True).

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9975/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


28.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «АльфаСтрахование», АО «ГНИВЦ» ,

рассмотрев жалобу АО «АльфаСтрахование» (далее — Заявитель) на действия АО «ГНИВЦ» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников АО «ГНИВЦ» (реестровый № 32312559364, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с положениями закупочной документации Заказчика в части установления порядка оценки заявок участников по подкритерию «Выплаты по ДМС в 2022 году».

Согласно позиции Заявителя установленный порядок оценки по вышеуказанному подкритерию предоставляет преимущество АО «СОГАЗ», что ограничивает конкуренцию в рассматриваемой закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также материалы, истребованные антимонопольным органом.

Комиссия изучив представленые материалы и фактические обстоятельства пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчиком 06.07.2023 в Единой информационной системе в сфере Закупок (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Предметом закупки являются услуги добровольного медицинского страхования (ДМС).

Согласно пункту 15 Информационной карты закупки Заказчиком установлены следующие оценочные критерии:

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

 

1. Цена Договора, значимость критерия – 30%;

2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 40%;

Показатель критерия:

а) Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица (значимость показателя – 100%).

3. Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия – 30%.

Показатели критерия:

а) Уровень надежности участника конкурса (значимость показателя – 30%);

б) Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года (значимость показателя – 30%);

в) Выплаты по ДМС в 2022 году (значимость показателя – 40%).

Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости.

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления

Расчет баллов осуществляется Заказчиком следующими образом.

1.1. Критерий «цена Договора»

Количество баллов, присуждаемых заявке участника конкурса по критерию «цена Договора» (Цдi), определяется по формуле:

 

Цmin

Цдi = ------------- x 100,

Цi

 где:

Цдi - количество баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки «Цена Договора»;

Цi – ценовое предложение участника закупки, заявка которого оценивается;

Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию «Цена Договора», сделанных участниками конкурса.

 

При оценке заявок по критерию «Цена Договора» лучшим условием исполнения Договора по указанному критерию признается заявка участника закупки с наименьшей предложенной ценой Договора.

 

Оценка заявок по критерию «Цена Договора» осуществляется без вычета суммы НДС из ценового предложения участника закупки, являющегося плательщиком НДС, без увеличения ценового предложения участника закупки, не являющегося плательщиком НДС, на сумму НДС, и без применения иных особенностей оценки заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

 

Рейтинг i-ой заявки (RЦдi) по критерию оценки «Цена Договора» определяется по формуле:

 

RЦдi = ЦдiЗ1,

где:

Цдi - количество баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки «Цена Договора»;

КЗ1 - коэффициент значимости критерия оценки «Цена Договора», полученный путем деления значимости критерия на 100.

 

1.2. Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

 

Показатель критерия:

 

а) Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица (значимость показателя – 100%).

Показатель критерия определяется количеством предложенных в заявке участника конкурса дополнительных медицинских услуг и дополнительных врачей-специалистов, предусмотренных Таблицей № 1 настоящего подпункта Информационной карты, помимо медицинских услуг и врачей-специалистов, являющихся обязательными в соответствии с Техническим заданием (Часть IV настоящей документации), предоставлением услуги по страхованию родственников застрахованного лица.

Заявке участника закупки, в которой содержится предложение об объеме медицинских услуг и количестве врачей-специалистов, соответствующих требованиям, установленным Техническим заданием, но не превышающих указанные требования, присваивается 0 (ноль) баллов.

Для оценки заявок по показателю «Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица» Заказчиком установлена шкала оценки, приведенная в Таблице № 1, определяющая порядок присвоения Комиссией баллов заявкам на участие в конкурсе. 

Для целей оценки заявок по показателю «Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица» критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» сведения считаются представленными участником закупки при выполнении следующих условий:

- в Предложении в отношении предмета закупки, заполненном по форме, установленной в ЧАСТИ V настоящей документации, сведения об объеме дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, о предоставлении услуги по страхованию родственников застрахованного лица представлены в виде ссылки на соответствующий блок Таблицы № 1 п. 16.2. Информационной карты (например – «предлагаемый участником закупки Объем дополнительных услуг и врачей-специалистов соответствует блоку № __ Таблицы № 1 п. 16.2. Информационной карты конкурса»),

либо:

- в Предложении в отношении предмета закупки, заполненном по форме, установленной в ЧАСТИ V настоящей документации, сведения об объеме дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, о предоставлении услуги по страхованию родственников застрахованного лица представлены в табличной форме, содержащей конкретный перечень дополнительных услуг и врачей-специалистов, с указанием номера соответствующего блока Таблицы № 1 настоящего подпункта, которым соответствуют предлагаемые дополнительные услуги и врачи-специалисты, в этом случае:

сведения об объеме дополнительных услуг и врачей-специалистов должны соответствовать данным, указанным в соответствующем блоке Таблицы № 1 настоящего подпункта;

сведения об объеме дополнительных услуг и врачей-специалистов должны содержать все позиции, предусмотренные соответствующим блоком Таблицы № 1 настоящего подпункта.

При неисполнении одного или нескольких из перечисленных выше условий представленные сведения Комиссией Заказчика к оценке не принимаются.

Количество баллов (Кчi), присуждаемых заявке участника конкурса по показателю «Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю, при этом максимальное количество баллов, присуждаемых по данному показателю критерия Комиссией – 100.

Рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (RКчi) определяется по формуле:

 

RКчi = КчiЗ2,

где:

RКчi - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;

Кчi - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю «Объем дополнительных медицинских услуг и врачей-специалистов, предоставление услуги по страхованию родственников застрахованного лица»;

КЗ2 - коэффициент значимости критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», полученный путем деления значимости критерия на 100.

 

1.3. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

 

Показатель критерия:

а) Уровень надежности участника конкурса (значимость показателя – 30%).

Уровень надежности участника конкурса определяется наличием у него свидетельства о присвоении рейтинга одним из российских кредитных рейтинговых агентств, включенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств (АКРА (АО), АО «Эксперт РА», ООО «НКР», ООО «НРА»), действующего на дату публикации в ЕИС извещения о проведении настоящего конкурса.

Для оценки заявок по показателю «Уровень надежности участника конкурса» Заказчиком установлена следующая шкала оценки, устанавливающая порядок присвоения баллов Комиссией:

 

Уровень надежности участника конкурса

Количество баллов

Участник не представил копии свидетельств рейтинговых агентств либо представил копии свидетельств рейтинговых агентств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruВВ+ и ниже;

- АКРА: ВВ+(RU) и ниже;

- НКР: ВВ+.ru и ниже;

- НРА: ВВ+|ru| и ниже

0 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruВВВ-;

- АКРА: ВВВ-(RU);

- НКР: ВВВ-.ru;

- НРА: ВВВ-|ru|

10 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruВВВ;

- АКРА: ВВВ(RU);

- НКР: ВВВ.ru;

- НРА: ВВВ|ru|

20 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruВВВ+;

- АКРА: ВВВ+(RU);

- НКР: ВВВ+.ru;

- НРА: ВВВ+|ru|

30 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruA-;

- АКРА: A-(RU);

- НКР: A-.ru;

- НРА: A-|ru|

40 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruA;

- АКРА: A(RU);

- НКР: A.ru;

- НРА: A|ru|

50 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruA+;

- АКРА: A+(RU);

- НКР: A+.ru;

- НРА: A+|ru|

60 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruAA-;

- АКРА: AA-(RU);

- НКР: AA-.ru;

- НРА: AA-|ru|

70 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruAA;

- АКРА: AA(RU);

- НКР: AA.ru;

- НРА: AA|ru|

80 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruAА+;

- АКРА: АА+ (RU);

- НКР: AA+.ru;

- НРА: AA+|ru||

90 баллов

Участник представил копии свидетельств, подтверждающих рейтинг:

- Эксперт РА: ruAAА;

- АКРА: AAA (RU);

- НКР: AAA.ru;

- НРА: AAA|ru|

100 баллов

 

Максимальное количество баллов, присуждаемых заявке участника конкурса по показателю «Уровень надежности участника конкурса» (Кв) – 100.

Рейтинг i-ой заявки по показателю «Уровень надежности участника конкурса» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (RКвiа) определяется по формуле:

 

RКвiа= Кв*Кз3а,

 

где:

RКвiа - рейтинг i-ой заявки по показателю «Уровень надежности участника конкурса»;

Кв - количество баллов, присуждаемых заявке участника по показателю «Уровень надежности участника конкурса» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

Кз3а - коэффициент значимости показателя «Уровень надежности участника конкурса» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», полученный путем деления значимости показателя на 100.

 

б) Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года (значимость показателя – 30%).

Прибыль участника закупки определяется на основании данных из Отчета о финансовых результатах страховой организации (Код формы по ОКУД 0420126) за 2022 год участника закупки, далее - ОФР.

Сравнению подлежат показатели строки 33, столбца 4 ОФР «Прибыль (убыток) после налогообложения».

Для получения баллов по данному критерию участником закупки в составе заявки на участие в закупке должны быть представлены:

- ОФР участника закупки за 2022 год;

- и/или ссылка на страницу официального сайта участника закупки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой опубликованы указанные документы (при наличии).

В случае отсутствия указанных документов и информации в составе заявки на участие в конкурсе заявке такого участника присуждается 0 баллов по данному показателю критерия.

Количество баллов (Кв), присуждаемых заявкам участников запроса предложений по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года», определяется по формуле:

 

Кв = 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

Кв – количество баллов, присуждаемое участнику закупки по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года».

Кi – значение показателя участника закупки, заявка которого оценивается;

Кmax - максимальное значение показателя из предложенных участниками закупки.

 

Максимальное количество баллов, присуждаемых заявке участника конкурса по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года» (Кв) – 100.

В случае, если показатель строки 33, столбца 4 ОФР участника имеет отрицательное значение (убыток), заявке такого участника присваивается 0 баллов по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года» (Кв).

Рейтинг i-ой заявки по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (RКв) определяется по формуле:

 

RКв= Кв*Кз3б,

 

где:

RКв - рейтинг i-ой заявки по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года»;

Квiб - количество баллов, присуждаемых заявке участника по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года»;

Кз3б - коэффициент значимости показателя «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года», полученный путем деления значимости показателя на 100.

в) Выплаты по договорам ДМС в 2022 году (значимость показателя – 40%).

Выплаты по договорам ДМС в 2022 году определяются как сумма страховых выплат, произведенных Страховщиком в 2022 по договорам страхования с физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на основании данных из формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за 2022 год участника закупки (Раздел 1. «Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев»).

Сравнению подлежит показатель, полученный в результате суммирования показателей столбца 23 («Страховые выплаты» – «Сумма») по строкам 03.2 («Добровольное медицинское страхование») по договорам страхования с физическими лицами, договорам с юридическими лицами, договорам с индивидуальными предпринимателями.

Для получения баллов по данному критерию участником закупки в составе заявки на участие в закупке должны быть представлены:

 - форма статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика»  участника закупки за 2022 год;

- и/или ссылка на страницу официального сайта участника закупки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой опубликованы указанные документы (при наличии).

В случае отсутствия указанных документов и информации в составе заявки на участие в конкурсе заявке такого участника присуждается 0 баллов по показателю критерия «Выплаты по ДМС в 2022 году».

Количество баллов (Кв), присуждаемых заявкам участников конкурса по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году», определяется по формуле:

 

Кв = 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

Кв – количество баллов, присуждаемое участнику закупки по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году».

Кi – значение показателя участника закупки, заявка которого оценивается;

Кmax - максимальное значение показателя из предложенных участниками закупки.

 

Рейтинг i-ой заявки по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (RКв) определяется по формуле:

 

RКв= Кв*Кз3в,

 

где:

RКв - рейтинг i-ой заявки по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году»;

Кв - количество баллов, присуждаемых заявке участника по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году Кз3в - коэффициент значимости показателя «Выплаты по ДМС в 2022 году», полученный путем деления значимости показателя на 100.

Кз3в - коэффициент значимости показателя «Выплаты по ДМС в 2022 году», полученный путем деления значимости показателя на 100.

 

Рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (RКвi) определяется по формуле:

 

RКвi = (RКв + RКв + RКв)*КЗ3,

где:

RКвi - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

RКв - рейтинг i-ой заявки по показателю «Уровень надежности участника конкурса»;

RКв - рейтинг i-ой заявки по показателю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года»;

RКв - рейтинг i-ой заявки по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году»;

КЗ3 - коэффициент значимости критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», полученный путем деления значимости критерия на 100.

 

4. Итоговый рейтинг (Ri) заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому установленному критерию оценки:

 

Ri = RЦдi + RКчi+ RKвi,

где:

Ri – итоговый рейтинг i-ой заявки;

RЦдi - рейтинг i-ой заявки по критерию «цена Договора»;

RКчi - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;

RКвi - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

На основании результатов оценки заявок на участие в закупке Комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения Договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения Договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения Договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения Договора на основе критериев, указанных в настоящей документации, и заявке на участие в конкурсе которого Комиссией присвоен первый номер.

По результатам проведения конкурса договор заключается с единственным участником конкурса, допущенным к участию в конкурсе, либо с участником конкурса, допущенным к участию в конкурсе и предложившим лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в конкурсе которого Комиссией присвоен первый номер.

Как пояснил Заявитель, на рынке добровольного медицинского страхования сложилась ситуация, когда АО «СОГАЗ» имеет показатели сборов страховых премий, которые объективно несопоставимы с любыми другими участниками, указаное преимущество пропорционально отражается на размере выплат по договорам ДМС в 2022 году, в связи с чем, остальным участникам невозможно конкурировать с АО «СОГАЗ».

В качестве подтверждающих указанные доводы сведений и документов Заявителем был представлен расчет баллов по указанному подкритерию, основанный на открытых данных, размещенных на сайте Банка России https://www.cbr.ru/statistics/insurance/ (раздел «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела», за 2022 год»):

 

АО «Альфастрахование»

АО «СОГАЗ»

Количество баллов, расчитываемых по показателю критерия

30

100

«Выплаты по ДМС в 2022 году»,

17 149 573,80

61 398 564,20

Рейтинг, расчитываемый по показателю критерия, с учетом значимости показателя

11,8

40

Комиссией также установлено, что на участие в Закупке было подано только 2 заявки от АО «Альфастрахование» и АО «СОГАЗ».

Проанализировав Заявки, Комиссия установила, что обоими участниками были представлены ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика»  участника закупки за 2022 год, согласно которым сумма показателей столбца 23 («Страховые выплаты - «Сумма») по строкам 03.2 («Добровольное медицинское страхование») по договорам страхования с физическими лицами, договорами с юридическими лицами, договорам с индивидуальными предпинимателями у Заявителя составляет — 18 166 300 294,93, у АО «СОГАЗ» - 61 398 564 216,87.

Таким образом, учитывая, что расчет баллов по данному показателю осуществляется исходя из наилучшего показателя среди поданных Заявок, и с учетом того, что на участие в закупке было подано всего 2 заявки, Комиссия установила, что АО «СОГАЗ» получит максимальный балл (30), что окажет существленное влияние на расчет баллов по основному критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия» ( - 40%).

Тажке Комиссия, проанализировав заявки устанорвила, что ввиду предоставления участниками необходимым сертификатов, то по подкритерию «Уровень надежности участника конкурса» оба участника получат максимальное колличество баллов.

При этом, исходя из представленных документов, АО «СОГАЗ» также получит максимальный балл по подкритерю «Прибыль участника после налогообложения по итогам 2022 года».

Таким образом, Комиссия установила, что у Заявителя отсутствует возможность получить больший балл по остальным критериям (и подкритерям), за исключением цены, значимость которой оценивается Заказчиком в 30%.

Так, Комиссией установлено, что Заявителем предложено заключить договор по цене 115 311 595,00 руб., а АО «СОГАЗ» - 129 580 480,00 руб.

При этом НМЦД составялет 160 835 321 руб.

Вместе с тем, учитывая, что участники подали свое ценовое предложение исходя из НМЦД, то их ценовые предложения являются соспоставимыми и разница баллов, расчитанных исходя из наилучшего предложения, не будет существенной.

Так, АО «Альфастрахование» получит 100 баллов по указанному критерию, а АО «СОГАЗ» - 88,99, а рейтинг составит 30 и 26,70 соответственно.

Ввиду установленного Заказчиком порядка расчета по указанному критерию Заявителю будет присвоен максимальный балл. Однако значение указанного показателя по данному критерию меньше (30%), чем по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия» (40%).

В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установленные критерии должны соответствовать принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая установленную Заказчиком пропорцию значимости критериев оценки, Комиссия приходит к выводу, что АО «СОГАЗ» имеет явное преимущество по показателю «Выплаты по ДМС в 2022 году».

При этом Комиссия установила, что ранее по аналогичному предмету закупки с другими критериями оценки Заказчик проводил закупки 32009725523, 32211041833, победителем в которых становилось АО «АльфаСтрахование», и 323120635552 – с победителем САО «ВСК». Среди критериев оценки по указанным закупкам отсутствовали подкритерии «Прибыль участника после налогообложения» и «Выплаты по ДМС».

Кроме того в рамках указанных закупок Заказчиком обеспечено большее число участников: 32009725523 — 3, 32211041833 — 7, 32312063552 — 4.

Учитывая, что среди оценочных критериев отсутсвовало оспариваемый Заказчиком подкритерий, Комиссия приходит к выводу, что сокращение числа участников Закупки по сравнению с предыдущими закупками послужило включение в документацию оспариваемого подкритерия, предоставляющего явное преимущество АО «СОГАЗ».

В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу о том, что фактически конкуренция в оспариваемой закупке при установлении такого порядка оценки по отсутствует, поскольку участие в закупке АО «СОГАЗ» предопределяет его победу. Указанное обстоятельство свидетельствует о прямом предоставлении Заказчиком преимущественных условий участия в закупке АО «СОГАЗ», что является недопустимым при проведении конкурентных процедур.

Комиссия отмечает, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.

Согласно пункту 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках» о том, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, закон о закупках предоставляет заказчику право на самостоятельное формирование закупочной документации.

Вместе с тем, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, чтобы не возникало необоснованного ограничения конкуренции и злоупотребления заказчиком своим правом.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Вместе с тем совокупность указанных обстоятельств позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что установленные Заказчиком критерии и формулы расчета баллов направлены не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя и устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «АльфаСтрахование» (ИНН: 7713056834, ОГРН: 1027739431730) на действия АО «ГНИВЦ» (ИНН: 7733284010, ОГРН: 1167746447461) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны