Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-11025/2020 о нарушении процедуры... от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

САО «ВСК»

 

121552, Москва город, улица Островная,

дом 4

 

ФГУП ГЦСС

 

129626, город Москва, улица Мытищинская 1-я, дом 17

 

АО «ОТС»

 

119049, Москва город, переулок Добрынинский 4-й, дом 8

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11025/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

«...»

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:

САО «ВСК»:«...»,

ФГУП ГЦСС: «...»;

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее - Заявитель) на действия ФГУП ГЦСС (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному страхованию средств наземного транспорта (КАСКО) для нужд ФГУП ГЦСС (реестровый № 32009183738) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 22.06.2020 заявке
САО «ВСК» (идентификационный номер заявки 1573040) отказано в допуске к дальнейшему участию в Конкурсе со следующим обоснованием:

«В соответствии с подпунктом 1, подпунктом 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик при проведении закупок товаров, работ, услуг руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП ГЦСС № 295 от 30.08.2018 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 9.13 и пунктом 13.7 Положения, закупочная комиссия рассматривает заявки участников закупки на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13.6.4 раздела 2 Конкурсной документации в электронной форме (Информационная карта конкурса в электронной форме), участник закупки представляет в составе заявки на участие в закупке документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в Приложении № 2 к разделу 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1.6 Приложения № 2 к разделу 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Конкурсной документации, в случае если несколько юридических лиц (несколько индивидуальных предпринимателей либо несколько физических лиц) выступают на стороне одного участника, то заявка должна содержать копию договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) либо иного соглашения, соответствующего нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором определены права и обязанности сторон (нескольких участников настоящего конкурса в электронной форме), связанных с участием в конкурсе и порядком исполнения договора, заключаемого по итогам конкурса, и установлено лицо, уполномоченное представлять интересы такого коллективного участника.

В составе заявки коллективного участника представлено Соглашение о совместной деятельности от 05.06.2020 между Страховым акционерным обществом «ВСК», Страховым публичным акционерным обществом «Ингосстрах» и Публичным акционерным обществом Страховая Компания «Росгосстрах» (файл «4.1_Соглашение о совместной деятельности между САО ВСК и ОСАО Ингосстрах_ГЦСС.pdf»)».

Согласно пункту 14 Соглашения о совместной деятельности «Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания всеми Сторонами и подлежит нотариальному заверению».

Конкурсной документацией не установлено требование о нотариальном заверении договоров (соглашений) лиц, выступающих на стороне одного участника, при этом по смыслу требования пункта 1.6 Приложения № 2 к разделу 2. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Конкурсной документации такие договоры (соглашения), предоставленные в составе заявок на участие в закупке, должны быть заключенными надлежащим образом и соответствовать ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

В соответствии с пунктом 13.1.3 раздела 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» конкурсной документации, документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, должны быть представлены в электронной форме в виде электронных документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем их сканирования с сохранением их реквизитов).

В нарушение пункта 13.1.3 раздела 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Конкурсной документации, предоставленное в составе заявки коллективного участника Соглашение о Консорциуме не содержит реквизитов о нотариальном удостоверении данного документа.

Другие документы и информация, подтверждающие нотариальное заверение Соглашения о консорциуме в составе заявки также не предоставлены.

Согласно пункту 2 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и тому подобное), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.

Статьей 163 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нотариальное удостоверение (заверение) сделок обязательно, если такое удостоверение (заверение) предусмотрено соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В соответствии с пунктом 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоблюдение сторонами Соглашения о консорциуме условия о нотариальном удостоверении сделки, о котором стороны договорились в указанном соглашении, влечет правовые последствия несоблюдения письменной формы соглашения в виде его ничтожности. В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В связи с изложенным, предоставленное в составе заявки коллективного участника Соглашение о консорциуме является ничтожной сделкой и не подтверждает соответствие коллективного участника обязательному требованию к участникам закупки, предусмотренному пункта 1.6 Приложения № 2 к разделу 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Конкурсной документации.

Поскольку Соглашение о совместной деятельности требуется в первую очередь для оценки и сопоставления заявок (порядок оценки заявок, установленный конкурсной документацией, предусматривает сложение показателей лиц, входящих в состав коллективного участника), Заказчик не вправе допустить для оценки заявку коллективного участника закупки, соответствующий статус которого не подтвержден документами в составе заявки на участие в закупке.

Информация и документы в составе заявки предоставлены не в соответствии с закупочной документацией (подпункт 2 пунктом 13.6.4 раздела 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА»; пункт 1.6 Приложения № 2 к разделу 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА»; пункт 13.1.3 раздела 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА»), а также ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Участник не соответствует требованиям к участникам закупки, установленным закупочной документацией (пункт 1.6 Приложения № 2 к разделу 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА»)».

Как следует из доводов жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку в соответствии с пунктом 14 Соглашения оно вступает в силу с даты его подписания, а именно с 05.06.2020, следовательно, на момент рассмотрения коллективной заявки такое соглашение было легитимным.

Заказчик на заседании комиссии указал, что в пункте 14 Соглашения о совместной деятельности его стороны определили для себя условие о «нотариальном заверении договора», тем самым установив дополнительное требование к форме сделки, которую они совершили.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 160 ГК РФ законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и тому подобное), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.

Статьей 163 ГК РФ предусмотрено, что нотариальное удостоверение (заверение) сделок обязательно, если такое удостоверение (заверение) предусмотрено соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В соответствии с пунктом 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение сторонами Соглашения о консорциуме условия о нотариальном удостоверении сделки, о котором стороны договорились в указанном соглашении, влечет правовые последствия несоблюдения письменной формы соглашения в виде его ничтожности.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В связи с изложенным, предоставленное в составе заявки коллективного участника Соглашение о консорциуме было расценено Заказчиком как недействительное, что свидетельствовало о том,что участник не подтвердил соответствие требованию, установленному в пункте 1.6 Информационной карты.

На заседании Комиссии было выявлено, что соглашение о совместной деятельности было нотариально заверено. Вместе с тем, в составе заявки документа, подтверждающего нотариальное заверение соглашения, не представлено коллективным участником.

Кроме того, по результатам рассмотрения представленного в составе заявки соглашения о совместной деятельности установлено, что нотариальное заверение сделки было осуществлено 25.06.2020. Вместе с тем, Заказчиком рассмотрение заявок состоялось 22.06.2020. Таким образом, нотариальное заверение соглашения было осуществлено после рассмотрения заявок. Кроме того, фактически соглашение представленное в составе заявки отличается от соглашения, которое было нотариально заверено.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.

В соответствии с пункта 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Указанный принцип не может считаться нарушенным, поскольку фактически в составе был представлен документ, подлежащий нотариальному заверению, поскольку стороны договорились о нотариальном удостоверении сделки. Вместе с тем, фактически такой документ на момент подачи заявки на участие в процедуре не был заверен нотариально.

Комиссия, рассматривая жалобу Заявителя, исходит из необходимости оценки действий Заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки заявителя от участия в закупке.

В настоящем случае, Заказчик отклонил заявку Общества ввиду предоставления ненадлежащего документа, что не позволяло сделать вывод о легитимности представленного соглашения, а равно не подтверждало в полной мере требования пункта 1.6 Информационной карты, поскольку фактически соглашение о совместной деятельности не было нотариально заверено.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления в составе заявки нотариально заверенного соглашения о совместной деятельности в материалы дела не представлено, а Комиссией не установлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу САО «ВСК» (ИНН: 7710026574, ОГРН: 1027700186062) на действия ФГУП ГЦСС (ИНН: 7717043113, ОГРН: 1027700041830) при проведении Конкурса необоснованной.

    1. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.07.2020 № 37501/20.

       

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде
в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

«...»

Связанные организации

Связанные организации не указаны