Решение №24745/24 б/а от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7147/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

18.06.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи ООО «Ческа» в лице <...>, действующей на основании доверенности от 30.05.2024 № б/н, представителей ООО «Промстрой» в лице <...>, действующей на основании доверенности от 30.05.2024 № Д-29/2024, <...>, действующей на основании доверенности от 30.05.2024 № Д-29/2024, <...>, действующего на основании доверенности от 05.06.2024 № Д-31/2024,

рассмотрев жалобу ООО «Ческа» (далее — Заявитель) на действия ООО «Промстрой» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерной техники и комплектующих для нужд ООО «Промстрой» (реестровый № 32413590773, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов при проведении Закупки выразилось в неразмещении ответов и запросов о разъяснении положений Закупочной документации в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС).

Кроме того, Заявитель оспаривает неразмещение изменений в документацию в соответствии с информацией, указанной в ответах на запрос разъяснений, в ЕИС, а также непродление срока подачи заявок ввиду внесения изменений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупка проводится в соответствии и на основании Закона о закупках, Закона о защите конкуренции и в соответствии с требованиями Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Промстрой» (протокол от 19.02.2024 № 8) (далее – Положение о закупках).

Заказчиком на официальном сайте ЕИС (https://zakupki.gov.ru) 13.05.2024 была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 8 405 929,09 рублей.

Дата начала подачи заявок – 13.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 03.06.2024 (11:00).

Дата рассмотрения заявок – 04.06.2024.

Дата подведения итогов – 04.06.2024.

Место провежения электронная площадка «Росэлторг» — оператор электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (далее — Оператор ЭТП).

Согласно пункту 4.1 Положения о закупке информация о закупках подлежит размещению в ЕИС на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, посредством функционала ЕАИСТ и ЭП.

В соответствии с пунктом 4.2. Положения о закупках при осуществлении закупки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.6 Положения о закупке, а также за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом в ЕИС, на официальном сайте посредством функционала ЕАИСТ и ЭП размещается извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная Законом о закупках.

В силу пункта 9.11 Положения о закупке изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются Заказчиком в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, посредством функционала ЕАИСТ не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Относительно довода Заявителя о неразмещении ответов и запросов о разъяснении положений Закупочной документации в ЕИС Комиссия сообщает следующее.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Заявителем 21.05.2024 (в 14 час. 43 мин.) направлен запрос в адрес Заказчика о разъяснении технических характеристик закупаемого товара.

Заказчиком 21.05.2024 (в 15 час. 59 мин.) дан ответ о том, какие технические характеристики товара считать верными.

Заявитель 21.05.2024 (в 17 час. 09 мин) направил запрос о разъяснении с просьбой внести изменения в Техническое задание верных характеристиках товара, размещенное в системе ЕАИСТ, с учетом просьбы Заявителя, согласовало указанные изменения с ГРБС и Тендерным комитетом и направило изменения на публикацию.

Заказчик также 24.05.2024 направил ответ Заявителю на разъяснение от 21.05.2024 (в 17 час. 10 мин.) с указанием на то, что изменения внесены, в частности скорректировано Техническое задание и процедура внесения изменений в конкурсную документацию находится на интеграции в электронной торговой площадке.

Комиссия отмечает, что Заявителем в адрес Заказчика было направлено 4 запроса о разъяснении положений Закупочной документации, на каждый из них Заказчиком был направлен ответ в регламентированные пунктом 3 статьи 3.2 Закона о закупках сроки, при этом в течении трех дней ответы и запросы о разъяснении положений Закупочной документации, как пояснил Заказчик, не были размещены Заказчиком в ЕИС в связи с технической ошибкой при интеграции сведений на ЕАИСТ с ЭТП, в свою очередь, на сайте ЭТП были размещены.

Комиссией Управления письмом от 11.06.2024 № НП/23261/24 был направлен запрос в адрес Оператора ЭТП о предоставлении и информации о наличии либо отсутствии технических сбоев при интеграции сведений с ЭТП в ЕИС и ЕАИСТ в период проведения Закупки.

Исходя из представленного Оператором ЭТП   ответа следует,   что  и аппаратно-программный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, сбоев или иных технических проблем, связанных с размещением запросов о разъяснении Закупочной документации и ответов не зафиксировано.

Кроме того в отношении информации о наличии либо отсутствии технических сбоев ЕАИСТ и ЕИС в период проведения Закупки, АО «ЕЭТП» пояснило, что не располагает сведениями о корректности процессов иных информационных систем, не входящих в аппаратно-программный комплекс электронной площадки Росэлторг.

Комиссией Управления также письмом от 06.06.2024 № ЕИ/22487/24 был направлен запрос в адрес Департамента информационных технологий города Москвы, являющегося оператором ЕАИСТ, о предоставлении и информации о наличии либо отсутствии технических сбоев ЕАИСТ.

Исходя из представленных  Департаментом информационных технологий города Москвы документов   следует,   что  технические сбои в работе ЕАИСТ с даты публикации извещения о проведении Закупки на сайте ЭТП - 13.05.2024 17:26 (МСК) по 07.06.2024 не зафиксированы.

Кроме того, ЕАИСТ сообщило, что размещение запросов о разъяснении закупочной документации и ответов на них во внешних системах посредством интеграции с ЕАИСТ не осуществляется.

Таким образом, довод Заказчика о нарушении срока размещения информации в ЕИС ввиду технического сбоя на ЭТП и в ЕАИСТ не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что ответы и запросы о разъяснении положений Закупочной документации размещены в ЕИС лишь 30.05.2024, в нарушение пунктов 4.2, 9.11 Положения о закупке, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, в связи с чем этой связи Комиссия в указанной части признает довод жалобы обоснованным.

Относительно довода Заявителя о неразмещении изменений в документацию в соответствии с информацией, указанной в ответах на запрос разъяснений, в ЕИС, а также непродления срока подачи заявок ввиду внесения изменений сообщает следующее.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Как пояснил Заказчик, 23.05.2024 Заказчиком были внесены изменения в Техническое задание, таким образом в силу положений части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения поделжали размещению в ЕИС в срок до 27.05.2024.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что изменения в Закупочную документацию были размещены лишь в ЕИС 28.05.2024 в 17:20. Согласно размещенным изменениям ввиду изменений Технического задания Заказчиком были продлены сроки окончания подачи заявок на участие в Закупке до 03.06.2024 (11:00).

При этом, Комиссия отмечает, что жалоба была подана 28.05.2024 в 14:40, то есть до размещения указанных изменений в ЕИС. Таким образом, Заказчиком совершены действия после подачи жалобы Заявителем.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что нарушение срока размещения указанной информации обусловлено тем, что изменения в Техническое задание не интегрировались на ЭТП, соответственно на электронной торговой площадке не отражалась обновленная Закупочная документация.

Заказчик пояснил, что 27.05.2024 обратился в службу технической поддержки Оператора ЭТП, после чего для Заказчика открыли редактирование извещения и Закупочной документации вручную, однако интеграция снова не прошла. От службы технической поддержки Оператора ЭТП поступило сообщение о том, что ошибка интеграции в ЕАИСТ. Заказчик 27.05.2024 направил обращение в службу технической поддержки ЕАИСТ. Создан инцидент IM593293. После чего, только 28.05.2024 при проверке интеграции выявлено, что замечания устранены, измененное Техническое задание в составе конкурсной документации отразилось на ЭТП и в ЕИС.

Оператор ЭТП в ответе на запрос Комиссии пояснил, что технические сбои в работе ЭТП отсутствовали. При этом Оператор ЭТП сообщил, что 27.05.2024 Заказчик обратился в центр поддержки пользователей электронной площадке в связи с тем, что изменения, внесенные в документацию при интеграции с ЕАИСТ (eaist.mos.ru) не отразились на электронной площадке и ЕИС. В связи с чем, Оператором электронной площадки был предоставлен Организатору доступ на редактирование извещения и документации вручную. Дополнительно, Оператор электронной площадки рекомендовал Организатору обратиться в центр поддержки пользователей ЕАИСТ.

Вместе с тем, согласно ответу Департамента информационных технологий города Москвы на запрос Комиссии, Заказчик в период с 24.05.2024 10:25 (МСК) по 28.05.2024 14:20 (МСК) не осуществлял никаких действий с извещением об осуществлении конкурентной закупки в системе ЕАИСТ. При этом, Заказчик создал обращение 27.05.2024 10:09:22 (MCK) № SD3151686 в службу технической поддержки ЕАИСТ с текстом «Изменения не отражаются на ЭТП, при попытке разместить на ЭТП вручную, выдает ошибку, СТП ЭТП, сказали, что ошибка в ЕАИСТ».

Также Департамент информационных технологий города Москвы сообщил, что 27.05.24 Заказчик не направлял изменение в извещение об осуществлении конкурентной закупки на ЭТП. Изменения в извещение об осуществлении конкурентной закупки на ЭТП были направлены заказчиком только 28.05.2024 в 16:05 (МСК).

Таким образом, технические сбои в работе ЕАИСТ и ЭТП отсутствовали, при этом Заказчиком не представлено документальных подтверждений, что со стороны ЕАИСТ и ЭТП были технические сбои, что повлекло за собой отсутствие возможности Заказчиком внести изменения в Закупочную документацию, в части продления срока окончания подачи заявок в регламентированные пунктами 4.2, 9.11 Положения о закупке, а также частью 11 статьи 4 Закона о закупках сроки.

В данном случае действия Заказчика нарушают порядок внесения изменений в Закупочную документацию, установленный частью 11 статьи 4 Закона о закупках, пунктами 4.2, 9.11 Положения о закупке.

В этой связи Комиссия в указанной части признает довод жалобы обоснованным.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках, а также части 11 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

Учитывая изложенное, обязательное к исполнению предписание не выдается, поскольку Заказчиком самостоятельно устранены выявленные нарушения до рассмотрения жалобы антимонопольным органом по существу путем размещения недостающих сведений в ЕИС.

Кроме того, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению довода относительно несогласия Заявителя с новой редакцией Технического задания, поскольку в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках Комиссия ограничена доводами жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ческа» (ИНН: 7733898324, ОГРН: 5147746220386) на действия ООО «Промстрой» (ИНН: 9723169975, ОГРН:1227700616626) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 4.2, 9.11 Положения о закупке, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о Закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны