Решение б/н ООО АБ «МЕИНСА» на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9244/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


22.06.2022 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«»

при участии посредством видеконференцсвязи представителя ООО АБ «МЕИНСА», ФГУП «ГлавУпДК при МИД России»,

рассмотрев жалобы ООО АБ «МЕИНСА» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» (далее — Заказчик) при проведении открытых одноэтапных конкурсов в электронной форме с ограниченным участием на право заключения договоров на оказание услуг по охране зданий, строений, помещений объектов федеральной собственности, находящихся в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России, а также услуг по охране имущества Заказчика и его арендаторов (реестровые
№№ 32211417138, 32211416954, 32211416857,32211417057, 32211416784 (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалоб, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации, а именно:

1. Заказчиком ненадлежащим образом продлены сроки приема заявок послед внесения изменений в Документацию;

2. Заказчиком неправомерно установлен подкритерий «Квалификация частного охранного предприятия, опыт работы по охране объектов недвижимости (офисных зданий и/или жилых домов)», в виду заведомо имеющейся у Заказчика информации по результатам предквалификационного отбора.

3. Заказчиком некорректно установлен порядок оценки по критерию «Стоимость часа работы невооруженного поста на объектах жилого и офисного фондов ГлавУпДК».

4. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (в соответствии условиями Приказа МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (далее – Приказ МВД) для подтверждения отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.

5. Заказчиком неправомерно установлены требования о представлении участником информации и документов, подтверждающих соответствие предлагаемых соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям к участникам закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав позиции сторон, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 26.05.2022 Заказчик на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупок (дата размещения текущей редакции извещения — 16.06.2022).

В ходе заседания Комиссии было выявлено, что Комиссией Управления ранее были рассмотрены идентичные доводы в рамках рассмотрения жалобы на действия Заказчика при проведении Закупок, а именно в части перечисленных выше доводов под номерами 2, 3, 5.

По результатам рассмотрения жалоб от 02.06.2022 Комиссией было вынесено решение по делу № 077/07/00-8561/2022 о признании такой жалобы частично обоснованной и выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в Закупочную документацию в срок до 15.07.2022.

В силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 Закона о защите конкуренции.

Так, в пункте 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено основание для прекращения производства по жалобе в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В связи с чем, на основании части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции производство по указанным доводам жалоб Заявителя под номерами 2, 3, 5 подлежат прекращению, поскольку антимонопольным органом ранее было принято решение относительно обжалуемых действий Заказчика.

Между тем, относительно первого довода жалобы о нарушении сроков внесения изменения в Закупочную документацию Комиссией установлено следующее.

Заявитель в доводах жалобы указывает, что Заказчиком неправомерно установлен срок подачи заявок на участие в закупке после внесения изменений в Закупочную документацию.

Прежде всего, Комиссия отмечает, что на основании пункта 1.1.1 Закупочной документации Закупка проводится в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, в том числе Законом о закупках, подразделом 3.3.3 Положения о закупке ГлавУпДК при МИД России (далее по тексту – Положение), регламентами и правилами проведения процедур на электронной площадки (ЭТП), настоящей Закупочной документацией.

В соответствии с пунктом 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно пункту 3.3.1.6. Положения, минимальные сроки подачи заявок на участие в конкурентной закупке, а также размещения извещения и документации о конкретной закупке в ЕИС указаны в Приложении № 21 к Положению.

В Приложении № 21 к Положению, минимальный срок подачи заявок на участие в Закупке установлен 15 календарных дней.

Таким образом, минимальный срок продления срока приема заявок при проведении рассматриваемых Закупок составляет 8 календарных дней.

В связи с внесением изменений в закупочную документацию 08.06.2022 было опубликовано извещение, в котором срок подачи заявок продлен на 8 календарных дней до 17.06.2022.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий Заказчика, помимо субъективной оценки таких действий Обществом.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего фактического подтверждения, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения пункта 11 статьи 4 Закона о закупках и пункта 3.3.1.6. Положения.

В свою очередь, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Заявитель также обжалует установление в Закупочной документации излишних требований о предоставлении участниками в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Комиссией установлено, что в подпункте «и» пункта 5 Приложения № 1 к Информационной карте Закупочной документации от 26.05.2022 содержится требование о предоставлении в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (в соответствии условиями Приказа МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (далее – Приказ МВД) для подтверждения отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.

При этом Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что Заказчиком 16.06.2022 в Закупочную документацию были внесены изменения в части, касающейся оспариваемого положения.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Закупочную документацию подпунктом «и» пункта 5 Приложения №1 к Информационной карте требуется декларирование отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства. Предоставление скан-справки не требуется.

На вопрос Комиссии о причинах необходимости установления в Закупочную документацию от 26.05.2022 требования о предоставлении скан-справки Заказчик пояснил, что такая справка необходима в целях обеспечения безопасности, которая должна быть подтверждена документально.

Вместе с тем, Заказчик также на заседании Комиссии подтвердил, что такое требование является излишним и достаточно предоставления декларирования отсутствия у сотрудников участника Закупки непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.

Комиссия также отмечает, что согласно пункту 18 Приказа МВД России от 07.11.2011 г. № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о 9 наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления.

Вместе с тем, учитывая максимальный срок выполнения государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости (30 календарных дней) превышает установленный Заказчиком срок для подачи заявок на участие в рассматриваемой Закупке, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

При этом обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдается, поскольку установленное нарушение самостоятельно устранено Заказчиком, а также в связи с тем, что 17.06.2022 Заказчиком отменено проведение оспариваемых Закупочных процедур.

На основании изложенного и руководствуясь частями 20, 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО АБ «МЕИНСА» «» на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» «» при проведении Закупок частично обоснованными.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.a

Связанные организации

Связанные организации не указаны