Решение б/н ООО АБ «МЕИНСА» на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» от 27 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9244/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.06.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«»
при участии посредством видеконференцсвязи представителя ООО АБ «МЕИНСА», ФГУП «ГлавУпДК при МИД России»,
рассмотрев жалобы ООО АБ «МЕИНСА» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» (далее — Заказчик) при проведении открытых одноэтапных конкурсов в электронной форме с ограниченным участием на право заключения договоров на оказание услуг по охране зданий, строений, помещений объектов федеральной собственности, находящихся в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России, а также услуг по охране имущества Заказчика и его арендаторов (реестровые
№№ 32211417138, 32211416954, 32211416857,32211417057, 32211416784 (далее — Закупки),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалоб, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации, а именно:
1. Заказчиком ненадлежащим образом продлены сроки приема заявок послед внесения изменений в Документацию;
2. Заказчиком неправомерно установлен подкритерий «Квалификация частного охранного предприятия, опыт работы по охране объектов недвижимости (офисных зданий и/или жилых домов)», в виду заведомо имеющейся у Заказчика информации по результатам предквалификационного отбора.
3. Заказчиком некорректно установлен порядок оценки по критерию «Стоимость часа работы невооруженного поста на объектах жилого и офисного фондов ГлавУпДК».
4. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (в соответствии условиями Приказа МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (далее – Приказ МВД) для подтверждения отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.
5. Заказчиком неправомерно установлены требования о представлении участником информации и документов, подтверждающих соответствие предлагаемых соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав позиции сторон, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что 26.05.2022 Заказчик на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупок (дата размещения текущей редакции извещения — 16.06.2022).
В ходе заседания Комиссии было выявлено, что Комиссией Управления ранее были рассмотрены идентичные доводы в рамках рассмотрения жалобы на действия Заказчика при проведении Закупок, а именно в части перечисленных выше доводов под номерами 2, 3, 5.
По результатам рассмотрения жалоб от 02.06.2022 Комиссией было вынесено решение по делу № 077/07/00-8561/2022 о признании такой жалобы частично обоснованной и выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в Закупочную документацию в срок до 15.07.2022.
В силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 Закона о защите конкуренции.
Так, в пункте 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено основание для прекращения производства по жалобе в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В связи с чем, на основании части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции производство по указанным доводам жалоб Заявителя под номерами 2, 3, 5 подлежат прекращению, поскольку антимонопольным органом ранее было принято решение относительно обжалуемых действий Заказчика.
Между тем, относительно первого довода жалобы о нарушении сроков внесения изменения в Закупочную документацию Комиссией установлено следующее.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что Заказчиком неправомерно установлен срок подачи заявок на участие в закупке после внесения изменений в Закупочную документацию.
Прежде всего, Комиссия отмечает, что на основании пункта 1.1.1 Закупочной документации Закупка проводится в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, в том числе Законом о закупках, подразделом 3.3.3 Положения о закупке ГлавУпДК при МИД России (далее по тексту – Положение), регламентами и правилами проведения процедур на электронной площадки (ЭТП), настоящей Закупочной документацией.
В соответствии с пунктом 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Согласно пункту 3.3.1.6. Положения, минимальные сроки подачи заявок на участие в конкурентной закупке, а также размещения извещения и документации о конкретной закупке в ЕИС указаны в Приложении № 21 к Положению.
В Приложении № 21 к Положению, минимальный срок подачи заявок на участие в Закупке установлен 15 календарных дней.
Таким образом, минимальный срок продления срока приема заявок при проведении рассматриваемых Закупок составляет 8 календарных дней.
В связи с внесением изменений в закупочную документацию 08.06.2022 было опубликовано извещение, в котором срок подачи заявок продлен на 8 календарных дней до 17.06.2022.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий Заказчика, помимо субъективной оценки таких действий Обществом.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего фактического подтверждения, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения пункта 11 статьи 4 Закона о закупках и пункта 3.3.1.6. Положения.
В свою очередь, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу необоснованности доводов жалобы в указанной части.
Заявитель также обжалует установление в Закупочной документации излишних требований о предоставлении участниками в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
Комиссией установлено, что в подпункте «и» пункта 5 Приложения № 1 к Информационной карте Закупочной документации от 26.05.2022 содержится требование о предоставлении в составе заявки скан-копии справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (в соответствии условиями Приказа МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (далее – Приказ МВД) для подтверждения отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.
При этом Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что Заказчиком 16.06.2022 в Закупочную документацию были внесены изменения в части, касающейся оспариваемого положения.
Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Закупочную документацию подпунктом «и» пункта 5 Приложения №1 к Информационной карте требуется декларирование отсутствия у учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица (участника закупки) непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства. Предоставление скан-справки не требуется.
На вопрос Комиссии о причинах необходимости установления в Закупочную документацию от 26.05.2022 требования о предоставлении скан-справки Заказчик пояснил, что такая справка необходима в целях обеспечения безопасности, которая должна быть подтверждена документально.
Вместе с тем, Заказчик также на заседании Комиссии подтвердил, что такое требование является излишним и достаточно предоставления декларирования отсутствия у сотрудников участника Закупки непогашенных судимостей и фактов уголовного преследования в рамках действующего Российского законодательства.
Комиссия также отмечает, что согласно пункту 18 Приказа МВД России от 07.11.2011 г. № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о 9 наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления.
Вместе с тем, учитывая максимальный срок выполнения государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости (30 календарных дней) превышает установленный Заказчиком срок для подачи заявок на участие в рассматриваемой Закупке, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.
При этом обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдается, поскольку установленное нарушение самостоятельно устранено Заказчиком, а также в связи с тем, что 17.06.2022 Заказчиком отменено проведение оспариваемых Закупочных процедур.
На основании изложенного и руководствуясь частями 20, 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО АБ «МЕИНСА» «» на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» «» при проведении Закупок частично обоснованными.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.a