Решение б/н Решение от 29 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11965/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) 

рассмотрев жалобу ООО «ЗДРАВОЭКСПОРТ» на действия ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок в электронной форме № 1984/ЗКТЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки термометров инфракрасных бесконтактных для измерения температуры тела (реестровый № 32009316289) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно Техническому заданию предметом закупки является термометр инфракрасный бесконтактный для измерения температуры тела. Пунктом 2 Технического задания к термометрам бесконтактным установлены требования в соответствии с ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».

По мнению Заявителя, при описании объекта закупки в нарушение требований действующего законодательства Заказчиком не установлены основополагающие требования к медицинскому изделию: наличие регистрационного удостоверения, сертификата соответствия и документа, подтверждающего поверку медицинского изделия.

В обоснование заявленных доводов Заявитель указывает на следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон 323-ФЗ) медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

Термометры для измерения температуры тела, описанные в техническом задании согласно п. 2 Номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н, являются медицинскими изделиями (НКМИ-2. Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия, 2.47 Термометры медицинские; 126390 – Термометр инфракрасный для измерения температуры тела пациента, кожный).

Согласно классификационным признакам вида медицинского изделия он имеет следующие особенные характеристики:

Ручной, электронный прибор с питанием от батарей, используемый для измерения температуры участка на коже посредством измерения инфракрасного излучения в этой конкретной точке. Он обеспечивает метод определения профиля распределения температур или изменений температуры на поверхности кожи, этот прибор может применяться в домашних условиях. Это изделие многоразового использования.

Вышеописанные характеристики в полном объеме совпадают с описанием объекта закупки.

Исходя из изложенного, Заявитель делает вывод о том, что Заказчиком описано медицинское изделие.

Однако, при описании объекта Закупки Заказчиком не установлены основополагающие требования к медицинскому изделию.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона 323-ФЗ на территории Российской Федерации уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее – Правила).

Согласно п. 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие, подтверждающее, что медицинское изделие соответствует требованиям законодательства.

Соответственно, Заказчик должен был установить требования о том, что участники закупки в составе заявок должны предоставить разрешительные документы, а именно:

  • регистрационное удостоверение на медицинское изделие;

  • сертификат соответствия;

  • сертификат о поверке измерительного прибора.

В свою очередь, представитель Заказчика возразил, что медицинская деятельность не входит в сферу хозяйственной деятельности ОАО «РЖД».

При этом, как следует из возражений Заказчика, Закупка проводится не в целях оказания медицинских услуг, а в целях возможности осуществления соблюдения мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции среди работников.

В Техническом задании не установлено требование к наличию регистрационного удостоверения, поскольку оно могло послужить основанием для ограничения количества участников закупки, в связи с завышенными требованиями, влекущими увеличение стоимости термометров.

Вместе с тем Комиссия считает изложенную позицию Заказчика несостоятельной ввиду отсутствия доказательств возможности приобретения указанных термометров без установления к ним обязательных требований о предоставлении участниками разрешительных документов.

Представителем Заказчика в обоснование своей позиции на заседании Комиссии были представлены ссылки на термометры, предложенные участниками Закупки, однако, как установлено Комиссией, предложенные участниками термометры также подлежат поставке с разрешительными документами. При этом термометры без разрешительных документов, на которые в настоящем случае ссылается представитель Заказчика, но соответствующие установленным требованиям Закупочной документации, участниками представлены к поставке не были.

Указанное обстоятельство дополнительно подтверждает доводы Заявителя о том, что термометры являются медицинскими изделиями, а их оборот сопровождается разрешительными документами.

При этом Комиссия отмечает, что в ответе на запрос разъяснения положений приложений к извещению о закупке Заказчик указал, что участник может предложить продукцию, реализуемую с медицинским регистрационным удостоверением.

Одновременно с изложенным Комиссия дополнительно отмечает, что согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларация соответствия, паспорт качества, технические условия и так далее), а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее).

С учетом изложенного, требование о представлении участниками закупки до даты подведения итогов закупки вышеназванных документов, будут обременять участника закупки в целях участия в закупке и подаче своей заявки на участие в закупке заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании продукцию.

При таких обстоятельствах, Комиссия отмечает, что Заказчик не вправе требовать от участков процедуры соответствующих документов на товар на этапе подачи заявок.

Учитывая фактические обстоятельства, исходя из представленных в материалы дела документов и сведений, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной в части отсутствия установленных требований к медицинским изделиям, необоснованной в части необходимости установления спорного требования к участникам Закупки.

Также в своей жалобе Заявитель ссылается на неправомерное установление Заказчиком НДС 20% в приложении к извещению (часть 1 и 2), поскольку в соответствии с п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 (в ред. от 02.04.2020 № 419) «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» термометры не облагаются НДС.

Комиссия отмечает, что данный довод жалобы полностью коррелирует с первым доводом жалобы и признает его обоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЗДРАВОЭКСПОРТ» (ОГРН: 5087746020698Ю ИНН: 7737533525) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН:1037739877295, ИНН:7708503727) при проведении Закупки необоснованной в части установления спорного требования к медицинским изделиям на этапе подачи заявок, в остальной части признать обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

  3. Заказчику выдать обязательное к исполнению предписание об устранении допущенного нарушения.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны