Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «АППОМЕД» на действия АО... от 11 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14697/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

08.09.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

при участии представителей:

от ООО «АППОМЕД» - <...> (по доверенности от 07.09.2020 № б/н),

от АО «Атомэнергоремонт» - <...> (по доверенности от 20.05.2019 № 31/130-ДОВ),

рассмотрев в жалобу ООО «АППОМЕД» (далее - Заявитель) на действия
АО «Атомэнергоремонт» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку индивидуальных средств защиты органов дыхания (реестровый № 32009435513) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с установленными положениями Закупочной документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

      1. В отношении приобретаемого товара «Респиратор 3М 9332 FFP3 или аналог GID 155162» Заказчиком установлено требование о соответствии требованиям
        ТУ 2568-006-08625805-2006 и технического регламента Таможенного союза
        «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011). Вместе с тем из Единого реестра сертификатов соответствия ТР ТС 019/2011 Федеральной службы по аккредитации (далее – Единый реестр Росаккредитация) https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate следует, что по указанным техническим условиям изготавливались респираторы «Лепесток-200 кл» FFP3 NR D ФП, «Лепесток-200 СБ» FFP3 NR D ФП, «Лепесток-200 СБ кл» FFP3 NR D ФП (сертификат соответствия № ТС RU С-RU.АЯ12.В.01029, срок действия истек 19.03.2019). В связи с указанным, поставка заявленных Заказчиком респираторов 3М 9332 FFP3, соответствующих ТУ 2568-006-08625805-2006, не может быть осуществлена, так как заявленные респираторы по указанным техническим условиям не изготавливаются.

В отношении приобретаемых товаров «Респиратор 3М 9332 FFP3 или аналог GID 155162», «Респиратор Лепесток 200 ШБ-1 или аналог GID 327272», «Полумаска 6200 3М или аналог GID 327267», «Полумаска 7501 3М или аналог GID 32725», «Полумаска 7502 3М или аналог GID 550617», «Полумаска 7503 3М или аналог GID 274471» установлено требование об их соответствии ГОСТ Р 12.4.191-2011.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.03.2015 № 744-ст ГОСТ Р 12.4.191-2011 (EH 149:2001+А.1:2009) «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия» отменен с 01.06.2016 в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия».

В отношении приобретаемого товара «патрон 3М 6051 (фильтр) сменный (3М) или аналог GID 358366» установлено требование о соответствии ГОСТ Р 12.4.194-99.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2013 № 2422-ст ГОСТ Р 12.4.194-99 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противоаэрозольные. Общие технические условия» отменен с 01.06.2014.

Таким образом, Заказчиком установлено явно невыполнимое для участников закупки требование, которое препятствует возможности принять участие в конкурентной закупке.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

– требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования Закупочной документации в рассматриваемой части неправомерны, что указывает на несоблюдение заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

2. По мнению Заявителя, в отношении приобретаемого товара «Респиратор Лепесток 200 ШБ-1 или аналог GID 327272» установлены следующие требования:

коэффициент проникновения аэрозолей – не более 0,4 %;

сопротивление дыханию – не более 42 Па;

кратность превышения допускаемых концентраций аэрозолей в окружающем воздухе при расходе частиц, мкм 200.

Документ системы стандартизации ГОСТ 12.4.294-2015 и технический регламент ТР ТС 019/2011 таких понятий не содержат, что затрудняет определение потребности Заказчика, а также подтверждение соответствия указанному требованию.

Вместе с тем Комиссией установлено наличие необходимых понятий.

Согласно п. 7.9 ГОСТ 12.4.294-2015 Проникание через фильтрующую полумаску.

7.9.1 Коэффициент проникания через фильтрующую полумаску. Коэффициент проникания через фильтрующую полумаску определяют на человеке. Коэффициент должен учитывать подсос по полосе обтюрации, проникание через клапан выдоха (при его наличии) и проницаемость фильтрующего материала.

Коэффициент проникания через фильтрующую полумаску не должен превышать в 46 из 50 результатов отдельных испытаний (10 человек по 5 упражнений) следующих значений:

- 25% - для фильтрующих полумасок FFP1;

- 11% " " " FFP2;

- 5% " " " FFP3.

Решение принимают по среднеарифметическому значению, рассчитанному для каждого из 10 испытателей. При этом для 8 из 10 испытателей коэффициент проникания через СИЗОД не должен превышать:

- 22% - для фильтрующих полумасок FFP1;

- 8% " " " FFP2;

- 2% " " " FFP3.

Пункт 8.5 ГОСТ 12.4.294-2015 «Коэффициент проникания через фильтрующую полумаску»

Согласно п. 8.5.1.1 ГОСТ 12.4.294-2015 коэффициент проникания через фильтрующую полумаску определяют при использовании аэрозоля хлорида натрия.

Испытывают 10 образцов:

пять в состоянии после поставки и пять после температурного воздействия в соответствии с 8.3.2.

Перед испытанием проводят осмотр полумасок для того, чтобы убедиться, что они находятся в хорошем рабочем состоянии и не представляют опасности при использовании.

Осмотр проводят в соответствии с 8.2.

К испытаниям привлекают 10 практически здоровых людей годных по состоянию здоровья, без бороды и бакенбардов, знакомых с данными или подобными фильтрующими полумасками и ознакомленных также с характером испытаний и условиями их проведения.

Не следует привлекать к испытаниям людей, для которых невозможно добиться удовлетворительного прилегания фильтрующей полумаски.

Протокол испытаний должен содержать описание четырех основных параметров лиц испытателей в миллиметрах (для информации), представленных на рисунке 2.

Пункт 7.17.2 ГОСТ 12.4.294-2015 «Сопротивление дыханию». Пункт 7.17.2.1 «Фильтрующие полумаски с клапанами». Сопротивление воздушному потоку на вдохе после запыления (8.10) при расходе постоянного воздушного потока 95 дм3/мин не должно превышать:

- 400 Па - для фильтрующих полумасок с клапанами FFP1;

- 500 Па " " " FFP2;

- 700 Па " " " FFP3.

Сопротивление воздушному потоку фильтрующих полумасок с клапанами после запыления (8.10) на выходе не должно превышать 300 Па при расходе постоянного воздушного потока 160 дм3/мин.

В связи изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.

При этом установленный Заказчиком показатель «кратность превышения допускаемых концентраций аэрозолей в окружающем воздухе при расходе частиц, мкм 200» отсутствует, как в ТР ТС 019/2011, так и в ГОСТ 12.4.294-2015.

В свою очередь, Заказчиком обоснования, установления нестандартного наименования и значения на заседание Комиссии не представлено. Указанное не позволяет однозначно определить потребность Заказчика и подготовить заявку на участие в конкурентной закупке, которая соответствовала бы требованиям Заказчика

На основании изложенного, показатель «кратность превышения допускаемых концентраций аэрозолей в окружающем воздухе при расходе частиц, мкм 200» неправомерно установлен в Закупочной документации, а довод жалобы в рассматриваемой части признается обоснованным.

3. В отношении приобретаемых товаров «Полумаска 6200 3М или аналог GID 327267», «Полумаска 7501 3М или аналог GID 32725», «Полумаска 7502 3М или аналог GID 550617», «Полумаска 7503 3М или аналог GID 274471» установлено требование об их соответствии ГОСТ 12.4.294-2015.

Заявитель указывает, что из Единого реестра Росаккредитации (сертификаты соответствия ТР ТС 019/2011 № ЕАЭС RU С-GB.СЩ18.В.00074/19 и № ТС RU С-GB.СЩ18.В.00021/18) следует, что данные приобретаемые Заказчиком полумаски изготавливаются и соответствуют ГОСТ 12.4.244-2013 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски и четвертьмаски из изолирующих материалов. Общие технические условия». Соответствие ГОСТ 12.4.294-2015 в технической и эксплуатационной документации указанных полумасок не отражено.

Кроме того, из части 1 ГОСТ 12.4.294-2015 следует, что данный стандарт распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей. Частью 4 ГОСТ 12.4.294-2015 предусмотрено, что полумаска предназначенные для защиты от аэрозолей состоит целиком или частично из фильтрующего материала, формирующего лицевую часть. В свою очередь, приобретаемые Заказчиком полумаски и их аналоги являются полумасками из изолирующих материалов, что следует из Единого реестра Росаккредитации и ГОСТ 12.4.244-2013.

В отношении приобретаемого товара «патрон 3М 6051 (фильтр) сменный (3М) или аналог GID 358366» установлено требование об обеспечении защиты от органических паров с температурой кипения выше +65оС, пыли, туманов, краски, лака, эмали, пестицидов, асбеста, радионуклидов, формальдегида, хлора, хлористого водорода, диоксида серы, диоксида хлора, фтороводорода и других химических и механических загрязнений.

Вместе с тем из Единого реестра Росаккредитации (сертификаты соответствия ТР ТС 019/2011 № ТС RU С-GB.СЩ18.В.01202) следует, что фильтры 3М 6051 являются противогазовыми фильтрами, соответствующими марке А1 по ГОСТ 12.4.235-2012. В соответствии с подпунктом 12 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 и пунктом 4.1.1.1 ГОСТ 12.4.235-2012 фильтры марки А обеспечивают защиту от органических газов и паров с температурой кипения свыше 65°С, установленных изготовителем.

В свою очередь, пыль, туман, асбест, радионуклиды, формальдегид, хлор, хлористый водород, диоксид серы, диоксид хлора, фтороводород не являются органическими газами и парами с температурой кипения свыше 65°С. В соответствии с ТР ТС 019/2011 и ГОСТ 12.4.235-2012 защиту от указанных веществ обеспечивают противоаэрозольные или комбинированные фильтры, соответствующие маркам В, Е и Р, к которым не относится заявленный Заказчиком фильтр 3М 6051.

Таким образом, Заказчиком установлены требования об обеспечении защиты, которые не соответствуют заявленному предмету закупки – фильтру 3М 6051 или его аналогам, а требование о соответствии данных приобретаемых товаром ГОСТ 12.4.294-2015 не может быть выполнено, поскольку указанный стандарт не имеет никакого отношения к приобретаемому товару. Указанные обстоятельства препятствуют возможности принять участие в конкурентной закупке.

В связи с изложенным, довод жалобы признается обоснованным.

4. В отношении приобретаемых товаров: «полумаска 7501 3М или аналог GID 32725», «полумаска 7502 3М или аналог GID 550617», «полумаска 7503 3М или аналог GID 274471» установлено следующее требование: степень защиты до 50 ПДК.

Вместе с тем сама по себе полумаска, без комплектации фильтрами, не обеспечивает защиту от паров (газов) и аэрозолей опасных веществ, так как является лишь лицевой частью (не обеспечивающей фильтрацию) средства индивидуальной защиты органов дыхания, что следует из части 1 ГОСТ 12.4.244-2013. Кроме того, из пункта 2.2 ГОСТ 12.4.244-2013 следует, что полумаска лишь обеспечивающая подачу очищенного воздуха к органам дыхания, при этом, сама по себе фильтрацию (очистку) такого воздуха не обеспечивая.

Применение к полумаске понятия степень защиты в отрыве от фильтров и класса их эффективности, с которыми она будет применяться является некорректным, а подтверждение соответствия показателю (50 ПДК) отдельно для изолирующей полумаски не может быть подтверждено.

Таким образом, участники Закупки не смогут подтвердить соответствие установленному требованию, поскольку в описании предмета закупки Заказчиком не указано с фильтрами какой марки и класса эффективности по ГОСТ 12.4.235-2012 будут использованы приобретаемые полумаски.

Указанные обстоятельства препятствуют возможности принять участие в конкурентной закупке, в связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.

5. В подразделе 5.2 Технической части Закупочной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении письма (или другого документа) от изготовителя продукции (в случае если поставщик не является изготовителем продукции), подтверждающего необходимые полномочия на поставку, распространения фирменных гарантийных обязательств от изготовителей продукции.

Комиссия пришла к выводу, что установление такого положения Закупочной документации неправомерно.

Комиссия, рассматривая нарушения на которые ссылается Заявитель, считает возможным применить позицию изложенную в обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018.

Установленная в Закупочной документации вариативность в представлении документов, подтверждающих требуемый статус, фактически предполагает, что участник закупки должен быть либо производителем товаров, либо уже иметь соответствующие договорные отношения с производителем, с безусловностью позволяющие определить наличие между данными лицами обязательств гражданско-правового характера, выраженное в определенном виде документа.

Вместе с тем, Заказчик не учитывает того, что указанное требование, само по себе не может гарантировать качество товара, правоспособность участника закупки к его отчуждению, но устанавливает соответствующий необоснованный барьер для участия в конкурентных процедурах для иных лиц.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание, что Заказчик в силу Закона о закупках для удовлетворения своих потребностей в том или ином товаре обязан проводить конкурентную процедуру на основе определенных данным законом принципов. Однако в настоящем случае, Заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки посредством установления спорного требования к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона.

Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.

Таким образом, довод жалобы признается обоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АППОМЕД» (ОГРН: 5137746212082, ИНН: 7733865216) на действия АО «Атомэнергоремонт» (ОГРН: 1085029002079, ИНН: 5029112443) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3
    и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-14697/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

08.09.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08.09.2020 по делу № 077/07/00-14697/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «Атомэнергоремонт» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку индивидуальных средств защиты органов дыхания (реестровый № 32009435513) (далее — Закупка):

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в документацию с учётом решения Комиссии от 08.09.2020 по делу № 077/07/00-14697/2020.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 2 (двух) рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закупочной документации.

    6. Заказчику разместить информацию о каждом действии по исполнению предписания в течение трех дней после выполнения пункта в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС)

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.10.2020.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.10.2020 с приложением подтверждающих документов.

      1. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны